Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что малое предпринимательство имеет большое значение в ускорении формирования рыночных отношений, играет важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере, что особенно актуально для нашей страны и в процессе становления рыночной экономики. Динамичное развитие малых и средних предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перетоку высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий и секторов в сектор малых и средних предприятий, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест и повышению социально-экономической стабильности в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 5
1.1 Теоретическая оценка понятий «малый бизнес», «малое предпринимательство», «малое предприятие» 5
1.2 Правовые основы малого бизнеса 7
1.3 Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры: основные преимущества малого бизнеса 11
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Возникновение малого бизнеса в Российской Федерации 14
2.2 Анализ основных направлений развития малого бизнеса в
Российской Федерации 15
2.3 Анализ нормативно-правовой базы малого бизнеса в Российской Федерации 18
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик!!!!.docx

— 55.04 Кб (Скачать файл)

 


 

 


 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 5

1.1 Теоретическая оценка понятий «малый бизнес», «малое предпринимательство», «малое предприятие» 5

1.2 Правовые основы малого бизнеса 7

1.3 Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры: основные преимущества малого бизнеса 11

 

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14

2.1 Возникновение малого бизнеса в Российской Федерации 14

2.2 Анализ основных направлений развития малого бизнеса в

 Российской Федерации 15

2.3 Анализ  нормативно-правовой базы малого  бизнеса в Российской Федерации 18

3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РОССИИ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ  и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что малое предпринимательство имеет большое значение в ускорении формирования рыночных отношений, играет важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере, что особенно актуально для нашей страны и в процессе становления рыночной экономики. Динамичное развитие малых и средних предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перетоку высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий и секторов в сектор малых и средних предприятий, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест и повышению социально-экономической стабильности в обществе. Основной положительный момент малого предпринимательства - высокая мотивация собственника к труду, к развитию предприятия, к повышению его конкурентоспособности, ведь тот, кто не имеет интереса к собственности, не имеет интереса и к эффективному труду. Субъекты малого бизнеса просто обязаны работать эффективно, так как постоянно несут всю полноту всех видов экономической и социальной ответственности за конечные результаты хозяйствования, и вынуждены выживать в жесткой конкурентной борьбе. Для обеспечения эффективной работы малый бизнес в свою очередь нуждается в свободе выбора и свободе принятия решений, в гарантиях заключенных контрактов и договоров, в абсолютной безопасности частной собственности, которые может обеспечить только государственная политика в области законодательства и налогообложения малого предпринимательства и частного бизнеса. Во всех странах государство способствует росту сектора малых и средних предприятий, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие. Инструменты такой политики могут быть самые разные от фискальных до информационных. Кроме того, на улучшение бизнес климата страны, как правило, направлены усилия различных бизнес ассоциаций и союзов предпринимателей, аналитических центров, международных организаций. Целью данной курсовой работы является изучение состояния и тенденций развития малого бизнеса в России. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - дать определение понятию «малый бизнес» и его отличиям преимуществам по сравнению с крупным бизнесом; - изучить роль и место малого бизнеса в экономике; - рассмотреть тенденции развития малого бизнеса в рыночной экономике; - проанализировать состояние и перспективы развития малого бизнеса в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  МАЛОГО БИЗНЕСА

 

    1.  Теоретическая оценка понятий «малый бизнес», «малое предпринимательство», «малое предприятие»

 

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.

Малым бизнесом в России считается предпринимательская деятельность физических лиц - индивидуальных предпринимателей, а также деятельность коммерческих организаций - малых предприятий.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. [1. стр. 73]

"малое  предпринимательство" - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия общее число показателей которой,  превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

  1. средняя численность занятых на предприятии работников,
  2. ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год,
  3. величина активов.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

а) в промышленности - 100 чел.;

б) в строительстве - 100 чел.;

в) на транспорте - 100 чел.;

г) в сельском хозяйстве - 60 чел.;

д) в научно-технической сфере - 60 чел.;

е) в оптовой торговле - 50 чел.;

ж) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

з) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

В Федеральном Законе РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. [13. стр. 134]

В соответствии с законодательством средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.

 

    1. Правовые основы малого бизнеса

 

Первым шагом в организации малого бизнеса является государственная регистрация. Обратим внимание, что в настоящее время в законодательном регулировании государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и малых предприятий нет единства. Для малых предприятий вопрос государственной регистрации решается Законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". А для индивидуальных предпринимателей - Законом РСФСР от 7 декабря 1991 года N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", а также Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации".

Индивидуальные предприниматели для государственной регистрации должны представить в регистрирующий орган по месту постоянного жительства заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Размер регистрационного сбора устанавливается городским (районным) органом законодательной власти. При этом он не может превышать размера минимальной месячной оплаты труда, т.е. 100 рублей. Заявление о регистрации должно рассматриваться не более 15 дней. В течение 10 дней после государственной регистрации в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя необходимо подать заявление о постановке на учет. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет бесплатно, в течение 5 дней со дня подачи всех необходимых документов. [2. стр. 34]

Для регистрации малого предприятия в регистрирующий орган по месту нахождения органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени предприятия, представляются: заявление по установленной форме, решение о создании предприятия, учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины (образцы учредительных документов, а также форму заявления можно получить, например, в справочной правовой системе ГАРАНТ). В соответствии с Законом от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ размер государственной пошлины составляет 2000 рублей. Государственная регистрация производится в территориальных налоговых органах, в срок не более 5 рабочих дней. Одновременно в налоговых органах осуществляется постановка на учет (малым предприятиям, в отличие от индивидуальных предпринимателей, дополнительно подавать заявление в налоговый орган о постановке на учет не требуется).

Согласно статье 288 Гражданского кодекса РФ предприятия, учреждения, организации не должны размещаться в жилых помещениях. В связи с этим во многих регионах России регистрация предприятий, указывающих своим юридическим адресом или местонахождением жилые помещения, производится с ограничением. Так в соответствии с п. 5.6 ст. 5 Закона города Москвы от 28.06.95 г. N 14 в Москве не допускается регистрация субъектов малого предпринимательства, указывающих в качестве своего местонахождения или юридического адреса жилые помещения, за исключением индивидуальных предпринимателей, регистрирующихся по месту жительства, и юридических лиц, регистрирующихся по месту жительства учредителей, если они учреждены физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданы не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества. Также не допускается непосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельности в сфере материального производства, за исключением установленных форм надомного труда. Аналогичные правила действуют и в других субъектах Российской Федерации. [5. стр. 64]

В соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление определенных видов деятельности требуется специальное разрешение - лицензия. Перечень таких видов деятельности определен Законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В него, в частности, включаются: медицинская, фармацевтическая, ветеринарная деятельность; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; перевозки (за исключением некоторых видов), турагентская деятельность; частная охранная деятельность; изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм; аудиторская деятельность и др. Всего перечень насчитывает более 100 лицензируемых видов деятельности.

Одним из преимуществ малого бизнеса является возможность применения упрощенных процедур и форм отчетности. Для малых предприятий Минфином РФ разработаны типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета (утверждены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н), предусматривающие применение различных форм бухгалтерского учета в зависимости от объемов производства и хозяйственных операций.

Субъекты малого предпринимательства в большинстве случаев могут применять специальный порядок исчисления и уплаты налогов - упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает уплату единого налога вместо уплаты налога на прибыль (для предприятий), налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), налога с продаж, единого социального налога (ЕСН) и налога на имущество, а также отмену уплаты НДС.

Субъектами малого бизнеса также может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Виды деятельности, подлежащие налогообложению ЕНВД, определяются субъектами РФ в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ. Для плательщиков ЕНВД отменяется уплата НДС, налога с продаж, налога на имущество, ЕСН, налога на прибыль (для предприятий) и налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей). Не смотря на то, что объектом налогообложения является вмененный доход (т.е. не реальный доход, а фиксированная сумма, рассчитанная по установленной формуле), налогоплательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах. В частности, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг (за исключением входящих в Перечень, утвержденный Постановлением СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745) должны осуществляться с применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Как было отмечено на интернет-конференции Ирины Хакамада, проведенной 20 марта 2003 года компанией "Гарант", сейчас и в Государственной Думе, и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации активно обсуждается вопрос отмены ККМ при переходе на ЕНВД. [3. стр. 96]

Правильность исчисления и уплаты налогов предпринимателями, а также выполнения ими других налоговых обязательств устанавливается в ходе налоговых проверок. НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Камеральные налоговые проверки проводятся инспекцией по месту своего нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиками, выездные - непосредственно на предприятии, по решению руководителя налоговой инспекции. К сожалению, налоговые проверки нередко проводятся с нарушением законодательства. За 2002 год федеральными арбитражными судами округов было рассмотрено свыше полутысячи споров, связанных только с проведением выездных проверок. При этом наиболее часто предметом споров в суде становились: проведение дополнительных мероприятий налогового контроля; результаты проверок, охвативших более трех календарных лет деятельности налогоплательщика; сроки проведения проверок; неправомерное истребование тех или иных документов. Предпринимателям необходимо учитывать, что законодательством о налогах и сборах определены конкретные требования к проведению как выездных, так и камеральных проверок. А несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований является основанием для отмены судами решений налоговых органов. [4. стр. 198]

Информация о работе Малый бизнес в России