Малый бизнес: место и роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в определении места и роли малого бизнеса в экономике России.
Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач. Задачами работы является:
– провести теоретический анализ литературных источников относительно сущности, места и роли малого бизнеса в экономике России и зарубежных стран;
– определить экономическое значение малого бизнеса для эффективного развития рыночной экономики;
– рассмотреть понятие и причины устойчивости малого бизнеса;
– рассмотреть зарубежный опыт развития поддержки малого бизнеса;
– проанализировать современное состояние и уровень развития малого бизнеса в России;
– определить современные формы сотрудничества;
– проанализировать основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России на примере Москвы и Московской области;
– выявить перспективы малого бизнеса в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины устойчивости малого бизнеса 5
1.2 Зарубежный опыт развития поддержки малого бизнеса 9
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 14
2.1 Проблемы и уровень развития малого бизнеса в России 14
2.2 Современные формы сотрудничества в малом бизнесе 18
2.3 Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России на примере Москвы и Московской области 22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 360148_мал_биз_роль_Росс.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется наличием противоречий, складывающихся между недостаточной степенью эффективности условий функционирования предприятий малого бизнеса, особенностей его менеджмента и значимостью благополучного развития малого предпринимательства в целом как одного из стержневых элементов в становлении рыночной системы.

Быстрые изменения, происходящие во внешней среде, ускоренный процесс развития различных форм и видов бизнеса предъявляет к участникам предпринимательской деятельности все новые и новые требования, требует поиска современных подходов к людям, получения новых знаний в сфере управления. Малый бизнес является одной из важнейших составляющих предпринимательства современного этапа практически во всей мировой экономике. Предприятия малого бизнеса лаконично вписываются в хозяйственную структуру, в общественное разделение труда и в конкурентную среду. Необходимо отметить, что роль малых предприятий в современной жизни неуклонно растет.

Увеличение предприятий малого бизнеса можно объяснить отчасти тем, что малый бизнес является более мобильным, легко приспосабливается к быстро изменяющимся условиям. При этом инвестиционные возможности малого бизнеса не велики. Все это свидетельствует о том, что необходимо дать свободу развитию предприятий малого бизнеса, так как малый бизнес дает России необходимую степень насыщенности рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам.

Вопросы, которые касаются процесса управления предприятиями, в России в достаточной степени освещаются в литературных источниках. Среди зарубежных и отечественных авторов можно выделить таких ученых как Р. Акофф, И. Ансофф, О.С. Виханский, П. Друкер, М.Х. Мескон, А.Д. Стрикленд, А.А. Томпсон, Р.А. Фатхутдинов и др. Теоретическим и практическим аспектам управления малым бизнесом посвящены исследования таких авторов как Р. Брук, В.В. Буев, В.М. Горфинкель, В.Д. Грибов, М.Г. Лапуста, Л. Прилуцкий, Н. Сирополис, Е.А. Соломенникова, Ю.Л. Старостин, А.Ю. Чепуренко и др.

Цель данной курсовой работы заключается в определении места и роли малого бизнеса в экономике России.

Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач. Задачами работы является:

– провести теоретический анализ литературных источников относительно сущности, места и роли малого бизнеса в экономике России и зарубежных стран;

– определить экономическое значение малого бизнеса для эффективного развития рыночной экономики;

– рассмотреть понятие и причины устойчивости малого бизнеса;

– рассмотреть зарубежный опыт развития поддержки малого бизнеса;

– проанализировать современное состояние и уровень развития малого бизнеса в России;

– определить современные формы сотрудничества;

– проанализировать основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России на примере Москвы и Московской области;

– выявить перспективы малого бизнеса в России.

Объектом курсовой работы является малый бизнес, а предметом – место и роль малого бизнеса в экономике России.

Информационной и теоретической базой для написания данной курсовой работы послужила учебная и специальная экономическая литература, а также научные статьи и публикации, статистический материал.

Методологическую базу курсовой работы составляют общенаучные методы анализа, сравнения, обобщения, синтеза.

Логика, цель и задачи курсовой работы обусловили ее структуру, которая включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие и причины устойчивости малого бизнеса

Анализ вопросов, касающихся определения места и роли малого бизнеса в России, по мнению автора данной курсовой работы, целесообразно начать с рассмотрения понятия и причин устойчивости малого бизнеса.

Дадим определение понятию «малый бизнес». Под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики в рамках, установленных законами, государственными органами либо иными другими представительными организациями1. Как говорилось выше, малое предпринимательство занимает одно из важнейших мест в процессе развития экономики страны, реформирование которой невозможно осуществлять без усовершенствования и развития разных форм хозяйствования, в том числе малого бизнеса. Малые экономические структуры играют важную роль с точки зрения формирования новых рабочих мест и поддержки рынка.

Рассмотрим вопрос, касающийся критериев, согласно которым предприятия выделяют в категорию малого бизнеса. Как показывает анализ экономической зарубежной и отечественной литературы, основной критерий, на основании которого предприятия разных организационно-правовых форм относят к субъектам малого бизнеса, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Авторы ряда научных работ под малым бизнесом понимают такую деятельность, которую осуществляет небольшая группа лиц, либо предприятие, в процессе управления которым участвует один собственник2.

Среди наиболее общих критериев, на основании которых предприятие можно отнести к малому бизнесу, выделим следующие: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода)3. Исходя из критерия численности, различают наимельчайшие, мельчайшие, мелкие, средние и крупные предприятия. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:

– наимельчайшие предприятия – количество персонала таких предприятий не превышает десяти человек;

– мельчайшие предприятия – на таких предприятия численность людей колеблется в пределах до двадцати человек;

– мелкие предприятия – мелкими считаются предприятия, где численность людей не превышает 99;

– средние предприятия – на таких предприятиях численность персонала не должна превышать 500 человек;

– крупные предприятия – на крупных предприятиях работает свыше 500 человек4.

Как показал анализ литературных источников, зарубежная практика количественного разграничения компаний зачастую использует критерии стоимости бизнеса. Такие понятия как «стоимость предприятия», «стоимость фирмы», «стоимость бизнеса» применяются при осуществлении процедуры оценки бизнеса. Как показывает практика, оценку бизнеса производят в случае проведения реструктуризации компании, когда изменяется состав ее владельцев. Оценка бизнеса предшествует эмиссии акций компании либо действиям по ее финансовому оздоровлению. Однако проводить оценку бизнеса можно и для иных целей, в том числе для количественного разграничения предприятия.

Таким образом, среди наиболее общих критериев, на основании которых предприятие можно отнести к малому бизнесу, выделим следующие:

– количество людей, задействованных на предприятии, то есть его численность;

– размеры уставного капитала предприятия;

– объемы активов и оборота (доход, прибыль)5.

Рассмотренные критерии не являются совершенными. К примеру, можно привести ситуацию, когда на электростанции с многомиллионными основными фондами, в действие их приводит несколько работников.

Можно сделать вывод, что универсальных критериев выделения малых предприятий, которые бы позволяли точно относить предприятия к той либо иной категории не существует. Следовательно, целесообразно использовать предложенные критерии для выделения предприятия к области малого бизнеса.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для того, чтобы предприятие было отнесено к предприятиям малого бизнеса средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать такие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; в некоторых развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60–70 % ВНП6. Непрерывный рост малых предприятий доказывает тот факт, что в предпринимательском секторе экономики такая организационная форма, как малое предприятие, является наиболее приемлемой и эффективной для удовлетворения потребностей человека (особенно в его творческой самореализации).

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий.

В 2013 году Всемирным банком (WB) совместно с Международной финансовой корпорацией (IFC) был подготовлен отчет, посвященный среднему и малому бизнесу. В исследовании "Dоing Business-2013" было проанализировано 185 мировых экономики, и его целью являлось определение условий ведения бизнеса в каждой из них. По данным рейтинга Лучших стран для ведения бизнеса Россия занимает 112 место (см. табл. 2.2)7.

Таблица 2.2

Рейтинг лучших стран для ведения бизнеса

Место в 2011 году

Экономика

Место в 2012 году

Изменение

1

Сингапур

1

0

2

Гонконг

2

0

3

Новая Зеландия

3

0

4

США

4

0

20

Япония

24

+4

30

Израиль

30

0

120

Российская Федерация

112

-8

125

Аргентина

124

-1


Таким образом, малое и среднее предпринимательство занимает одно из важнейших мест в процессе развития экономики страны, реформирование которой невозможно осуществлять без усовершенствования и развития разных форм хозяйствования, в том числе малого бизнеса. Малые и средние экономические структуры играют важную роль с точки зрения формирования новых рабочих мест и поддержки рынка.

Малые и средние предприятия являются двигателем экономического развития страны, развитию малого и среднего предпринимательства необходимо уделять пристальное внимание, оказывать содействие и формировать условия для его успешного функционирования, все это будет положительно влиять на экономику страны в целом.

В следующем параграфе рассмотрим зарубежный опыт развития поддержки малого бизнеса.

1.2 Зарубежный  опыт развития поддержки малого  бизнеса

Итак, как следует из изложенного выше материала, малый бизнес – важный элемент рыночной экономики, без которого не может эффективно функционировать государство. Данная часть экономики во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя значительную его долю. В России малый бизнес находится на начальных этапах развития, своими показателями далеко отставая от цивилизованного уровня промышленно развитых стран. Динамичное развитие малого предпринимательства невозможно без участия самого государства, это ясно видно на примере таких развитых стран, как: США, Канада, Япония, Германия. В данном параграфе курсовой работы рассмотрим опыт развития малого предпринимательства на примере США и Германии.

США являются признанным лидером в развитии малого бизнеса. Его доля в ВВП достигает 52 % из общего объема ВВП в 14,26 трлн. долл. Таким образом, вклад этого сектора составил 5,6 трлн. долл. На малых предприятиях заняты половина работающих американцев (62,3 млн. человек). Из всех зарегистрированных компаний к малому бизнесу относится 22,9 млн. предприятий, или свыше 97 %, включая 9,1 млн. индивидуальных предпринимателей8.

В США государственная стратегия развития малого бизнеса определяется Законом «О малом бизнесе», принятым в 1953 г. В том же году был создан специальный орган исполнительной власти по проблемам малого предпринимательства – Администрация по делам малого бизнеса (АМБ). Законодательно утверждены ее задачи, состоящие в стимулировании и координировании общенациональной стратегии развития малого бизнеса. К основным функциям Администрации по делам малого бизнеса относятся: помощь субъектам малого бизнеса в получении контрактов с правительственными организациями; помощь в приобретении и использовании правительственной собственности, свободной от уплаты налогов; предоставление малым предприятиям прямых, а также через банки-посредники займов на льготных условиях на срок 7–10 лет (в коммерческих банках 3–5 лет); обеспечение малым формам предпринимательства благоприятных условия для экспортной деятельности. Кроме того, АМБ поддерживает более 20 программ развития малого бизнеса.

Информация о работе Малый бизнес: место и роль в экономике России