Теория спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:03, доклад

Краткое описание

В экономике слово «спрос» означает желание приобрести товар или услугу, а также готовность и возможность за них заплатить. Спрос – это количество продукта, которое потребители готовы покупать по определенной цене в течение определенного периода времени. Например, мы можем сказать, что величина спроса на яблоки на Вольском рынке по цене 5 руб. составляет 110 кг в неделю.

Вложенные файлы: 1 файл

Теорія спросу.docx

— 45.48 Кб (Скачать файл)

В экономике слово  «спрос» означает желание приобрести товар или услугу, а также готовность и возможность за них заплатить. Спрос – это количество продукта, которое потребители готовы покупать по определенной цене в течение определенного периода времени. Например, мы можем сказать, что величина спроса на яблоки на Вольском рынке по цене 5 руб. составляет 110 кг в неделю.

Опыт показывает, что за очень небольшими исключениями величина спроса увеличивается при  снижении цены и уменьшается при  повышении цены. Такое явление в экономике получило название «закона спроса», который формулируется так: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах, чем при высоких.

«При прочих равных условиях» - это очень важная часть  формулировки. Мы можем с некоторой  уверенностью утверждать, что спрос  на товары будет больше, когда его  цена упадет, только если мы допустим, что другие факторы не изменятся, например не уменьшатся доходы потребителей, их вкусы или цены на другие товары и т.д. Об этих факторах мы поговорим  позже. 

 

Цена  яблок (руб.)

Величина  спроса (кг)

6

80

5

110

4

150

3

200

2

260

1

380

Таблица 1

 

 

 

Если мы, продолжая  наш пример с яблоками, составим таблицу, которая показывает, как  изменяется величина спроса при различных  ценах, то можем получить, к примеру, следующие результаты (см табл. 1).

Такая таблица называется шкалой спроса.

Если числовые данные этой шкалы перенести на график, то мы получим кривую спроса (см. рис 1).

Таким образом, между  уровнем рыночной цены (Р) и количеством  продукции, на которую предъявляется  спрос (Q) существует обратная зависимость. То есть функцию спроса математически можно выразить как  ;

Кривая спроса показывает, что происходит с величиной спроса при изменении цены и неизменности других факторов. Однако в реальной жизни эти «другие факторы», которые  называются условиями спроса обязательно меняются. С изменением этих условий изменяется и кривая спроса.

Термин «изменение спроса» часто неправильно понимается начинающими изучать проблему предложения  и спроса. Они часто употребляют  его как для характеристики сдвига на кривой спроса, так и для смещения самой кривой спроса. На самом деле эти сдвиги вызваны абсолютно  разными причинами. 

 

Цена  яблок (руб.)

Величина  спроса (кг)

Величина  спроса после его увеличения (кг)

6

80

130

5

110

160

4

150

200

3

200

250

2

260

310

1

380

430

Таблица 2

   

 

 

Вернемся к таблице 1, по которой мы построили кривую спроса DD. Добавим в нее третью колонку (см. табл. 2) с другими данными, по которым построим новую кривую спроса D1D(см. рис. 2). Таким образом, мы получили две кривые спроса, каждая из которых могла бы сложиться при определенных условиях (факторах). Каковы эти факторы, перемещающие кривую спроса из положения DD в D1Dили наоборот? Изменение цены товара (в данном случае яблок) приводит только к перемещению точки на кривой спроса. Факторы же, которые приводят к перемещению всей кривой спроса, таким образом, являются неценовыми. Они перемещают кривую спроса на данный товар независимо от цены на этот товар. Поэтому причины смещения кривой спроса называются неценовыми факторами изменения спроса. Перечислим наиболее существенные из них:

ü Изменение в денежных доходах населения: рост доходов увеличивает спрос, уменьшение снижает;

ü Изменения в структуре населения, т.е. преобладание в населении каких либо возрастных групп, социальных или половых изменяет и спрос на определенные товары;

ü Изменения покупательских ожиданий, как экономических, так и неэкономических могут увеличивать число определенных покупок;

ü Наличие и отсутствие на рынках взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров;

ü Субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношения к моде, дизайну товаров;

ü Изменения условий продажи товаров в рассрочку;

ü Конкуренция потребителей;

ü Экономическая политика правительства.

ü и др.

Исходя из выше сказанного понятно, что если снизить цену, то можно продать больше товаров. Однако фирму интересует, возрастет или  уменьшится ее общий доход, если она  снизит цену. Если фирма снизит цены и увеличит тем самым объем  продаж, то возрастет или уменьшится общий доход фирмы? Ответ на этот вопрос зависит от того, на сколько изменится объем продаж при изменении цены. Увеличение или уменьшение общего дохода фирмы (выручки от продаж) зависит от эластичности спроса.

Эластичность спроса – это ответная реакция величины спроса на изменение цены;

- если незначительное  изменение цены приводит к  относительно существенному изменению  спроса, мы говорим, что спрос эластичный;

- если значительное  изменение цены приводит к  относительно несущественному изменению  величины спроса, мы говорим, что  спрос неэластичный.

Эластичность спроса можно измерить с помощью следующей  формулы:

 Процент изменения величины спроса

                     =   Эластичность спроса                                     

    Процент изменения цены


 

 

Спрос называется эластичным, когда  процент изменения его величины больше, чем процент изменения  цены, т. е.

 
 


Рассмотрим  пример: Рис. 6 показывает, что снижение цены с 20 до 18 рублей за единицу продукции вызывает увеличение спроса со 100 до 150 единиц. Процент изменения величины спроса:  ;

Процент изменения  цены:  ; Эластичность спроса = 

Следовательно, в  диапазоне цен от 20 до 18 рублей спрос эластичен.

Что произойдет с  общим доходом (выручкой) фирмы?

Когда цена равна 20 рублям, выручка составит 20´100 = 2000 рублей. Когда цена равна 18 рублям, выручка = 18´150 = 2700 рублей.

Поэтому при эластичном спросе снижение цены приводит к увеличению доходов фирмы, а повышение цены снижает общий доход фирмы.

Спрос называется неэластичным, когда процент изменения его  величины меньше, чем процент изменения  цены:

Рассмотрим  пример: Рис. 7 показывает, что увеличение цены с 4 до 6 руб. приводит к уменьшению величины спроса с 200 до 160 единиц. Процент изменения величины спроса:  ; Процент изменения цены:  ; Эластичность спроса =   = 0,4. Следовательно, в диапазоне цен от 4 до 6 рублей спрос неэластичен.

Что произойдет с  общей выручкой фирмы?

Когда цена равна 4 рублям она составит 4´200 = 800 рублей. Когда цена равна 6 рублям, общий  доход составит 6´160 = 960 рублей.

Поэтому при неэластичном спросе повышение цены приводит к увеличению общего дохода фирмы, а снижение цены к уменьшению выручки.

Однако  имеются два исключения:

 
 


На Рис. 8 показана ситуация, когда изменение цены не оказывает никакого влияния на величину спроса: она остается неизменной при  любой цене. В таком случае спрос  называется совершенно эластичным. Эластичность спроса = 0.

На Рис. 9 изображена противоположная ситуация, когда  по цене ОР люди готовы покупать все, что  им предлагают. Они купили бы бесконечное  количество товара, если бы это было возможно. В таком случае спрос  называется совершенно неэластичным. Эластичность спроса = ¥.

Почему спрос  на одни товары эластичен, а на другие не эластичен? Перечислим наиболее существенные факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса:

1. Наличие заменителей. Если у товара есть несколько близких заменителей, которые продаются по одинаковым ценам, спрос на него будет эластичным. Небольшое повышение цены приведет к тому, что многие потребители переключатся на заменители, которые станут теперь относительно дешевле, а небольшое снижение цены привлечет многих покупателей, которые ранее пользовались заменителями. Например, можно сказать, что спрос на определенный сорт кофе, стирального порошка или корма для домашних животных эластичен, потому что другие сорта являются близкими заменителями.

2. Привычка. У людей вырабатывается привычка, например, к определенным сигаретам. В этом случае спрос не будет эластичным, потому, что для таких людей эти товары не имеют заменителей.

3. Предметы роскоши и товары первой необходимости. Спрос на товары первой необходимости не эластичен, потому, что мы не можем без них обойтись. А спрос на предметы роскоши эластичен, потому что объем потребления этих товаров в огромной степени зависит от их цен.

Какая часть дохода затрачивается  на данный товар. Если общие затраты (в неделю, месяц) на товар или услугу составляют малую часть дохода домохозяйства, спрос на них будет не эластичным. Например, увеличение цены коробки спичек на 5 копеек считается небольшим. На самом деле в процентном отношении это довольно большое увеличение. Но на величину спроса оно окажет незначительное влияние. Поэтому спрос на спички не эластичен; то же самое можно сказать о столовой соли, шнурках для ботинок и заколках для волос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дніпропетровський Університет імені Альфреда Нобеля

Кафедра Міжнародної  Економіки та економічної теорії

 

 

 

 

 

 

НАУКОВА РАБОТА

На конкурс  студентських робіт з Нобелівської тематики

«Теорія попиту» 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виконала  студентка групи МЕК-12

Нікіфорова  А.О 

Перевірила

Воробйова Є.К

 

 


Информация о работе Теория спроса