Понятие, значение и нормативно-правовая основа ФПГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Процесс структурной перестройки отечественной экономики, широкомасштабная приватизация государственных предприятий порождают такие новые для нашей экономики хозяйствующие субъекты, как холдинговые компании (холдинги) и финансово-промышленные группы (ФПГ).

Содержание

Введение
1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа ФПГ
2. Создание и ликвидация финансово-промышленных групп
3. Управление деятельностью ФПГ
4. ФПГ и государство
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

  1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа ФПГ

2. Создание и ликвидация  финансово-промышленных групп

3. Управление деятельностью ФПГ

4. ФПГ и государство

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процесс структурной перестройки отечественной экономики, широкомасштабная приватизация государственных предприятий порождают такие новые для нашей экономики хозяйствующие субъекты, как холдинговые компании (холдинги) и финансово-промышленные группы (ФПГ).

Как известно из мировой практики, глубокий продолжительный кризис типа Великой депрессии или того спада, в котором сейчас находится российская экономика,— отнюдь не самое благоприятное время для формирования эффективно функционирующих ФПГ. И это несмотря на то, что именно в период глубоких кризисов недвижимость резко дешевеет и тем самым облегчаются условия концентрации собственности. Например, во время Великой депрессии многие универсальные и ипотечные банки США практически за бесценок приобретали остановившиеся предприятия и земли разорившихся фермеров. Если бы данный кризис быстро закончился, такая политика принесла бы банкам огромный выигрыш. Однако тот факт, что Великая депрессия продолжалась до начала второй мировой войны, привел к массовому разорению банков, омертвивших слишком надолго свои ресурсы в неликвидных активах.

Вряд ли можно надеяться  на то, что нынешний кризис почти  на всем постсоветском пространстве перейдет в устойчивый подъем уже  в ближайшие год-два. Отсутствие подобной перспективы существенно  уменьшает интерес потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов к вложению средств в акции предприятий, будущее которых, как правило, выглядит весьма сомнительным.

В современной российской экономике финансово-промышленные группы - это фактически основные формы кооперации и интеграции между банками и реальным сектором экономики в России. Одновременно это основные формы организации российского крупного бизнеса, через которые осуществляется его целенаправленное влияние на происходящий в стране социальный и политический процесс.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, значение  и нормативно-правовая основа  ФПГ 

 

 

 Особое  значение финансово-промышленных групп  в современной России детерминируется следующими факторами. На первое место среди них следует поставить слом советской государственной машины, изменение политической системы общества в целом. Ранее, когда действовало командно-бюрократическое управление с элементами огосударствления правящей партии и общественных организаций, интегрирующую роль выполняли государственные хозяйственные структуры, в первую очередь, главки министерств. С конца 70 — начала 80-х гг. стали интенсивно создаваться промышленные, производственные и научно-производственные объединения. Сейчас государственная управленческая вертикаль разрушена. Ее эффективным "заменителем" и становятся финансово-промышленные группы, но действующие не на административных началах, а на принципах рыночной экономики.

Далее вндрение в экономическую и социальную сферы различных форм собственности. Ранее имелась единственная форма собственности — социалистическая при подавляющем господстве в ней государственного вида собственности. Социалистические предприятия, финансовые и научные организации были лишены экономической самостоятельности и возможности самим выбирать выгодные формы хозяйствования. Все за них решали вышестоящие государственные органы. Теперь положение качественно иное: сложилось гарантированное Конституцией РФ многообразие форм собственности, функционируют миллионы юридических лиц различных организационно-правовых форм, которым предоставлены свобода экономической деятельности, возможность работать автономно, независимо ни от кого. Но отмеченные процессы привели и к некоторым негативным последствиям, породили изоляцию хозяйствующих субъектов, вызвали разрыв экономических связей, которые прежде устанавливались и поддерживались государственными органами. Резко снизилась экономическая роль государства. Для государства и самих предпринимателей становится все более очевидным, что хозяйствующие субъекты не в состоянии в одиночку, без прочных контактов между собой и поддержки государственных органов, решить ни одну серьезную проблему, успешно выдержать конкуренцию на внутреннем и международном рынках. Как следствие, и государство, и предприниматели оказались объективно заинтересованными в наличии объединений типа финансово-промышленных групп.

Финансово-промышленные группы компенсируют и недостатки экономического развития, вызванные интенсивным созданием малых предприятий. На начало 1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых трудилось 9 млн. работников, или 15% от общего числа занятых на предприятиях и в организациях страны. При всем значении малого предпринимательства нельзя, однако, не замечать их низкой эффективности. Так, выработка на одного работника в строительстве и промышленности здесь в 1,5—2 раза ниже, чем в крупных организациях. Малым предприятиям не под силу обеспечивать научно-технический прогресс, осуществлять масштабные хозяйственные проекты. Деловые же контакты с финансово-промышленными группами позволяют им осваивать новейшие технику и технологию, передовые приемы организации труда, иметь надежный рынок сбыта своих товаров.

Еще одна причина кроется  в формирующейся российской банковской системе. Многие коммерческие банки, возникшие на волне экономических реформ и накопившие значительные денежные средства, ищут теперь надежные каналы их прибыльного использования. Оперирование посредническо-спекулятивным капиталом, когда "деньги делают деньги", теряет былую привлекательность, спрос на этот капитал падает, а в перспективе он вообще может оказаться невостребованным. Естественно, взгляды банкиров-предпринимателей все чаще обращаются в сторону производства, которое, в свою очередь, крайне нуждается в финансовой подпитке. Организационно объединить интересы тех и других способны финансово-промышленные группы.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов внешнеэкономический фактор. Существовавшие в масштабе СССР единое экономическое пространство и единый рынок привели к установлению прочных долговременных хозяйственных связей между предприятиями, оказавшимися после распада СССР в разных государствах. Ранее такие предприятия часто подчинялись одним и тем же союзным государственным органам, входили в одни и те же промышленные, производственные или научно-производственные объединения. Далеко не всем им удалось перестроить экономические отношения, наладить деловые контакты с новыми партнерами. Интересам подобных российских хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов стран "ближнего зарубежья" также отвечает создание финансово-промышленных групп.

Судьба нормативно-правовой основы финансово-промышленных групп складывалась более благоприятно, чем у товарных бирж и торгово-промышленных палат. Указом Президента РФ "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" от 5 декабря 1993 г. № 2096 было утверждено развернутое Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания*. В то время ни одной такой группы в России еще не было. Первые финансово-промышленные группы были зарегистрированы в 1994 г.

Однако опережающее  появление нормативно-правовых актов  Президента РФ и Правительства РФ имело и некоторые негативные последствия. Принимаемые в условиях отсутствия опыта функционирования легитимных финансово-промышленных групп эти акты были умозрительны, не отражали в полной мере специфику российских экономических отношений, а нередко и препятствовали созданию финансово-промышленных групп, тормозили их естественное развитие и снижали конечный результат деятельности. Утвержденное Указом Президента РФ Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания содержало, например, такие ограничения, как регламентация размеров групп по количеству входящих в них предприятий (не более 20), общей численности работающих на них (не более 100 тыс. человек), доле государственной собственности в объединяемом участниками капитале (не более 25%), величине пакета акций, которым вправе располагать включаемые в группу кредитно-финансовые организации (не более 10%). Не допускалось перекрестное взаимное владение акциями участников финансово-промышленной группы.

Сейчас имевшиеся недостатки преодолены и можно констатировать наличие стройной системы нормативных правовых актов. "Открывают" эту систему акты высшей юридической силы — федеральные законы, подразделяющиеся на две группы. Первую группу составляют те из них, которые прямо и непосредственно адресованы финансово-промышленным группам. Это, в первую очередь, Федеральный закон "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г1. Он является основой в создании, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп.

Вторую группу составляют законы, которые специально не посвящены  финансово-промышленным группам, но касаются их в связи с государственно-правовым воздействием на другие общественные отношения. Так, отношения, вытекающие из участия финансово-промышленных групп в реализации федеральных целевых программ, регулируются законодательством Российской Федерации о федеральных целевых программах. Отношения, вытекающие из участия финансово-промышленных групп в реализации региональных целевых программ, регулируются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Следующее место в  системной иерархии занимают акты Президента РФ. Первостепенное значение для федеральных государственных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, финансово-промышленных групп и всех предпринимателей имеет Указ Президента РФ "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп" от 1 апреля 1996 г. № 4432. Этим актом был официально отменен Указ от 5 декабря 1993 г. о создании финансово-промышленных групп и введены важные новеллы, развивающие и конкретизирующие Федеральный закон "О финансово-промышленных группах".

Отдельные вопросы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп регулируются нормативными правовыми  актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти. Для правомочий Правительства РФ и иных органов федеральной государственной власти установлено существенное ограничение: они вправе принимать нормативные правовые акты лишь в случаях, установленных Федеральным законом "О финансово-промышленных группах".

В ряду федеральных органов  исполнительной власти выделен орган  государственной власти, уполномоченный на осуществление специфических  полномочий в отношении финансово-промышленных групп. Особенность статуса этого органа состоит в том, что названным Федеральным законом только он один уполномочен на государственное регулирование создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп, указанные функции которого являются исключительными.

Какой конкретно государственно-управленческой структуре придать такой статус, решает федеральная исполнительная власть. Сначала им был Государственный комитет РФ по промышленной политике3. При очередной реорганизации государственного аппарата Правительство РФ приняло постановление от 18 декабря 1996 г. № 1511, которым утвердило Положение о Министерстве промышленности РФ. Согласно Положению функция "уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп" возлагалась на это Министерство4. При последующей реорганизации федеральных органов исполнительной власти в начале 1997 г. Министерство промышленности РФ было ликвидировано, а его полномочия перешли Министерству экономики РФ5, которое сохранилось до сих пор. Далее в тексте темы соответствующее подразделение государственного аппарата будет именоваться полномочным государственным органом.

Нормативно-правовое воздействие  на финансово-промышленные группы оказывают также субъекты Российской Федерации. Например, постановлением правительства Москвы от 14 июня 1994 г. № 488 решено: одобрить "Основные принципы и подходы в концепции формирования финансово-промышленных групп в Москве" как одной из организационных форм экономического партнерства органов государственной власти с товаропроизводителями, банками и товаропроводящей сетью в целях активизации товарного производства, расширения рынка и восстановления инновационно-инвестиционного процесса; утвердить перечень приоритетных для Москвы направлений деятельности финансово-промышленных групп при их формировании; утвердить формы экономического партнерства органов государственного управления Москвы при создании финансово-промышленных групп, виды льгот и форм стимулирования, предоставляемых правительством Москвы в пределах его компетенции; создать при правительстве Москвы Межведомственную комиссию по содействию организации и рассмотрению предложений по формированию финансово-промышленных групп (одновременно утверждено положение о Межведомственной комиссии).

Возможности правового  регулирования субъектов Российской Федерации четко ограничены двумя  правилами. Во-первых, оно может иметь  место в пределах предметов ведения  и полномочий, предоставленных субъектам  Российской Федерации Конституцией РФ, конституциями и уставами самих субъектов, а также договорами (естественно, при их наличии), заключенными между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Во-вторых, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Наконец, свою деятельность регулируют сами финансово-промышленные группы через локальные правовые акты. К числу последних относятся уставы, разрабатываемые и принимаемые участниками финансово-промышленной группы, договор о создании финансово-промышленной группы и другие договоры, заключаемые между ее участниками. Но и для локального нормотворчества установлены существенные ограничения: договорами могут регулироваться только те отношения, которые не урегулированы Федеральным законом о финансово-промышленных группах, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Рассмотрение нормативно-правовой основы финансово-промышленных групп приводит к выводу: государство более полно и жестко регулирует все общественные отношения по поводу создания, функционирования и прекращения деятельности финансово-промышленных групп по сравнению с иными объединениями предпринимателей. Такой курс не только целесообразен, но и крайне необходим, исходя из той роли, которую надлежит играть финансово-промышленным группам в настоящем — в выходе из кризиса — и в будущем — поступательном движении нашей экономики.

Информация о работе Понятие, значение и нормативно-правовая основа ФПГ