Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:11, реферат

Краткое описание

Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………… 3
Определение монополии …………………………………………………………………………. 4
Сущность и виды монополии …………………………………………………………......8
Антимонопольное регулирование……………………………………………………………. 22
Заключение ……………………………………………………………………………………………………..31
Библиографический список …………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Монополия.docx

— 60.46 Кб (Скачать файл)

  Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………………………………… 3

  1. Определение монополии …………………………………………………………………………. 4
    1. Сущность и виды монополии …………………………………………………………......8
  2. Антимонопольное регулирование……………………………………………………………. 22

Заключение ……………………………………………………………………………………………………..31

Библиографический список ……………………………………………………………………………34   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение

      Монополия – это власть над рынком. Монополия  – это безусловное доминирование  на рынке одного продавца, способного оказывать влияние на рыночную цену. Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому  при ее определении целесообразно  применять комплексный подход. Как  правило, используется троякое определение  монополии, а именно монополия определяется:

  • как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);
  • как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);
  • как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.
 

      Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в  целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных  прибылей.

      Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар.

Проблема монополий  в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в  Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

Сначала хотелось бы отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению  в целом.

Целью данной курсовой работы является изучение монополизации  и антимонопольного регулирования  в России.

Определение монополии

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это  исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление  какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе  монополия выступает силой, подрывающей  свободную конкуренцию, стихийный  рынок.

Нередко под монополией подразумевается определенная структура  рынка абсолютное преобладание на нем  единоличного поставщика или продавца.

Понятно, что, как  и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых  рынках, к примеру, в маленьком  городке, мы можем наблюдать явление  чистой монополии. 
Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. 
Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.

Монополия – крупные  хозяйственные объединения находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Если мы обратили внимание на монополистические образования  в промышленном производстве, то это  отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность  влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для  себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным  признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность  самостоятельно или в месте с  другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного  товара.

Характерными чертами  монополии являются следующие:

1. Отрасль состоит  из одной фирмы, которая является  единственным производителем данного  продукта или поставщиком услуги.

2. Из первого признака  вытекает, что покупатель должен  приобретать продукт у монополиста  или обходиться без него. То, что  не существует близких заменителей  монополизированного продукта, имеет  большое значение для рекламы.  Впрочем, монополисту часто нет  нужды использовать рекламу.

3. В условиях монополизированного  производства производитель диктует  цену и имеет возможность манипулировать  количеством предложенного продукта.

4. Существование  монополии предполагает наличие  барьеров для появления в отрасли  аналогичных производств, создаваемых  другими производителями. Эти  барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова «моно» – один, «полио» – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке  действовала бы одна единственная фирма-производитель  товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, использование термина «монополия», а тем более «чистая монополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает  их наличие за рубежом. Поэтому можно  представить чистую, абсолютную монополию  скорее теоретически. Для чистой монополии  характерно наличие всего лишь одной  фирмы, производящей продукт, близких  заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену изменением предложения  продукта, фирма делает всё, чтобы  не допустить новую фирму в  отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.

Не следует отождествлять  чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последнее означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую  прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степенях монополии рынка, обычно имеют в  виду силу рыночной власти отдельных  фирм, присутствующих на этом рынке.

Как ведет себя монополист на рыке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении  цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим  более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой  прибыли, в ходе принятия решения  о цене продажи она учитывает  рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет  совпадать с кривой рыночного  спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист – единственный производитель  продукции на рынке и представитель  всей отрасли, он, снижая цену продукции  для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на все единицы продаваемых  товаров, а не только на последующую.

Разница между ценой  и предельным доходом зависит  от эластичности спроса на продукцию  фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения  дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

Структура рынка, степень  его монополизации должны учитываться  фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием  в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и  обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для  мирового хозяйства приведет к конкуренции  с зарубежными фирмами и значительно  усложнит положение отечественных  монополистов.

Чем выше прибыль  предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и  продаж товаров-заменителей. Выход  новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию  монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снизить  цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке.

Законодательные барьеры  для вступления в отрасль также  не вечны. На поддержку государственных  чиновников, выражающих их интересы, монополисты  тратят значительные средства, которые  включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого  рыночного хозяйства положение  фирм-монополистов не является таким  уж «безоблачным», как это кажется  на первый взгляд.

Многие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное  явление в экономике, поскольку  они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной  властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств  того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса нет, так как монополии  могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Обладая исключительным положением, монополии всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя  достижения НТП, вздувают цены, обеспечивая  собственные сверхприбыли, вызывают снижение общей эффективности производства. Недостатки монополизма повсеместно  оказываются сильнее их достоинств.

Монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые  факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение  качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

Возможность получения  монопольных прибылей вследствие особого  рыночного положения неизбежно  привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами. 

Сущность  и виды монополии

Монополия – это  абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

В нашей литературе термин «монополия» охватывает, как  правило, широкий круг экономических  структур, для обозначения которых  в работах зарубежных экономистов  применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия – это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества).   

Олигополия –  это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия»  – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное. Типичным же явлением для рыночной экономики стран Запада является сочетание олигополии и мелкого предпринимательства, причем за два последних десятилетия этот симбиоз оказался наилучшей формой выражения отношений во многих отраслях тяжелой индустрии, прежде всего машиностроения, охватив даже область информатики.

Олигополии, тем более  монополии, могут иметь разные количественные параметры. Но, как правило, они формируются на базе концентрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль обычно исполняют крупные корпорации.

Возможность перехода от олигополии или иной немонопольной  структуры к собственно монополии  существует всегда, что обусловлено тенденцией естественного монополизма. Такая возможность реализуется посредством монополистической практики и монополизации экономки. Однако во всех странах с развитой рыночной экономикой такие действия пресекаются различными актами государства, в ряду которых надо выделить законодательство о конкуренции (или о противодействии монополизму). История развития рыночной экономики за рубежом свидетельствует о том, что возможность возникновения монополий, как правило, не реализуется.

Информация о работе Антимонопольное регулирование