Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:25, курсовая работа

Краткое описание

Событийный туризм – это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.
В данной курсовой работе рассматривался как туризм Республики Беларусь в целом, так и его подвид – событийный туризм.
Кроме того, был описан ряд мер, необходимых для лучшего функционирования структуры управления туризмом и для дальнейшего развития событийного туризма в Республике.

Содержание

Введение 3
Глава I. Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие 4
Управление туризмом 4
Стратегия развития туризма в Беларуси 7
Глава II. Событийный туризм, его разновидности и воплощения 13
Глава III. Событийный туризм в действии 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие событийного туризма в Республике Беларусь.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение           3

Глава I. Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие  4

    1. Управление туризмом       4
    2. Стратегия развития туризма в Беларуси    7

Глава II. Событийный туризм, его разновидности и воплощения  13

Глава III. Событийный туризм в действии     17

Заключение          20

Список используемой литературы       21

Приложения          22-27 

 

Введение

 

Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики.

Развитие внешнего туризма  в Республике в настоящее время  не очень высокое, однако, наблюдаются  тенденции и предпосылки к  его росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.

Некоторые исследователи  считают, что ключом к раскрутке  туристического рынка Республики Беларусь может стать именно событийный туризм. Событийный туризм - это очень серьезный  бизнес. Его развитие должно способствовать решению вопроса формирования имиджа Республики, без которого, как вы понимаете, все разговоры о привлечении инвестиций в экономику останутся лишь разговорами. Ничего лучше, чем событийные мероприятия на имидж не работает.

Событийные мероприятия  сами по себе - бизнес, и зарабатывать на нем можно и нужно.

Событийный туризм – это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.

В данной курсовой работе рассматривался как туризм Республики Беларусь в целом, так и его  подвид – событийный туризм.

Кроме того, был описан ряд мер, необходимых для лучшего функционирования структуры управления туризмом и для дальнейшего развития событийного туризма в Республике.

Также приведены примеры  мероприятий, не так давно проводимых в стране, и наиболее популярных программ новогодних и рождественских каникул.

 

 

Глава I.

Туризм в  Республике Беларусь – его состояние  и развитие

 

1.1. Управление  туризмом

 

Реализацией широкой  программы по развитию туризма в  Беларуси занимаются соответствующие  органы. В РБ сложилась и постоянно  действует и совершенствуется  своего рода система организационно-управленческих мероприятий по развитию туризма.

Главная роль принадлежит  Министерству спорта и туризма, которое  призвано создавать условия для  вовлечения в активные занятия туризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированием массовой туристической деятельности в РБ, хозяйственное обеспечение этой работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы (разработки  и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов, правила проведения туристических мероприятий).

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь –  является центральным органом управления и подчиняется Кабинету Министров  Республики Беларусь. На Министерство возлагается ответственность за проведение государственной политики в области физической культуры, спорт и туризма. В своей деятельности Министерство руководствуется законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими Министерствами и иными центральными органами управления, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями, местными исполнительными и распорядительными органами.

Основными задачами Министерства являются:

  • проведение единой государственной политики в области физической культуры, спорта и туризма;
  • разработка концепций социально-экономического развития физической культуры, спорта и туризма в республике и методов их реализации;
  • разработка и реализация научно обоснованной системы физического воспитания населения республики:
  • разработка, утверждение и реализация государственных программ по развитию физической культуры, спорта и туризма;
  • проведение государственной кадровой политики, направленной на укомплектование центрального аппарата Министерства, подведомственных ему организаций и учреждений высококвалифицированными специалистами, обеспечение их подбора и расстановки, формирование управленческого кадрового состава отрасли и его резерва, создание отраслевой системы непрерывного обучения кадров, организация подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием;
  • разработка совместно с заинтересованными организациями научно-исследовательской базы и совершенствование системы научно-методического обеспечения деятельности в области физической культуры спорта туризма;
  • регулирование деятельности подведомственных Министерству предприятий, учреждении и организаций путем заключения контрактов с их руководителями, утверждения положений (уставов) об этих предприятиях, учреждениях и организациях, выработки для них нормативов по административно-управленческому персоналу;
  • разработка экономических нормативов эффективности хозяйствования подведомственных Министерству предприятий, учреждений и организаций, осуществление контроля за их применением;
  • пропаганда и распространение знаний о физической культуре, спорте и туризме, об укреплении здоровья, организации активного отдыха;
  • обеспечение подготовки спортсменов и национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и участия их в Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других крупнейших международных соревнованиях;
  • организация и проведение республиканских и международных спортивных и туристских мероприятий на территории Республики Беларусь;
  • организация и проведение спортивных и туристских лотерей;
  • направление спортсменов и специалистов по физической культуре, спорту и туризму – граждан Республики Беларусь за границу на работу по контракту, на обучение, стажировку в спортивных и туристских организациях, учебных заведениях и научных учреждениях;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности в области физической культуры, спорта и туризма, в том числе производства спортивных и туристских инвентаря и оборудования;
  • содействие республиканским ассоциациям, клубам, союзам и федерациям по видам спорта и туризму, иным общественным объединениям по физической культуре, спорту и туризму в их деятельности;
  • участие в формировании и реализации государственной политики по созданию материальной базы физической культуры, спорта и туризма, в производстве товаров физкультурно-оздоровительного, спортивного и туристского назначения в республике;
  • представление интересов Республики Беларусь в области физической культуры, спорта и туризма на международном уровне;
  • осуществление контроля за реализацией законодательств Республики Беларусь по физической культуре, спорту и туризму;

Министерству  предоставлено право:

  • издавать в установленном порядке постановления, приказы и инструкции по вопросам, находящимся в компетенции Министерства, обязательные для исполнения другими министерствами и иными центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а также юридическими и физическими лицами;
  • вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории республики, противоречащих законодательству нормативных и иных актов других министерств и иных центральных органов управления по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  • представлять республику в международных спортивных и туристских организациях, заключать в пределах своей компетенции с органами физической культуры, спорта и туризма других государств соответствующие соглашения;
  • осуществлять контроль за деятельностью подведомственных Министерству предприятий, учреждений и организаций, в том числе за использованием ими финансовых и материально-технических ресурсов;
  • проводить конференции, семинары и совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  • образовывать в установленном порядке совместно с заинтересованными межведомственные комиссии, координационные и экспертные советы, а также временные творческие коллективы и рабочие группы по проблемам физической культуры, спорта, туризма;
  • в установленном порядке запрашивать у других министерств и иных центральных органов управления, предприятий, учреждений и организаций и получать от них информацию по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  • осуществлять другие полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Руководящие органы (см. Приложение №1):

Министерство возглавляет  Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. В настоящее время им является Ворсин Е. М.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых  от должности в установленном  порядке.

Министр руководит деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на это Министерство задач и функций. Он распределяет обязанности между заместителями Министра, руководителями структурных подразделений Министерства; согласовывает кандидатуры на должности руководителей структурных подразделений по физической культуре, спорту и туризму облисполкомов и Минского горисполкома; утверждает  структуру  и штатное расписание работников центрального аппарата Министерства, структуру и  численность подведомственных ему организаций и учреждений в пределах расходов на их содержание, а также положения об этих организациях и учреждениях; самостоятельно распоряжается имуществом и средствами Министерства в пределах, установленных законодательством и сметой; назначает на должности и освобождает от должностей работников центрального аппарата Министерства и руководителей подведомственных ему организаций и учреждений; создает в установленном порядке фонд на представительские цели.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, а также других работников Министерства и подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается Кабинетом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министра. В случае разногласий, возникших между председателем и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений, председатель проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Кабинет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии в свою очередь имеют право сообщить свое мнение в Кабинет Министров Республики Беларусь.

Финансирование:

Центральный аппарат  Министерства содержится за счет средств  республиканского бюджета. Фонд оплаты труда работников указанного аппарата утверждается Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Областные советы по туризму  отвечают за организацию туризма  в рамках своих территорий в соответствии с директивой вышестоящих органов. Они обязаны утверждать туристические  и экскурсионные маршруты, подготовить методические рекомендации, подготовка и переподготовка инструкторских кадров, контроль за исполнительной дисциплиной  в подопечных органах.

В Республике Беларусь действует  система туристских органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Она охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи – создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активное занятие туризмом.

Руководит всей работой Министерства связанной с туризмом Шульга Вячеслав Каземирович – заместитель министра по туризму.

В настоящее время  ведется большая массовая работа среди школьников и студентов  для вовлечения их в занятия туризмом. Министерство спорта и туризма заключила соглашение с Министерством образования о разработке специальных экскурсионных и познавательных маршрутов для учащихся, что бы они имели практическую сторону во время написания рефератов, курсовых и дипломных работ.

 

1.2. Стратегия  развития туризма в Беларуси

 

Национальная программа  развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 2026 от 29 декабря 2000 г., предусматривает  определение оптимальных задач, обоснованный выбор приоритетов и достоверное исследование ресурсов развития белорусского туризма.

Важнейшей задачей развития туристско-рекреационной деятельности в Беларуси является сохранение ценных туристских и курортно-рекреационных  ресурсов. Нерегулируемое туристско-рекреационное освоение природных территорий и территорий исторических мест и поселений, связанное со строительством зданий и сооружений для размещения и обслуживания туристов и отдыхающих, прокладкой туристских экскурсионных маршрутов, автодорог, инженерно-технических коммуникаций, приводит к значительным изменениям в природных экосистемах и трансформации природных ландшафтов. Превышение допустимых нагрузок вызывает ухудшение состояния или разрушение ценных природных комплексов, недвижимых объектов историко-культурного наследия, приводит к снижению аттрактивности и комфортности среды обитания и перегрузкам исторических мест и центров поселений. Все это мы уже, к сожалению, познали на собственном опыте.

Несмотря на имеющийся  туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. Современное состояние туризма в республике можно рассматривать как кризисное, характеризующееся резким падением объемов предоставления туристских услуг и ухудшением состояния материальной базы отрасли, сформированной еще в советский период.

Однако надо двигаться  дальше, развиваться, конечно же, с  учетом пройденного.

Предварительно потребовалось  проделать многое. Так, оценен наш туристский потенциал по населенным пунктам, городам, регионам и республике в целом, разработана классификация существующих типов туристско-рекреационных образований республики и отдельных регионов по ряду признаков (значению и роли в общей системе туризма и отдыха, профилю, составу и особенностям использования ресурсов, тенденций развития и т.п.). Параллельно определены существующие типы центров туристско-рекреационных систем республики и отдельных регионов по комплексу признаков, установлены параметры и закономерности перспективного развития отдельных типов туристско-рекреационных образований и их состав. Наконец, выделены основные планировочные оси, формирующие каркас национальной и региональных систем туризма и отдыха. По принципиальным показателям ранжированы наши перспективные территориальные системы туризма и отдыха.

В процессе исследований собраны данные о наличии и  состоянии туристско-рекреационных  ресурсов.

Природные туристско-рекреационные  ресурсы Беларуси достаточно разнообразны и представительны. К ним относятся лесные, лесоозерные и лесоречные природные комплексы, расположенные в экологически чистых районах, и климатические особенности данных районов. Оценка природных рекреационных ресурсов осуществлялась методом суммирования результатов факторных оценок по группам показателей, характеризующих «физиологическую», «технологическую» и «эмоционально-познавательную» пригодность каждого ресурса для организации различных видов туризма и отдыха. В целом республика располагает относительно благоприятными климатическими и ландшафтными условиями, значительными лесными, ландшафтными и водными ресурсами, позволяющими организовать разнообразные виды и формы туристско-рекреационной деятельности населения республики и ее посетителей.

Историко-культурные ресурсы. На территории Беларуси находятся города с древней историей, основанные в IХ–ХI веках, такие, как Полоцк, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск, Несвиж, Туров, Ружаны, Мстиславль и др. Во многих поселениях сохранились старинные храмы, дворцы и замки, усадебно-парковые комплексы. Несмотря на многочисленные войны и разрушения, от которых особенно пострадали характерные для Беларуси деревянные постройки, среди памятников истории и культуры сохранились и уникальные, не имеющие аналогов в других странах. Особую группу городов с ценным историко-культурным наследием образуют малые города, в которых историческая застройка – главная их особенность. Это Несвиж, Мир, Слоним, Мстиславль, Новогрудок и др. Для них развитие туризма – практически единственная возможность активизировать экономику, улучшить благосостояние местного населения.

Информация о работе Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие