Антициклический характер развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Экономический кризис – это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях. Это, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом.

Содержание

Введение
Общая характеристика и фазы экономического цикла
Зарубежные и отечественные теории экономических кризисов
Государственное антициклическое регулирование
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач макро.docx

— 85.13 Кб (Скачать файл)

В январе-декабре 2005 года, по предварительным  данным, в консолидированный бюджет поступило 30800,9 млрд. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23413,6 млрд. рублей.Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26%. Дефицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-декабрь 2005 года 1050 млрд. рублей, или 1,6% к ВВП, профицит ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или 1% ВВП. В целом дефицит консолидированного бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП (за 2004 год - профицит - 0,9% к ВВП). [5].

Широкое использование в дальнейшей практики бюджетно-налогового регулирования  будет придаваться трансфертам (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление коммунальных услуг и другие выплаты населению  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), которые  увеличены согласно указу А.Г.Лукашенко  к концу 2006 года на 19,5%.

Дотации и субсидии как и раньше будут предоставляться только государственному сектору согласно бюджету на 2008 год.

Так, например, из республиканского бюджета  за счет средств, предусмотренных на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, выделяются субсидии в сумме 48188600 тыс.рублей для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства на возмещение части расходов на приобретение автомобильного топлива в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

В целом же бюджетно-налоговая политика на направлена на обеспечение устойчивого  экономического роста, снижение налогового бремени для налогоплательщиков и дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних  рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства  Беларуси и России.

Современная же денежно-кредитная  политика Республики Беларусь зачастую выглядит "плаванием против течения", она призвана стимулировать деловую  активность в условиях депрессии  и стабилизировать экономический  подъем, чтобы избежать перегрева

Так, на основе анализа основных направлений  денежно-кредитной политики можно  сделать вывод, что основным направлением денежно-кредитной политики, как  и прежде остается удержание обменного курса белорусского рубля и его покупательской способности, при безусловной попытки привязать его к российскому рублю и попытки снизить темпы инфляции.

В целом основными целями развития экономики были и будут:

1) рост реального ВВП и производства;

2) снижение сальдо торгового  баланса;

3) увеличение валютной выручки;

4) рост инвестиций.

В 2005 году предприятиями и организациями  республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 119,8 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 12,2% больше, чем в 2004 году. Оплаченная выручка  составила 96,9% от всей выручки, или 116 трлн. рублей.

По итогам 2005 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась  в размере 9,9 трлн. рублей, или 15,6% от произведенного валового внутреннего  продукта (за 2004 год – 15,8%), что в  реальном выражении на 14,1% больше, чем  в 2004 году. Рентабельность реализованной  продукции осталась на том же уровне (13,5%), рентабельность продаж увеличилась  на 0,1 процентный пункт и составила 8,3%.

В 2005 году хозяйствующими субъектами республики было получено 9,95 трлн. рублей прибыли до налогообложения в  текущих ценах, или 15,6% ВВП (в 2004 году – 14%). По сравнению с 2004 годом сумма  прибыли до налогообложения возросла на 29,4% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 34,9%, составив 6,4 трлн. рублей. Почти 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль  предприятий промышленности.

В 2005 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году (при  прогнозных темпах прироста 15,5-17,5%). Доля инвестиций в основной капитал в  ВВП увеличилась с 21,6% в 2004 году до 23,3% в 2005 году[5].

На объекты производственного  назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного  назначения возросли на 20,7%. На строительство  жилых домов использовано 2,5трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в эксплуатацию введено 3780 тыс. квадратных метров жилья –  на 7,9% больше, чем в 2004 году. Основными  источниками инвестиций являлись собственные  средства организаций (47,3%), бюджетные  средства (25,3%), кредиты банков (без  иностранных кредитов) (12,9%) и средства населения (7,9%). При этом доля бюджетных средств возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом при снижении удельного веса остальных источников инвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6млрд. рублей и занимали 2,5% в структуре источников финансирования[5].

Важнейшим же источником финансирования инвестиций в прогнозируемом периоде (2001-2010) будут собственные средства предприятий и организаций (более  половины всех капиталовложений). Возрастет  доля амортизационных отчислений благодаря  внедрению новых норм и методов  начисления амортизации основных фондов. Бюджетное финансирование будет  направлено на решение неотложных социальных задач общегосударственного значения, а также финансирование особо  важных объектов производственного  назначения, связанных с экспортом  продукции, решением проблем импортозамещения и основанных на внедрении новых и высоких технологий. Рост объемов привлекаемых средств будет осуществляться за счет кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг, создания системы строительных накоплений и взаимного жилищного кредитования. Согласно расчетам, общий объем инвестиций в основной капитал в 2008 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 1,6–1,7 раза (в 2000 г. по сравнению с 1995 г. он возрос в 1,3 раза). Доля инвестиций в составе ВВП составит в 2008 г. 24,5% (в 2000 г. – 19,8%) [8]. Все это даст возможность обеспечить устойчивые темпы наращивания объемов производства, повышение эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и товарах народного потребления.

При этом в условиях спада налогово-бюджетная  политика направляется на повышение  совокупного спроса путем наращивания  государственных капитальных вложений, понижения налогов. Так, в Республике Беларусь к 2010 году планируется отменить все оборотные налоги, они уже  снижены до 3%, снизить налогообложение  фонда заработной платы, чрезвычайный налог снижен до 3%, снизить налогообложение  прибыли, транспортный сбор снижен до 3%.

Однако недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность  возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита. Таким  образом, основными направлениями  антициклической политики в условиях переходного периода Республики Беларусь являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

 

Заключение

Цикличность экономического развития — это непрерывные колебания  рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой  активности — понижением. Цикличность  характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры.

Периоды повышения экономической  активности характеризуются преимущественно  экстенсивным развитием, а периоды  понижения экономической активности - началом преимущественно интенсивного развития. Поэтому цикл является постоянной динамической характеристикой рыночной экономики, без него нет развития экономики. Экономический цикл -  это форма движения и развития рыночной экономики.

Экономический цикл и его фазы означают следующие один за другим подъемы  и спады уровней экономической  активности в течение нескольких лет. Отдельные экономические циклы  существенно отличаются друг от друга  по продолжительности и интенсивности. Пик цикла, или подъем, — это  полная занятость и быстрый рост производства, уровень цен и заработной платы имеет тенденцию к повышению. Кризис, или спад производства, —  это перепроизводство товаров, резкое сокращение производства, падение цен, рост безработицы и падение уровня заработной платы, массовое банкротство  предприятий и резкое повышение  ставки процента. Затем возникает  депрессия. Депрессия характеризуется  тем, что прекращается падение производства и занятости, экономика, достигнув  самого низкого уровня, начинает вновь  «выбираться» со дна. Наконец, в фазе оживления уровень производства повышается, а занятость возрастает вплоть до полной занятости.

Основу экономического цикла составляют периодически возникающие экономические  кризисы. Движение от одного экономического кризиса до начала другого есть экономический  цикл. С началом нового кризиса  кончается один период развития и  начинается новый. Без кризиса не было бы цикла, а периодическое повторение кризиса придает рыночной экономике  циклический характер.

Опишем механизм циклического движения. Каждый кризис созревает в фазах  оживления и подъема. Это фазы устойчивого расширения производства. В этот период увеличиваются доходы населения и растет совокупный потребительский спрос. Рост потребительского спроса побуждает предпринимателей расширять производственные мощности и увеличивать капиталовложения. Следовательно, растет спрос на средства производства. Увеличение общего совокупного спроса начинает опережать темпы роста общественного производства. Кругообороты индивидуальных капиталов протекают беспрепятственно, снижается острота конкурентной борьбы. Поэтому уменьшаются стимулы новых внедрений, обновления производства. Воспроизводство протекает на преимущественно экстенсивной основе. Такое развитие продолжается до тех пор, пока темпы роста производства не начинают опережать темпы роста платежеспособного спроса. Когда это происходит, то наступает перепроизводство товаров, а вместе с ним и экономический кризис.

Экономический кризис обнаруживает перенакопление капитала, которое выступает в  трех формах: 1) перепроизводство товарного  капитала (рост нереализованной продукции); 2) перенакопление производительного  капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы); 3) перенакопление денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство). Общим результатом перенакопления капитала становится рост издержек производства, падение цен и, следовательно, прибыли.

Но экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в  развитии экономики, выполняя стимулирующую  функцию. Во время кризиса возникают  побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, усиливается конкуренция.

Экономический кризис приводит к моральному износу средств производства, не способных обеспечить прибыльное функционирование капитала. Он же создает стимулы для обновления капитала на новой технической основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интенсивному развитию экономики.

Кризис — важнейший элемент  механизма саморегулирования рыночной экономики. Экономический цикл проникает  всюду, он ощущается практически  во всей экономике. Взаимосвязь элементов  экономики почти никому не дает возможности  избежать депрессии или инфляции. Однако следует иметь в виду, что  экономический цикл разными путями и в разной степени влияет на отдельных  индивидов и на отдельные секторы  экономики.

Что касается производства и занятости, то обычно от спада больше всего  страдают те отрасли промышленности, которые выпускают средства производства и потребительские товары длительного  пользования. Особенно уязвима строительная промышленность. Производство и занятость  в отраслях промышленности, выпускающих  потребительские товары кратковременного пользования, обычно меньше реагируют  на цикл. Отрасли промышленности и рабочие, связанные со строительством жилых домов и промышленных зданий, с тяжелым машиностроением, с производством сельскохозяйственных орудий, автомобилей, холодильников, газовой аппаратуры и тому подобных товаров, испытывают тяжелый удар. И напротив, отрасли промышленности, которые производят товары длительного пользования, в фазе подъема получают максимальные стимулы для развития. Эти примеры убедительно показывают уязвимость этих отраслей промышленности от циклических колебаний.7

Когда наступает спад и семейный бюджет приходится сокращать, прежде всего рушатся планы на приобретение товаров длительного пользования, таких, как бытовая техника и автомобили. Люди не покупают новые модели. По-другому дело обстоит с пищевыми продуктами и одеждой, т.е. потребительскими товарами кратковременного пользования. Семья должна есть и одеваться. Эти покупки нельзя надолго откладывать. Правда, в какой-то степени количество этих покупок будет уменьшаться и, конечно, ухудшаться их качество, но не в той мере, как с товарами длительного пользования.

Информация о работе Антициклический характер развития в Республике Беларусь