Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального (регионального) развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального (регионального) развития.
Задачи курсовой работы – 1) Изучение теоретических аспектов и нормативного регулирования государственного управления в регионе;
2) Рассмотрение государственного управления экономикой регионов;
3) Оценка Результатов и основных направлений деятельности министерства регионального развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты и нормативное регулирование государственного управления в регионе………………………………………5
1.1 Государственное управление…………………………………………………………………………5
1.2 Регион как объект государственного управления………………………....10
1.3 Нормативно-правовая база региональной политики……………………...15
Глава 2. Государственное управление экономикой регионов………………..19
2.1 Цели и задачи региональной экономической политики…………………..19
2.2 Методы государственного регулирования экономики региона…………..26
Глава 3. Результаты и основные направления деятельности министерства регионального развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы………32
3.1 Основные результаты деятельности Министерства в 2012 году…………34
3.2 Реализация государственной политики в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Решение задач в области стратегического и территориального планирования регионального развития…………………………………………………………………………..35
3.3 Выработка и реализация государственной политики в сфере планирования пространственного развития Российской Федерации……..….36
3.4 Перечни приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов...41
3.5 Совершенствование разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации……………………………42
3.6 Основные мероприятия в рамках деятельности Инвестиционного фонда Российской Федерации на период 2014 – 2016 годы………………………….46
Заключение…...…………………………………………………………………..48
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_reu.docx

— 80.81 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Кафедра государственного, муниципального и экономического управления

Факультет  государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Региональная экономика и управление»                                    Тема: «Нормативно-правовые      основы      государственного   регулирования территориального (регионального) развития»

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                         Проверила:

студентка группы 8302                                                      к.х.н.

Шултэ Екатерина                                                                Корецкая  Т.А.          

                                                                     

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013 г. 
Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические аспекты и нормативное регулирование государственного управления в регионе………………………………………5

1.1 Государственное управление…………………………………………………………………………5

1.2 Регион как объект государственного  управления………………………....10

1.3 Нормативно-правовая база  региональной политики……………………...15

Глава 2. Государственное управление экономикой регионов………………..19

2.1 Цели и задачи региональной  экономической политики…………………..19

2.2 Методы государственного регулирования  экономики региона…………..26

Глава 3. Результаты и основные направления деятельности министерства регионального развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы………32

3.1 Основные результаты деятельности  Министерства в 2012 году…………34

3.2 Реализация государственной  политики в сфере социально-экономического  развития субъектов Российской  Федерации. Решение задач в области стратегического и территориального планирования регионального развития…………………………………………………………………………..35

3.3 Выработка и реализация  государственной политики в сфере  планирования пространственного  развития Российской Федерации……..….36

3.4 Перечни приоритетных  инвестиционных проектов федеральных  округов...41

3.5 Совершенствование разграничения  полномочий между Российской  Федерацией и субъектами Российской  Федерации……………………………42

3.6 Основные мероприятия в рамках  деятельности Инвестиционного фонда  Российской Федерации на период 2014 – 2016 годы………………………….46

Заключение…...…………………………………………………………………..48

Список использованной литературы…………………………………………...50

 

Введение

   Тема «Нормативно-правовые      основы      государственного регулирования территориального (регионального) развития» носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Рассмотрение состояния полноты нормативно-правового обеспечения региональной политики крайне важно как в части оценки уровня развития федеративных отношений в стране, так и при выборе направлений и путей совершенствования взаимоотношений различных уровней власти, и в первую очередь, при формировании и реализации региональной политики Правительства Российской Федерации.

    Эффективность государственного управления экономическим развитием в регионе предполагает исследование проблем взаимосвязи региональной экономики и региональной политики. При этом речь идет как о теоретическом осмыслении вопросов регионального развития в историческом аспекте, так и о четком определении объекта управления - регионального хозяйственного комплекса, включая место региональной экономики в воспроизводственном процессе страны.

    При исследовании территориальных связей регион можно рассматривать по крайней мере с двух сторон: во-первых, как часть единого народно-хозяйственного комплекса страны; во-вторых, как самостоятельное целостное образование, имеющее свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы соединения производственных ресурсов - факторов производства. Каждая из этих сторон имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на процесс управления ходом регионального развития.

     Цель курсовой работы - Нормативно-правовые основы  государственного регулирования территориального (регионального) развития.

Задачи курсовой работы – 1) Изучение теоретических аспектов и нормативного регулирования государственного управления в регионе;

2) Рассмотрение  государственного управления экономикой регионов;

3) Оценка  Результатов и основных направлений деятельности министерства регионального развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы.

    Объект работы – государственное регулирование территориального развития регионов.

    Предмета работы - эффективность государственного регулирования регионов.

    Работа состоит из введения, основной части, которая имеет 3 главы, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты и нормативное регулирование государственного управления в регионе

1.1 Государственное управление

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.1

Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от этого термина. Вместо него в оборот внедрен новый термин - исполнительная власть. Означает ли это, что государственное управление впредь не существует или же налицо чисто терминологическая реформация?

На эти закономерные вопросы ответ может быть один: все объясняется конституционным провозглашением разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х годов.

Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией.

По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности. Так, на долю органов государственной власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранительную функцию.

Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:

а) государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

б) государственное управление - деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

в) государственное управление - прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

г) государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;

д.) государственное управление - подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординационность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т.п.

В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти, т.е. Советов различных уровней.

В своих основных организационных проявлениях эти органы были «привязаны» прямо или опосредствованно к системе Советов народных депутатов.

Исполнительно-распорядительную деятельность практически ocyществляли не все государственные органы, а лишь те, которые конституционно обозначались как органы государственного управления (специальный субъект). В общегосударственном масштабе эти органы осуществляли государственную власть (государственно-властные полномочия) в форме исполнительной или правоприменительной функции. Здесь виден специфический вариант проявления государственной власти, которому отводилось особое (самостоятельное) место в механизме «разделения труда» (функций). Приоритетность сохранялась при этом за законодательной (правотворческой) деятельностью.

Изложенное позволяет обратить внимание еще на два принципиальных обстоятельства. Прежде всего - государственное управление и осуществляющие его функции, государственные органы - есть составная часть единого механизма государственной власти. Данное положение необходимо особо подчеркнуть в связи с тем, что до 80-х годов соответствующие Конституции и действующее законодательство только Советы всех уровней относили к числу органов государственной власти. И лишь в отношении Правительств было сделано исключение: они характеризовались в качестве «исполнительных и распорядительных органов государственной власти». Все иные органы государственного управления (как, впрочем, и судебные органы) вроде бы не имели никакого отношения к механизму государственной власти, что, конечно, не соответствовало действительности. Наблюдалась, тем самым, явная переоценка роли Советов. Фактически же речь должна была идти, и для этого имелись все необходимые основания, о функционировании в системе «разделения труда» представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, поскольку именно они реализовали в различных правовых и организационных формах полномочия государственно-властного характера.

Второе обстоятельство связано с тем, что, как это уже отмечалось при общей характеристике социального управления, последнее во всех своих проявлениях органически связано с упорядочивающим воздействием на определенный объект. Говоря же о государственном управлении, акцентируется его исполнительное назначение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительством?

Суть данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства; в этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений(например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований. Но он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, нуждающихся в упорядочивающем, т.е. постоянном управляющем воздействии. Вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте. Значит, исполнение - это, в рассматриваемом аспекте, и есть по существу непосредственная государственно-управленческая деятельность, т.е. управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения - законодательный либо исполнительно-распорядительный орган (исполнение закона либо подзаконного нормативного акта).

Информация о работе Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального (регионального) развития