Теория потребительского выбора и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Для более четкого изложения проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты, входящие в понятие и оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: модель поведения потребителя, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителя, бюджетное ограничение потребителя, правило максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.

Содержание

Введение 3
Полезность продукта и проблемы ее измерения 5
Количественный подход (кардиналистский) к измерению полезности 5
Порядковый (ординалистский) подход 9
Излишек потребителя и производителя 11
Кривые безразличия и бюджетное ограничение 13
Бюджетное ограничение потребителя 15
Оптимум потребителя 17
Кривая Энгеля 18
Эффект замены и эффект дохода. Уравнение Слуцкого и Хикса 20
Заключение 28
Литература 29

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по теме_ «теория потребительского выбора и ры.docx

— 1.68 Мб (Скачать файл)

P


           S    

P1 a              E

            b

     D

0   Q1         Q

Рис. 4 Излишек потребителя и производителя

 

Излишек потребителя – весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителя характеризует изменение его благосостояния. Кривая предложения S показывает минимальную цену, по которой производитель готов продать свой товар. Если рыночная цена составляет P1, то производитель готов продать Q1 единиц товара. Излишек производителя представлен треугольником b являющимся разностью между рыночной ценой, по которой он продал товар, и минимальной ценой, по которой он был бы готов продать товар, ограниченной кривой предложения S.

Таким образом, излишек производителя – дополнительный доход владельца факторов производства, возникающий вследствие того, что рыночная цена на продукцию оказалась выше той, по которой производитель готов был ее продавать (т.е. прямая или косвенная получаемая полезность оказывается больше полезности того, от чего отказываются).

 

Кривые безразличия и бюджетное ограничение

 

В ординалистской теории полезности система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.

Как мы уже говорили ранее для измерения субъективной полезности используется относительная шкала. При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага (рис. 5).

Рис. 5 Кривая безразличия в трехмерном пространстве

 

Поскольку величина полезности зависит от количества благ, то функция полезности блага Х представлена кривой U1, блага Y - U2. Общая полезность двух благ в трехмерном пространстве может быть отложена на оси Z. Для любой точки L кривой U1 может быть найдена такая точка К кривой U2, обозначающая одинаковую с ней полезность для потребителя. Соединив все точки на поверхности К0L, мы получим кривую KR1 R2L – геометрическое место точек, каждая из которых представляет одинаковые по полезности потребительские наборы двух благ. Проекция К'R1'R2'L' кривой КR1R2L на плоскость Y0X сохраняет все свойства первоначальной кривой и называется кривой безразличия.

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 6).


 

 

 

 

                       U1

                                                U2

                             U3  

                        

Рис. 6 Карта кривых безразличия

 

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

1.  Кривая безразличия, расположенная  справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.

2.  Кривые безразличия всегда  имеют отрицательный наклон, ибо  рационально действующие потребители  будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.

3.  Кривые безразличия имеют  вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися  предельными нормами замещения.

4.  Кривые безразличия никогда  не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения блага на другое благо.

5.  Наборы благ на кривых, более  удаленных от начала координат, более предпочтительны наборам  благ, расположенным на менее  удаленных от начала координат  кривых.

 

Бюджетное ограничение потребителя

 

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение. Оно показывает, все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) − это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно строить кривую безразличия, которая будет иметь точку касания с бюджетной линией.

Если I – доход потребителя, PX – цена блага Х, PY – цена блага Y, а Х и Y составляют соответственно купленных количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = PX Х + PY Y     или в несколько ином виде:

Y =

, Х  где
– угловой коэффициент прямой расходов, который измеряет наклон этой прямой к оси абсцисс.

При Х=0, Y= , то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на цену этого блага. При Y=0, Х= , то есть мы находим количество блага Х, которое потребитель может купить по цене PX (рис 7).

   Y      


 

 

 

 

 

                         

          1.                        X 

                        Рис. 7 Бюджетное ограничение

 

Если доход потребителя уменьшится, а цены на блага останутся неизменными, произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вниз при росте дохода и неизменных ценах наблюдается параллельный сдвиг бюджетной линии вверх.

                                           Оптимум потребителя

 

         Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.

Оптимум потребителя − точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:

•   находиться на бюджетной линии;

•   предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на рис. 8

 


         Y

         N

А

       В   U3

                     

  Е       U2 

U1

       M       X

  Рис. 8 Равновесие потребителя.

 

Потребитель может свободно выбрать любую точку на линии NМ. Точки, расположенные правее и выше прямой NМ, недоступны, ибо им соответствует доход больший, чем располагает потребитель. Точки, расположенные левее и ниже прямой NМ, не отвечают условию, согласно которому весь доход должен тратиться.

Потребитель выбирает ту точку, в которой он получает наибольшее удовлетворение. Она расположена в точке касания бюджетного ограничения с кривой безразличия. На рис. 8 такой точкой является точка В. В точке касания предельная норма замещения равна отношению цен РY/РX.. Такая точка касания, в которой бюджетная линия лишь соприкасается, но не пересекает линию безразличия, соответствует наивысшему уровню полезности, доступному потребителю. В соответствии с графиком потребитель достигает равновесия там, где наклон бюджетной линии точно равен наклону кривой безразличия. Именно в точке В данные наклоны совпадают.

Таким образом, оптимум потребителя находится в точке В. В этой точке норма замещения потребителя точно равна наклону бюджетной линии. Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:MRS =

                          Кривая Энгеля

 

Далее мы рассмотрим какое влияние оказывает изменение дохода потребителя на структуру его расходов. Первым исследователем, который обратил внимание на эти вопросы был немецкий математик Эрнст Энгель (1821-1896). На основе данных о расходах семей с разным уровнем дохода он установил, что с ростом доходов потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. То есть, прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, потом - промышленными, а после - высококачественными благами. Подобное поведение мы можем иллюстрировать при помощи кривых Энгеля.

Кривой Энгеля называется зависимость объема потребления товара от дохода потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.

Для нормальных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон. Кривая Энгеля может быть построена путем установления связи между оптимальными объемами потребления товара Х и соответствующими уровнями дохода KL и KL1 на рис.

Рис. 9 Изменение оптимума потребителя 

 

Например, если Е1 (Х1, Y1) и Е2 (Х2, Y2) представляют оптимум потребителя при доходе KL и KL1, то точки Е1 (I1, X1) и Е2 (I2, X2) и есть точки кривой Энгеля товара Х. Таким образом, линия FF – кривая Энгеля товара Х. (рис. 10)

Рис. 10 Кривая Энгеля товара Х

 

На практике мы чаще интересуемся расходами на объединенные группы товаров – продовольственные, непродовольственные, услуги и т.д.

В этом случае кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля, характеризующую зависимость расходов на ту или иную группу товаров от уровня дохода покупателя.

Кривая расходов Энгеля показывает различие между нормальными, некачественными и высококачественными товарами. На рис. Где по ординатам отложены расходы на товар Х, представлены три кривые расходов Энгеля.

Рис. 11 Кривые расходов Энгеля. а – нормальный товар; б – некачественный товар; в – высококачественный товар

 

На каждой из трех частей рис. Проведены лучи из начала координат под углом 45°. Если бы кривые расходов Энгеля совпадали с этими лучами, это означало бы, что весь доход потребитель расходует лишь на один товар Х (или соответственно на одну агрегированную группу товаров). Поэтому такие лучи образуют верхние пределы реальных кривых расходов Энгеля.

На рис. 11а расходы на товар Х растут медленнее, чем растет доход. На рис. 11в, расходы на Х растут быстрее, чем растет доход. Следовательно, товар Х в данном случае является высококачественным. Наконец, на рис. 11б, расходы на товар Х с увеличением дохода снижаются. Следовательно, в этом случае товар Х является некачественным.

 

Эффект замены и эффект дохода. Уравнение Слуцкого и Хикса

 

Рассмотрим теперь, каким образом изменение цены товара оказывает влияние на объем спроса потребителя на этот товар при неизменности цен прочих товаров и доходов потребителя.

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно исключить влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно исключить эффект замены.

Существуют два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е.Слуцкого.

  1. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода.
  2. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода.

Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов. Сначала мы рассмотрим версию, предложенную Хиксом, как более общую. Затем покажем особенности решения, предложенного Слуцким.

Информация о работе Теория потребительского выбора и рыночный спрос