Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:11, реферат

Краткое описание

Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………… 3
Определение монополии …………………………………………………………………………. 4
Сущность и виды монополии …………………………………………………………......8
Антимонопольное регулирование……………………………………………………………. 22
Заключение ……………………………………………………………………………………………………..31
Библиографический список …………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Монополия.docx

— 60.46 Кб (Скачать файл)

Естественные монополии  – такое состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее отсутствии конкуренции  в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении  другими товарами, в связи с  чем спрос на данном товарном рынке  в меньшей степени зависит  от изменения цены на этот товар, чем  спрос на товары других видов. Мировой  опыт свидетельствует, что такие  условия производства характерны для  так называемых предприятий общественного  пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному Закону РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., к ним отнесены:

– транспортировка  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

– услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

– железнодорожные  перевозки;

– услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

– услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.

Естественная монополия, как и всякая монополия, несет  в себе возможность злоупотребления  монопольной властью со стороны  её субъектов. Эти злоупотребления  возможны при назначении цен и  тарифов на товары и услуги отраслей – естественных монополистов, при  определении объемов производства, распределении продукции между  отдельными потребителями и др. Для  недопущения злоупотреблений государство  должно регулировать деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования.                                      Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Существует представление, что повышения цен на продукцию  естественных монополий можно избежать, если осуществить их реформирование. Суть реформ видится в принципе сходной  во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и снижение издержек и цен  посредством конкурентной борьбы. Анализ показывает, что такого рода возможности  имеются только в электроэнергетике.В  хронологии российских реформ последнего десятилетия в сфере естественных монополий можно выделить два  последовательных периода: первая половина 90-х годов, когда инфраструктурные подсистемы (с которыми и связывается, в основном, проблематика естественно-монопольных  отраслевых структур, естественных монополий) в основном реформировали «на  общих основаниях», и вторая половина десятилетия, когда стали разрабатываться  и проводиться в жизнь специальные  мероприятия относительно естественных монополий.

В обобщенном виде можно  назвать следующие важные факторы, определяющие ход российских реформ в естественно-монопольных отраслевых структурах:

– проявление ряда ретроспективных  тенденций, сложившихся за рамками  рассматриваемого периода, в том  числе и негативных, определяющих долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной инфраструктуры;

– наличие общего макроэкономического фона российских реформ, осуществление которых определило мероприятия по реформированию инфраструктурных отраслей;

– генезис российского  монополизма (любого, естественного  и «неестественного») – как административного, инициированного «сверху», а не как  сложившегося в процессе развития рыночных отношений, – что привносит в  процессы реформирования дополнительные трудности;

– «запаздывающий»  характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем пакете мер по реформированию отраслей народного  хозяйства, – что в ряде случаев  тормозит поступательный ход социально-экономических  преобразований в стране;

– магистральный  характер транспортных и энергетических сетей страны, особенности формирования их структуры и топологии, влияющие на возможность развития конкурентных сред (как в рамках внутриотраслевой, так и межотраслевой конкуренции);

– многообразие форм и способов (не всегда полностью  легитимных) проведения через отраслевые министерства комплекса мероприятий  отраслевого характера, направленных на выживание отрасли в новых  хозяйственных условиях;

– особенности мероприятий  по государственному регулированию  инфраструктурных отраслей в сфере  их естественной монополии, направленных на преодоление сращивания функций  государственного управления и хозяйствования в рамках единого субъекта и ориентированных  на обеспечение эффективности деятельности естественно-монопольных отраслевых структур в интересах общества.

Наряду с естественными  монополиями из сферы рыночной конкуренции  могут быть исключены и иные сферы  деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции  в этих отраслях нецелесообразно  не только в силу её экономической  неэффективности, но и по причине  особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и  социального развития страны, обеспечения  национальной безопасности, а также  особой социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектов  государственной монополии России выступают, как правило, государственные  унитарные предприятия, имеющие  лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Виды государственной  монополии: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным Банком страны, некоторые виды внешнеэкономической  деятельности (экспорт и импорт отдельных  товаров), часто производство и сбыт алкогольной продукции и др. Режим  государственной монополии имеет  исключительный характер, его виды и границы определяются специальными законами.

Таким образом, антимонопольная  политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное  регулирование. Суть и смысл любой  антимонопольной политики состоит  в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости  от ситуации правовую и экономическую  задачу. 

Заключение

Изучив выбранную  тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается  в способности воздействовать на цену товара.                                                                                                                     В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.                 Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур.                                                                               Негативные моменты в экономике заставляют современные государства разрабатывать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную политику.                                                                                     Разработка антимонопольного законодательства и механизма его реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.                                                                                         Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.                                                                                            В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме может заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.                                                                      Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. 

Библиографический список

  1. Архипов А.И. Экономика.- М.: Финансы и статистика,2000.-304с
  2. Агатова И.И. “История экономических учений” Москва 2001г. “Юристъ”
  3. Л.И. Абалкин. “Общеэкономические основы рыночного хозяйствования”  Москва 2002 г. “Путь России”
  4. Барышева А. В., Сухотин Ю. В., Богачев В. Н. и др. Монополизм и антимонопольная политика.  Москва: Наука, 1993 г. – 240 стр.
  5. Власова А.С. “Основы предпринимательской деятельности” Москва 1997 г. “Финансы и статистика”
  6. ГрищенкоВ.О.Микроэкономика.-К.:Ника-Центр,2000г.- 500с.
  7. Задоя  А.А. – микроэкономика – Днепропетровск, 2000г. - 150с.
  8. А. И. Колесов, Е. В. Исаенко, А. В. Исаенко. Рынок и антимонопольное регулирование.  Белгород, 1999 г. 139 – 140 стр.
  9. Нуреев Р.М.- Курс микроэкономики.-М.:Инфра-М,2001.-572с.
  10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.– Экономическая  теория. - М.: Норма, Инфра-М, 2001г.-500с. 
  11. Сиваков Д., А покупатель кто?//Эксперт.-2004
  12. Сальников Е. Монополия: вчера, сегодня, завтра. “Экономика и жизнь”, 1995 г., №28

Информация о работе Антимонопольное регулирование