Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные характеристики малого бизнеса……………………………………...5
2. Зарубежный опыт ведения малого бизнеса……………………………………...7
3. Малый бизнес в России………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Основные характеристики  малого бизнеса……………………………………...5

2. Зарубежный опыт ведения малого бизнеса……………………………………...7

3. Малый бизнес в России………………………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Значение малого бизнеса в рыночной экономике  очень велико. Он обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка, создает  глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской  деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал. Предприятия малого бизнеса порождают  здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции.

Однако малый  бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой  капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что малое предпринимательство играет большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Данная тема нашла  своё отражение в трудах таких западных ученых, как И. Шумпетер, Б. Даллаго, Г. Мак Интайр, В. Хойер, В. Рубе, Т. Питере, Р. Уотермен, Т. Веблен и др.

Целью исследования данной работы является изучение бизнеса, его роли в экономике зарубежных стран и в России.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие  задачи:

  • дать основные характеристики малого бизнеса;
  • проанализировать формирование и современное положение малого бизнеса за рубежом;
  • выявить главные проблемы развития малого бизнеса в России и определить пути их решения.

Объектом исследования являются отношения, возникающие между  государством и малым предпринимательством.

Предметом исследования являются предприятия малого бизнеса  в РФ.

Что касается методов исследования, то работа базируется на сравнительном анализе статей источников, а также анализе ряда работ ученых, уделяющих внимание в своих трудах изучению проблем малого бизнеса в современной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные характеристики малого бизнеса

 

 

 

Существует немало подходов к определению сущности понятия  «малый бизнес», а общепринятая трактовка  варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической  трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Если рассматривать  расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную  совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических  структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.1

Роль малого бизнеса  трудно переоценить: эта та форма, в  которой легче всего начинать самостоятельный бизнес, а также  осуществлять его, если это позволяют  критерии малого предприятия. В развитых странах до 80% предприятий – субъекты малого предпринимательства. И хотя большие предприятия, представляя количественное меньшинство, дают большую часть ВНП, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, что дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы и социальной нестабильности.

Малые предприятия вносят довольно существенный вклад в реальное формирование по-настоящему конкурентной среды, что  для экономики имеет первостепенное значение. Они оказывают намного меньшее воздействие и на окружающую экологическую обстановку. Значительна роль малого бизнеса и в осуществлении сильного прорыва по ряду очень важных направлений научно-технического прогресса, прежде всего в конкурентоспособной области сложнейшей электроники, уникальной кибернетики и всесильной информатики.

Социально-экономическая роль предприятий  малого бизнеса заключается в  том, что они способствуют созданию новых рабочих мест, обеспечивая  занятость населения. Это приводит к уменьшению безработицы в стране. Предприятия малого бизнеса обеспечивают занятость социально нестабильным слоям населения, к которым относятся учащиеся, домохозяйки, пенсионеры, иммигранты, инвалиды и т.д.

Также важную роль малый бизнес играет в решении следующих задач:

  • привлечение личных средств населения для развития производства;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытию их талантов, освоению различных видов ремесел, народных промыслов;
  • формирование специального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождению государства от малорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого бизнеса  ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики государства.

2. Зарубежный опыт ведения малого бизнеса

 

 

 

Развитие малого бизнеса  в зарубежных странах идет более  быстрыми темпами, чем в России, так  как данному субъекту экономических отношений придается большее значение: в настоящее время малый бизнес представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики зарубежных стран. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах такие предприятия составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий, например, в США в данном секторе работает около 53% всего работоспособного населения, в Японии - 71,7%, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения.2

Многолетний опыт развития малого бизнеса  в европейских странах, показал, что данный субъект экономических  отношений играет огромную роль в  экономике страны, которая заключается  в стимулировании конкуренции, что  побуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, следовательно, эффективность всей экономики европейского союза напрямую зависит от успешной деятельности данного сектора.

На сегодняшний день в США  зарегистрировано более 20 млн. малых предприятий, которые обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. По подсчетам американских ученых каждая третья американская семья занята в бизнесе, а некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000-5000, и более половины из них менее чем за 2-3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.

В отличие от Западной Европы и  России, малое предпринимательство  в США выглядят достаточно крупно: согласно американскому законодательству к категории малых предприятий относятся хозяйствующие субъекты экономики с численностью персонала не более 500 человек, при этом в зависимости от того, в какой отрасли они работают, число сотрудников может варьироваться от 1 до 1500 человек, а годовой оборот не превышать $15 млн.

В настоящее время Япония входит в число наиболее развитых государств, причем страна добилась таких значительных результатов за счет быстрого развития экономики в послевоенные годы путем  совершенствования и внедрения технических достижений, разрабатываемых, в основном, малыми предприятиями. На сегодняшний день ситуация значительно изменилась: хотя доля малого бизнеса в экономике страны составляет около 40%, он представлен, в основном, в сфере строительства, легкой промышленности и оказания услуг, а вот в производстве автомобилей, технической продукции большую долю занимают наукоемкие компании и крупные концерны. Это послужило причиной содействия правительства Японии развитию технического и наукоемкого производства именно в сфере малого бизнеса.

Малые предприятия Китая  можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что данный субъект экономики производит наибольшее количество инновационной продукции  и технических изобретений в  стране, большая часть которых  идет на экспорт.

Можно сделать вывод, что уровень его развития напрямую определяет степень развития экономики страны в целом, так, например, по данным статистического исследования на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах-членах Европейского союза не менее 30. В России доля предприятий данного сектора в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах Европейского союза малые предприятия составляют около 80% от общего числа предприятий. Малый бизнес в зарубежных странах является важным фактором экономического роста, вносящим весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. Развитие малого бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами за счет адресной поддержки со стороны государства и частных коммерческих и финансовых структур.

Государственная поддержка  малого предпринимательства за рубежом осуществляется по следующим направлениям:

1) Формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства.

2) Создание льготных  условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий.

3) Установление упрощенного  порядка регистрации малых предприятий,  лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности.

4) Поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  развитию их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными странами.

5) Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Малый бизнес  в России

 

 

 

Деятельность субъектов  малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам малого и  среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.3

Почти треть населения  России, так или иначе, связана  с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Но в то же время в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени".

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой  системы хозяйствования. И вполне закономерно, что к настоящему времени на долю частных субъектов малого предпринимательства приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/3 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес в России