Проблемы занятости в России. Роль малого бизнеса.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблем занятости и рассмотрение возможных путей решения. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи: - изучение теоретических аспектов понятия занятости, ее формы и структура; - изучение проблем занятости на современном этапе развития Российской экономики; - изучение безработицы, как социально-экономическое явление на рынке труда; - роль малого предпринимательства в решение проблем занятости в муниципальном образовании Приуральский район, так и в России в целом.

Содержание

Введение
1. Понятие занятости, её формы и структура
2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
3. Понятие малого предпринимательства в России
4. Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения в России
5. Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа. Региональная экономика.docx

— 90.29 Кб (Скачать файл)

Среди мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, следует особо выделить расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга.

Преимущества  лизинга как формы финансирования производства заключаются в том, что для максимизации конечных результатов деятельности предприятия важно не право собственности на средства производства, а право их использования для получения дохода. Преимущества лизинга особенно ярко проявляются в отраслях с высокой долей основного капитала.

Прогрессивной формой организации и развития малого бизнеса служит франчайзинг, при котором один предприниматель предоставляет другому право использовать свои средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак), передает ему охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и оказывает консультационное содействие в организации бизнеса, Быстрое распространение франчайзинга объясняется его пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка.

В качестве рычагов  поддержки малого предпринимательства  на региональном уровне используются:

  • установление льготного налогообложения, прямого финансирования и кредитования малых предприятий;
  • передача на уровень органов местного самоуправления основных полномочий по распределению собственности (помещений, зданий), финансовых средств с целью повышения заинтересованности местных органов в расширении доходной базы путем увеличения налоговых поступлений от малых предприятий и развития малого бизнеса на своей территории;
  • создание системы региональных маркетинговых центров в субъектах Российской Федерации с целью развития прямых межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов малого бизнеса;
  • совершенствование и дальнейшее развитие новых организационно-правовых форм малых предприятий;
  • обеспечение малых предприятий квалифицированными информационными, консалтинговыми и образовательными услугами через систему специализированных территориальных структур поддержки.

Переподготовка  кадров традиционно рассматривается  как важнейшее условие динамичного развития экономики. Более того, для развитых стран, переходящих к информационной экономике, поддержание высокой квалификации рабочей силы и выход ее на более высокий качественный уровень приобретает характер императива. Для сохранения высокой квалификации переподготовка в современных условиях превращается в перманентный процесс.

Приоритетом государственной  политики занятости в территориальном разрезе становится содействие занятости и профессиональному обучению безработных в тех регионах, где происходит реструктурирование или ликвидация градообразующих предприятий.

В настоящее время  подобные категории безработных  лишены должного внимания со стороны  Федеральной службы занятости, а  значительная часть ресурсов фонда  занятости населения расходуется на оказание помощи менее уязвимым категориям безработных или на реализацию программ с низкой финансовой эффективностью.

Ключевым элементом  нового подхода к политике занятости  является повсеместное внедрение современных  методов профилирования безработных, получивших широкое распространение в практике служб занятости развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля».

Налаживание эффективной  деятельности региональной службы занятости. Для реализации политики занятости населения в России создана Федеральная служба занятости. Аналогичные службы функционируют в регионах страны. В краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге образованы центры занятости населения. Имеются центры занятости населения в районах и городах.

Задачи службы занятости в регионе: анализ и  прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; сбор и обработка информации о состоянии рынка труда; учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий; организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения; содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения; организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Службы занятости  вправе:

  • запрашивать от всех организаций информацию о предполагаемых изменениях в характере деятельности, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;
  • направлять трудящихся на предприятия по вопросам трудоустройства;
  • разрабатывать и выносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;
  • направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
  • распоряжаться средствами, выделяемыми Государственным фондом занятости;
  • оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;
  • выдавать пособие по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Для обеспечения  эффективно действующего механизма  реализации государственных гарантий занятости населения службой занятости, прежде всего региональными, городскими и районными центрами (бюро) занятости, необходима информация всех ее звеньев о состоянии рынка труда. Решению этой проблемы способствует компьютеризация сбора, обработки и распространения различной информации о состоянии рынка труда.

5. Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения в муниципальном образовании Приуральский район.

 

Малый бизнес –  динамичная форма хозяйствования, которой  присущи гибкость и умение чутко  реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Развитие малого и среднего предпринимательства  является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов  власти всех уровней в рамках решения  вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

Деятельность  в сфере малого и среднего бизнеса  характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и личных способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, сравнительно небольшим объемом  хозяйственной деятельности, небольшой  численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего бизнеса при осуществлении  предпринимательской деятельности: недостаток финансовых ресурсов для  развития бизнеса; нехватка нежилых  помещений; слабая имущественная база (недостаточность основных фондов), и как следствие, отсутствие собственного обеспечения исполнения обязательств по заемным средствам; недостаток квалифицированных  кадров, знаний и информации для  ведения предпринимательской деятельности; рост цен на энергоносители и сырье.

В настоящее время  проблема муниципального образования  Приуральский  район заключается  в недостаточном развитии таких  направлений, как: общественное питание, бытовые услуги, в том числе  отсутствие услуг парикмахерской в  сельских поселениях муниципального района - с. Белоярск, с. Харсаим, с. Катравож, отсутствие услуг СТО в тех же поселках, отсутствие услуг в области оздоровительной медицины в муниципальном районе.

В целях устранения существующих негативных факторов принято  постановление Администрации муниципального образования Приуральский район  от 28 января 2013 года № 95 «Об утверждении  перечня приоритетных видов деятельности для развития малого и среднего предпринимательства  на территории муниципального образования  Приуральский район», где были обозначены приоритетные виды деятельности малого бизнеса, требующие развитие по направлениям: сельское хозяйство; производство изделий  из бетона, гипса и цемента; производство изделий народных художественных помыслов; жилищное строительство; деятельность предприятий общественного питания; деятельность туристических агентств; образование; стоматологическая практика; предоставление персональных услуг.

В муниципальном  районе разработана система мер  поддержки малого и среднего бизнеса, предусмотренная  муниципальной программой «Содействие развитию малого и среднего бизнеса МО Приуральский район на 2011-2013 годы», направленная на устранение существующей социально-экономической проблемы в муниципальном районе

Центр занятости  сотрудничает с Администрацией МО Приуральский район, так в 2012 году из 3 безработных  граждан получивших финансовую помощь  в Центре занятости Приуральского  района 1 гражданин получил гранд  на развитие своего бизнеса.

Основная  цель программы - стабильное развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Приуральский район, повышение предпринимательской инициативы.

Достижение поставленной цели предполагает проведение государственной  политики, направленной на решение  следующих задач:

  1. Оказание финансовой поддержки лицам, принявшим решение об открытии собственного дела;
  2. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования Приуральский район;
  3. Предоставление имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление в аренду объектов недвижимости муниципальной формы собственности);
  4. Организация и проведение публичных мероприятий с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
  5. Определение приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства.

Основными видами целевых показателей, которые могут  быть представлены как качественные и количественные являются:

- непосредственные  результаты деятельности;

- конечные результаты  деятельности.

К качественным показателям  эффективности настоящей программы  относится развитие малоосвоенных  направлений частного бизнеса (общественное питание, бытовое обслуживание населения).

Количественные  показатели эффективности представлены в приложении № 1 к настоящей программе.

Оценка ожидаемой  эффективности (социально значимый эффект) по реализации мероприятий  программы:

- обеспечение  более полной удовлетворенности  имеющейся потребности в товарах  и услугах населения Приуральского  района за счет увеличения  ассортимента товаров, расширение  перечня предлагаемых услуг;

- увеличение доходов  местного бюджета;

- повышение предпринимательской  культуры населения Приуральского  района.

 В рамках организации самозанятости безработных граждан в ЯНАО разработаны мероприятия по содействию развития малого предпринимательства, в том числе на осуществление поддержки предпринимательства: в оптовой и розничной торговле, в  предоставлении автотранспортных услуг, бытовых услуг. Безработному гражданину, изъявившему желание организовать предпринимательскую деятельность и предоставившему все необходимые документы, службой занятости населения предоставляется безвозмездная субсидия в целях возмещения затрат, связанных с организацией собственного дела.

В связи с этим была организована  работа по  информированию: направлена информация согласно Порядку организации мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан,  в средства массовой информации для размещения в газете «Приуралье». Также гражданам предоставлялись организационно-консультационные услуги по вопросам организации предпринимательской деятельности, самозанятости безработных граждан (проведение тестирования, предоставление возможности использования каналов связи и средств оргтехники).

  Выделение  субсидий безработным гражданам   осуществлялось на основании  договоров  между службой занятости   и безработным гражданам заключаемых  при условии положительной оценки  комиссией бизнес-плана. 

В 2012  предоставлено 4 бизнес-плана для открытия собственного дела, заключено 4 договора. После положительного решения вынесенного комиссией  по рассмотрению заявлений от безработных  граждан на открытие собственного дела  4 безработных гражданина получили финансовую помощь, один гражданин  вернул денежные средства, выданные на открытие собственного дела по виду деятельности: пошив верхней одежды из сукна  и обуви из меха. В 2011 году  финансовую помощь на открытие собственного дела получили 15 безработных граждан.

Организовано  собственное дело по видам деятельности:  ремонт сотовых телефонов, розничная  торговля, выращивание тепличных  сортов ягод.

 Из 3 безработных  граждан получивших финансовую  помощь на организацию собственного  дела и зарегистрированных в  налоговом органе 1 – мужчина  и 2- женщины,  них 1 гражданин  имеет статус многодетного родителя.

  Анализ эффективности  внедрения данной подпрограммы  показал, что осуществление мероприятий   по содействию развитию малого  предпринимательства службой занятости  довольно результативно, так в  Приуральском районе, граждане получившие  финансовую помощь и открывшие  собственное дело предоставляют  услуги, ранее очень востребованные населением, как в с. Аксарка так и в Приуральском районе в целом.

Информация о работе Проблемы занятости в России. Роль малого бизнеса.