Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального (регионального) развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального (регионального) развития.
Задачи курсовой работы – 1) Изучение теоретических аспектов и нормативного регулирования государственного управления в регионе;
2) Рассмотрение государственного управления экономикой регионов;
3) Оценка Результатов и основных направлений деятельности министерства регионального развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты и нормативное регулирование государственного управления в регионе………………………………………5
1.1 Государственное управление…………………………………………………………………………5
1.2 Регион как объект государственного управления………………………....10
1.3 Нормативно-правовая база региональной политики……………………...15
Глава 2. Государственное управление экономикой регионов………………..19
2.1 Цели и задачи региональной экономической политики…………………..19
2.2 Методы государственного регулирования экономики региона…………..26
Глава 3. Результаты и основные направления деятельности министерства регионального развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы………32
3.1 Основные результаты деятельности Министерства в 2012 году…………34
3.2 Реализация государственной политики в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Решение задач в области стратегического и территориального планирования регионального развития…………………………………………………………………………..35
3.3 Выработка и реализация государственной политики в сфере планирования пространственного развития Российской Федерации……..….36
3.4 Перечни приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов...41
3.5 Совершенствование разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации……………………………42
3.6 Основные мероприятия в рамках деятельности Инвестиционного фонда Российской Федерации на период 2014 – 2016 годы………………………….46
Заключение…...…………………………………………………………………..48
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_reu.docx

— 80.81 Кб (Скачать файл)

Таковы наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению, как разновидности социального управления. Оно характерно по своему функциональному назначению не только для Российской Федерации в ее современном виде и, конечно, не только для периода развития нашего государства вплоть до распада Советского Союза. В своих основных проявлениях государственное управление непременно присутствует в механизме воздействия на общественную жизнь западных государств, где государственная власть базируется на иных социально-политических и экономических основах. Имеется в виду прежде всего господство рыночных отношений.2

1.2 Регион как объект  государственного управления

Существует достаточно много определений региона в разных областях человеческого знания, каждое из которых характеризует какую-либо сторону этого понятия. Рассмотрим его составляющие.3

В Указе президента Российской Федерации “Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации” от 3 июня 1996 г. за № 803 под регионом понимается “часть Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий”. В России регион может совпадать с границами территорий субъектов Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Словарь-справочник “Социальная структура и социальные процессы” трактует социологическое понимание региона следующим образом: «будучи социально-территориальной системой, регион должен обладать социально-пространственной общностью организации проживающего в его рамках населения. Отличаясь своеобразием природных условий, сложившейся специализацией производства, определенным уровнем развития производительных сил, производственной инфраструктуры, регион в то же время характеризуется спецификой социальной культуры и инфраструктуры, а также образа жизни населения».4

Н.Н. Некрасовым предложена трактовка региона как территориального развития производственных сил и производственных отношений, что позволяет рассматривать территориальное образование с позиций его экономической и социальной природы.5

В.И. Сигов уже четко рассматривает регион как экономическую и социальную общность, отмечая, что «в регионах складываются территориальные общности, члены которых помимо экономических отношений связаны общим отношением к окружающим их условиям жизни - природной и социальной среде. В территориальных общностях осуществляется обмен всеми основными видами деятельности людей, обеспечивающими социальное воспроизводство населения. Вследствие этого они могут функционировать как относительно самостоятельные социальные образования». 6

С. Барзилов и А. Чернышов понимают под регионом «социологическую квалификацию той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями, единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-экономическая и общественная деятельность проживающих в нем людей. Политическое пространство региона представляет собой организацию его политической жизни, сферу реализации государственной власти на местах и общественного самоуправления». 7

В качестве региона в науке и практике России рассматривается часть территории, обладающей целостностью социально-экономических, природных, национально-культурных и других условий. Регионами в географических и экономических публикациях называют территории, связанные какими-либо одинаковыми атрибутами: территории страны, включающие несколько экономических районов, края, группы стран, экономические районы, республики, области и группы. Далее название «регион» мы будем применять для обозначения субъектов РФ.

РФ строится по смешанному типу, что подразумевает деление государства согласно двум различным, в некотором отношении - противоречивым, принципам:

- национально-территориальное деление (автономные округа, республики);

- административно-территориальное  деление (города федерального значения, области, края).

Такой принцип построения является причиной различных противоречий и конфликтов.

Еще одна важная своеобразная черта российского федерализма - совмещение территорий субъектов, при котором одни субъекты Федерации являются частью других. Данная структура Федерации получила название «матрешечной».

Работа государственной системы управления Российской Федерации в настоящий момент проводится согласно принципам федерализма, к главным из которых относятся следующие:

- из территориально изолированных  единиц, не имеющих права выхода  из состава государства, складывается  целостное геополитическое пространство  государства;

- все субъекты Федерации наделяются  некоторыми обязанностями и правами, в ходе их осуществления регионы  располагают независимостью, сохраняя  при этом принцип единства;

- дифференцирование функций Федерального  центра и территориально изолированных единиц - субъектов Федерации.

Принципы федерализма:

- единое геополитическое пространство;

- разграничение функций;

- определенный объем прав и  обязанностей.

Для всех субъектов существуют единые правила поведения, взаимоотношения регионов и центра должны быть одинаковыми. Однако, ввиду различного уровня социально-экономического развития регионов, возникает асимметрия в отношениях.

Лишь при условии разработки конкретных, обоюдовыгодных и всеми исполняемых правил поведения могут быть построены эффективные федеративные отношения. Независимые, экономически развитые регионы нужны центру, однако система финансовой помощи будет существовать еще долгое время, так как субъекты Федерации коренным образом отличаются друг от друга по уровню экономического развития.8

Очень далека от идеальной действующая система помощи регионам. Донорами является мизерное количество регионов, основная же их часть пользуется дотациями. Такая система имеет множество негативных моментов, поскольку порождает потребительские настроения, вследствие чего не происходит «выравнивания» регионов. Наблюдается обратный процесс - регионы все более и более зависят от центра. Вместе с тем у регионов-доноров нет заинтересованности в привлечении дополнительных инвестиций, в увеличении своей доходной базы Государственное управление: основы теории и организации. 9

Необходимо формулирование и закрепление конкретных функций государственного управления за центрами ответственности с целью выстраивания эффективных федеральных отношений.

Многоуровневые системы государственного управления пользуются большой популярностью в современном мире. Вопрос о распределении ответственности и полномочий, о гарантиях их деятельности - стержень отношений между уровнями власти в любом государстве. Главным принципом образования компетенции каждого уровня власти является максимальная эффективность осуществления на надлежащем уровне конкретных задач и функций. Такой подход называется принципом субсидиарности. Подавляющая часть регионов получает дотации.

Данный принцип базируется на том, что наиболее высокий уровень управления может вмешиваться в дела более низкого только в той степени, в какой последний показал свою неспособность к эффективному управлению. Вмешательство более высокого уровня управления в деятельность более низкого возможно лишь при наличии определенных условий, при которых подобное вмешательство будет являться целесообразным и законным. Следовательно, вмешательство более высокого уровня власти в деятельность более низкого уровня происходит только в случае предоставления нужной поддержки последнему с целью решения его проблем.

Использование принципа субсидиарности в административных и правовых системах большей части государств, входящих в Совет Европы (как в федеративных, так и в унитарных), говорит о его универсальности и перспективности его применения в странах, развивающих систему государственного управления. Несомненно, принцип субсидиарности следует использовать наряду с другими принципами, которые определяют основы организации государства, такими, как солидарность и эффективность управления, единство применения и действия.

Принцип субсидиарности: вмешательство вышестоящих уровней управления в деятельность нижестоящих.

Непосредственное применение принципа субсидиарности предусматривает учет его реальных результатов, касающихся распределения полномочий. Несмотря на сложность разработки детальной схемы распределения полномочий, нужно приложить все силы для законодательного определения списка полномочий, передаваемых каждому уровню, сопровождая его несложными правилами взаимодействия между уровнями общественного управления.

Органы власти всех регионов, конечно же, не могут рассчитывать на получение равноценных полномочий. Существуют объективные различия в размерах территории, специфике инфраструктуры, географическом положении и оснащенности ресурсами. Однако необходимо сделать все для того, чтобы сгладить наиболее существенные несоответствия между территориями.

Государство должно применять системы выравнивающих выплат.

Субсидиарность подразумевает гибкий подход, предоставляющий большие возможности для обеспечения участия региональных властей в определении объема их полномочий. Эффективность работы многоуровневой структуры, построенной на принципе субсидиарности, зависит от соблюдения справедливого баланса между делегированными и собственными полномочиями регионов, делегированными полномочиями и ресурсами, необходимыми для их осуществления.

Стратегию государственного развития определяет региональная политика, призванная управлять экономической, социальной и политической жизнью региона, координировать взаимоотношения центра и регионов, способствовать эффективному развитию региональных отношений.10

 

1.3. Нормативно-правовая база региональной политики

 
       Предпосылки правового обеспечения региональной политики содержаться в Конституции РФ (1993 г.). Она определяет государственного устройства {федеративное государство) и основы взаимоотношений РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

       В Конституции РФ зафиксированы положения, которые определяют единство экономического пространства страны:

• равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами власти;

• гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом;

• недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств;

• запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля.

       Порядок взаимоотношений между регионами и центром регулируется Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

     Данный закон устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении: 
а) договоров между органами государственной власти РФ органами государственной власти ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий; 
б) соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

       Закон устанавливает ряд ведущих принципов:

• принцип конституционности (ненарушение Конституции РФ);

• принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

• принцип равноправия субъектов федерации при разграничении предметов ведения и полномочий;

• принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов федерации (имеется в виду, что заключаемые двусторонние договора соглашения не должны ущемлять права и интересы других субъектов федерации);

• принцип согласованности интересов Российской Федерации интересов ее субъектов;

• принцип добровольности заключения договоров, соглашений. Закон    предусматривает    также    порядок   участия    субъектов.

       Российской Федерации в федеральном законодательном процессе и расширяет правовую базу для приведения нормативно-правовых документов субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством.

        Нормативно-правовая база государственной региональной политики включает в себя федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, другие федеральные нормативных акты, соглашения между РФ и ее субъектами, а также законы и различные акты субъектов РФ.

Информация о работе Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального (регионального) развития