Антимонопольное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 17:51, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: на основе анализа антимонопольного регулирования в Российской Федерации выявить проблемы и указать пути решения.
В рамках достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1.Рассмотреть необходимость и сущность антимонопольного регулирования;
2. Выявить цели и задачи антимонопольного регулирования;
3. Изучить зарубежный опыт антимонопольного регулирования;
4. Объяснить особенности антимонопольного регулирования в экономике России
5. Обозначить тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем.

Содержание

Введение
1 Экономические аспекты антимонопольного регулирования
1.1 Необходимость и сущность антимонопольного регулирования
1.2 Цели и методы антимонопольного регулирования
1.3 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования
2 Проблемы антимонопольного регулирования в Российской Федерации и пути решения
2.1 Особенность антимонопольного регулирования в экономике России
2.2 Проблемы антимонопольного регулирования и перспективы развития
2.3 Тенденции базы антимонопольного законодательства в решении проблем
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование в россии.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Экономические аспекты  антимонопольного регулирования

1.1 Необходимость и сущность  антимонопольного регулирования

1.2 Цели и методы антимонопольного  регулирования

1.3 Зарубежный опыт антимонопольного  регулирования

2 Проблемы антимонопольного  регулирования в Российской Федерации  и пути решения

2.1 Особенность антимонопольного  регулирования в экономике России

2.2 Проблемы антимонопольного  регулирования и перспективы  развития

2.3 Тенденции базы антимонопольного  законодательства в решении проблем

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

В одной работе невозможно досконально и наиболее полно рассмотреть антимонопольную политику, пусть даже и на примере такой отдельно взятой страны как Россия. Это говорит о сложности и многогранности изучаемой проблемы. Однако, она остается одной из самых важных и главных проблем экономики не только в России, но и за рубежом, и требует дальнейшего изучения и решения.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, т.к. проблема монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной экономики, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Предметом исследования являются проблемы антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

Цель данной курсовой работы: на основе анализа антимонопольного регулирования в Российской Федерации выявить проблемы и указать пути решения.

В рамках достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1.Рассмотреть необходимость  и сущность антимонопольного  регулирования;

2. Выявить цели и задачи  антимонопольного регулирования;

3. Изучить зарубежный  опыт антимонопольного регулирования;

4. Объяснить особенности  антимонопольного регулирования  в экономике России

5. Обозначить тенденции  развития нормативной базы антимонопольного  законодательства в решении проблем.

Основные методы данного исследования:

аналитический;

исторический.

1. Экономические аспекты антимонопольного регулирования

1.1 Необходимость и сущность антимонопольного регулирования

Монополистические тенденции, проявляющиеся на рынке, не только разрушают рыночный механизм, ограничивают конкуренцию, но и отрицательно сказываются на эффективности экономики в целом, уровне жизни населения. Поэтому регулирование деятельности монополий является одной из важнейших функций государства [6. с. 159].

Прочно установившаяся на рынке (т.е. классическая или долгосрочная) монополия имеет целый букет резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышение цены, неэффективность производство составляют при этом лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мирится с высокими ценами, заставляют его соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения к интересам потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Однако там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все по своим местам. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами. Это же происходит и при краткосрочной монополии, при которой подражатели рано или поздно настигают первоходца и вынуждают «окунуться» в жесткую конкуренцию.

В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно в наше время нет ни одной развитой страны, где не действовало бы специальное антимонопольное законодательство и где не было бы особых органов власти для надзора за его исполнением [7. с. 387].

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного создания в пользу развития рыночных сил.

Рассматривая содержательную сущность антимонопольной политики любого государства, исповедующего рыночные начала в экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду уровня понимания этой политики [17. с. 11].

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов [5. с. 190].

Проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом объективных трудностей. Чтобы понять их происхождение, обратимся к рис.1, на котором изображена типичная кривая долгосрочных издержек монополистической отрасли (LAТС).

Рис. 1. Кривая средних долгосрочных издержек монополистической отрасли.

Для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия. То есть минимум средних долгосрочных издержек достигается при очень больших объемах производства Q0.

Обозначим точку минимума на кривой LATC буквой O, а соответствующий ей уровень издержек - Р0. Фирма-монополист, максимизируя свои прибыли, сильно ограничит объем производства - до уровня QМ. При этом в силу Х-неэффективности издержки монополиста будут лежать не на кривой LATC а заметно выше (точка М). Эта ситуация как по объему выпуска, так и по ценам (издержкам) далека от оптимальной и требует государственного вмешательства.

Если государственные органы попытаются решить проблему демонополизации путем принудительного раздробления монополиста на множество мелких фирм, это будет означать снижение объема выпуска продукции каждой из таких фирм до уровня QС. Но в соответствии с кривой LATC малый объем выпуска может привести к резкому возрастанию издержек до PC. Однако, малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно [7. c. 348].

Как правило, превращению монополизированной отрасли в отрасль совершенной конкуренции препятствует положительный эффект масштаба. Если государство будет принудительно насаждать мелкое производство, то искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане, и их рано или поздно задавят иностранные гиганты [8]

Необходимость антимонопольного регулирования для экономики страны и благосостояния общества велика. Однако, ряд трудностей и вопросов, которые возникают в ходе реализации целей, делают этот метод государственного регулирования рынка одним из наиболее сложным и многогранным, требующим глубокого изучения.

1.2 Цели и методы  антимонопольного регулирования

Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции).

В связи с эти основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности экономики (приложение 1, табл .1).[5.с. 190]

Достижение этих целей предполагает:

обеспечение единства экономического пространства страны;

обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а так же прав, которые дают возможность определить условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

снижение барьеров входа на товарные рынки;

упорядочение оказания государственной помощи;

активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынка;

проведение мероприятий по поддержке предпринимательства и демонополизации высокомонополизированных рынков;

пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработка мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции;

организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий [5. с. 191].

Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер.

Первая группа мер - административно-правовое воздействие в виде:

запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

роспуска существующих монополистических объединений;

расчленение монополий на ряд самостоятельных производств.

Вторая группа мер - административно-экономическое воздействие, направленное:

на преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию;

на преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;

на запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации;

Третья группа мер - экономическое воздействие, проводимое государством:

использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта [16. с. 371].

Основные принципы реализации антимонопольной политики:

Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции;

Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.(приложение 1, табл. 2) [5. с. 192].

Информация о работе Антимонопольное регулирование в России