Теория потребительского выбора и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Для более четкого изложения проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты, входящие в понятие и оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: модель поведения потребителя, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителя, бюджетное ограничение потребителя, правило максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.

Содержание

Введение 3
Полезность продукта и проблемы ее измерения 5
Количественный подход (кардиналистский) к измерению полезности 5
Порядковый (ординалистский) подход 9
Излишек потребителя и производителя 11
Кривые безразличия и бюджетное ограничение 13
Бюджетное ограничение потребителя 15
Оптимум потребителя 17
Кривая Энгеля 18
Эффект замены и эффект дохода. Уравнение Слуцкого и Хикса 20
Заключение 28
Литература 29

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по теме_ «теория потребительского выбора и ры.docx

— 1.68 Мб (Скачать файл)

Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рисунке 12. Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам PX и PY. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления товара Х в количестве Х1.

 

 Рис. 12 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена Х понижается

 

В случае снижения цены Х до PX1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара Х в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара Х выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2.

Теперь определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившимся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L', параллельную линии КL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания Е3 и соответствующий объем потребления товара Х3.

Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от Е1 к Е3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром Х. Он равен разности X3 – X1. Следовательно, эффект дохода составит X2 – X3. Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке Е2 выше, чем в точке Е3.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара Х повышается.

Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими. Эффект дохода может быть отрицателен для нормальных товаров, положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход – потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход – потребление вертикальна). В нашем примере эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара Х при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен – чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным.

Так, на рис. (на нем показаны лишь бюджетные линии KL и KL1 и вспомогательная линия К'L', точки их касания с опущенными на рисунке кривыми безразличия обозначены соответственно Е1 – Е3) общий результат повышения цены товара Х (X1 – X2) разлагается на эффект замены X1 – X3 и эффект дохода X3 – X2, при этом (X1 – X3) > (X3 – X2).

Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается – его объем изменяется в том же направлении, что и цена. На рисунке 13 (X3 – X2) > (X1 – X3). Такие товары называются товарами Гиффена.

 

Подход Слуцкого к разложению общего результат изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода.

                                                                                            (Рис. 13)

Эффект замены и эффект дохода.

Цена Х повышается.

 

 а – некачественный  товара;

 б – товар Гиффена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исключение эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса. 

Поэтому на рис. 14 вспомогательная бюджетная прямая К'L', параллельная КL1, проводится не как касательная к прежней кривой безразличия U2U2, а строго через точку Е1, соответствующую оптимальному набору товаров Х и Y при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой, чем U2U2, кривой безразличия U3U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной  компенсации потребителю падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара Х (X1 – X2) разлагается на эффект замены  (X1 – X3) и эффект дохода (X3 – X2). Заметим, что движение от Е1 к Е2 происходит не вдоль кривой безразличия, как на рис., а вдоль вспомогательной бюджетной прямой  К'L'

Рис. 14 Эффект замен и эффект дохода по Слуцкому. Цена Х повышается.

 

 

Сравнив два подхода, мы видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

Различия в подходах Хикса и Слуцкого удобно рассмотреть, совместив их на одном рисунке (рис. 15).

Рис. 15 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу и по Слуцкому.

 

Здесь KL – бюджетная прямая при номинальном доходе I и ценах PХ  PY, ее уравнение

Х PХ + Y PY = I;

KL1 – бюджетная прямая при том же номинальном доходе I и ценах PХ +∆ PХ и PY (причем ∆ PХ < 0), ее уравнение

Х (PХ + ∆ PХ) + Y PY = I;

Е0 и Е1 – оптимальные комбинации товаров Х и Y до и соответственно после снижения цены Х; К'L' и К''L'' – вспомогательные бюджетные прямые соответственно по Хиксу и по Слуцкому. Их уравнения

IH = Х (PХ + ∆ PХ) + Y PY│U=const,

IS = Х (PХ + ∆ PХ) + Y PY│X,Y=const,

H - и S – комбинации товаров Х и Y, отвечающие требованию неизменного реального дохода соответственно по Хиксу и по Слуцкому.

Теперь мы можем представить методы разложения общего результата изменения цены по PХ по Хиксу и по Слуцкому в виде двух равенств:

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по Хиксу),

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х3) + (Х3 - Х1) (по Слуцкому).

Левые части формул характеризуют общий результат изменения цены PХ в мере изменения объема спроса на товар Х, и в обоих случаях они одинаковы. Правые части представляют суммы эффектов дохода и замены. Очевидно, что разница в распределении общего результата на эффект дохода и эффект замены составляет Х3 - Х2. В первой формуле эта величина входит в эффект дохода, а во второй – в эффект замены.

Можно показать, что величина Х3 - Х2 → 0 при PХ → 0, так что при малых изменениях PХ подходы Хикса и Слуцкого дают практически одинаковый результат. В дифференциальной форме равенства имеют вид

 

I,Py=const = U=const U,Py=const (по Хиксу),

I,Py=const = −X1 + Py=const, Is=I+x1∆Px     (по Слуцкому).

Левые части формул одинаковы и представляют общий результат изменения PХ при неизменных номинальном доходе I и цене PY. Здесь Х/ PХ всегда отрицателен, так как цена и количество изменяются в противоположных направлениях.

Знак перед первым слагаемым правой части (эффект дохода) зависит от знака сомножителя Х/ I. Если Х – нормальный товар, Х/ I > 0 и эффект дохода отрицателен (снижение цены увеличивает реальный доход, и покупки нормального товара возрастают). Если Х – некачественный товар, Х/ I < 0 и эффект дохода положителен (снижение цены увеличивает реальный доход, и покупки некачественного товара сокращаются). В этом случае эффекты замены и доходы разнонаправлены. Наконец, если Х – товар Гиффена, положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, так что общий результат изменения PХ оказывается положительным, Х/ PХ > 0 (повышение цены вызывает увеличение спроса на товар).

 

                                                       Заключение

 

В заключении, в результате наших изысканий теорию потребительского выбора и рыночного спроса можно подытожить следующими выводами:

1.  Теория  потребительского выбора основана  на предположении, что люди ведут себя рационально в попытке увеличения  удовлетворения своих потребностей, покупая   товары   и   оплачивая   услуги   в   определенном   их сочетании.

2. Потребители  делают  свой  выбор  путем  сравнения наборов потребительских товаров и услуг.

3. Потребительские  предпочтения  могут  быть  полностью объяснены совокупностью кривых или  картой безразличия. Такая карта безразличия  обеспечивает порядковое  ранжирование  всех  наборов  благ,  которые  может выбрать потребитель.

4. При   описании   потребительского   выбора   следует рассматривать   два   взаимосвязанных   элемента:   потребительские предпочтения и бюджетную линию, которая ограничивает выбор человека.

5. Бюджетная линия содержит все сочетания товаров, на покупку которых потребители расходуют свои доходы. Бюджетные линии сдвигаются вправо в результате роста потребительского дохода, они поворачиваются вокруг фиксированной точки  (на вертикальной оси), когда цена одного товара (на горизонтальной оси) изменяется, а доход и цена другого — нет.

6. Потребители максимизируют удовлетворение,  которого могут достичь при ограниченном доступном им бюджете. 

7. С ростом доходов потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, потом - промышленными, а после - высококачественными благами.

 

Литература

 

  1. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства // Избр.соч. СПб., 1867. Т.1
  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая школа". 1997. Том 1.
  3. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория: Учебник – 2-е изд.,  М.: Эксмо, 2011
  4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. Т. 1.-М, 2006.
  5. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д. Л., Микроэкономика. Пер. с англ.: Березнева Т.Д. – М.: Дело, 2009.
  6. Рязанова О.Е. Макроэкономика. Курс лекций.
  7. Сидорович А.В Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф.., 2-е издание- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство "Дело и сервис",2001.
  8. Чепурина М.Н. Курс экономической теории: Учеб. Под ред.– Киров, 2007.

 

 

 

 


 



Информация о работе Теория потребительского выбора и рыночный спрос