Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального (регионального) развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального (регионального) развития.
Задачи курсовой работы – 1) Изучение теоретических аспектов и нормативного регулирования государственного управления в регионе;
2) Рассмотрение государственного управления экономикой регионов;
3) Оценка Результатов и основных направлений деятельности министерства регионального развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты и нормативное регулирование государственного управления в регионе………………………………………5
1.1 Государственное управление…………………………………………………………………………5
1.2 Регион как объект государственного управления………………………....10
1.3 Нормативно-правовая база региональной политики……………………...15
Глава 2. Государственное управление экономикой регионов………………..19
2.1 Цели и задачи региональной экономической политики…………………..19
2.2 Методы государственного регулирования экономики региона…………..26
Глава 3. Результаты и основные направления деятельности министерства регионального развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы………32
3.1 Основные результаты деятельности Министерства в 2012 году…………34
3.2 Реализация государственной политики в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Решение задач в области стратегического и территориального планирования регионального развития…………………………………………………………………………..35
3.3 Выработка и реализация государственной политики в сфере планирования пространственного развития Российской Федерации……..….36
3.4 Перечни приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов...41
3.5 Совершенствование разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации……………………………42
3.6 Основные мероприятия в рамках деятельности Инвестиционного фонда Российской Федерации на период 2014 – 2016 годы………………………….46
Заключение…...…………………………………………………………………..48
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_reu.docx

— 80.81 Кб (Скачать файл)

- разработка методики комплексного анализа взаимосогласованности проектов схем территориального планирования Российской Федерации в части соответствия стратегическим и программным документам развития федеральных округов на долгосрочную перспективу, проведен комплексный анализ взаимосогласованности проектов схем территориального планирования Российской Федерации в части их соответствия стратегическим и программным документам развития федеральных округов на долгосрочную перспективу.

3.4 Перечни приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов

В 2012 году Министерством была завершена работа  
по формированию перечней приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов.

Утверждены перечни приоритетных инвестиционных проектов  
в 6 федеральных округах – Сибирском, Приволжском, Центральном, Южном, Уральском и Северо-Западном, включающие 190 инвестиционных проектов. 
 Министерством сформирован и внесен на утверждение  
в Правительство Российской Федерации проект перечня приоритетных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе, включающий 39 инвестиционных проектов в сфере промышленности, развития жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктуры здравоохранения  
и социального назначения, освоения месторождений полезных ископаемых,  
а также транспортной и энергетической инфраструктуры.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации  
от 3 ноября 2011 г. № ДК-П16-7774 Минрегион России совместно  
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти  
на ежеквартальной основе осуществляет мониторинг хода реализации инвестиционных проектов по утвержденным перечням для подготовки соответствующего доклада в Правительство Российской Федерации.

Также во исполнение указанного поручения Правительства Российской Федерации в 2012 году Минрегионом России разработана информационная система мониторинга реализации приоритетных проектов, позволяющая  
на постоянной основе и в автоматизированном режиме осуществлять сбор  
и систематизацию информации, подготовку отчетов о ходе реализации проектов.

В 2012 году завершена реализация 21 инвестиционного проекта,  
остальные проекты находятся на различных стадиях готовности, из них  
в высокой стадии – 40 проектов, реализация которых будет продолжена  
в текущем году.

Реализация приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов направлена в том числе на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, минерально-сырьевой базы и повышение эффективности использования ресурсов, промышленного производства и сельского хозяйства, устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, создание новых рабочих мест, что соответствует Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 31 января 2013 года.

В 2013 году Министерство планирует продолжить работу  
по координации реализации приоритетных проектов в федеральных округах.

3.5 Совершенствование разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации

Эффективность осуществления региональной политики вытекает из решения задач дальнейшего развития федеративных отношений. Принципы федеративного устройства Российской Федерации базируются на четком определении компетенции каждого из уровней публичной власти.

Законодательное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации установлено положениями Конституции Российской Федерации, Федеральным  конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также рядом отраслевых законодательных актов.

Необходимо отметить, что по вопросам регламентации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отдельных нормативных правовых актах содержатся положения, закрепляющие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не соответствующие вопросам, отнесенным к их компетенции, а также дублирующие отдельные полномочия различных уровней публичной власти.

В этой связи следует отметить, что в настоящее время в качестве базовых собственных полномочий за органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации закреплено 98 полномочий. Передано для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 94 полномочия Российской Федерации.

С 2005 года в Российской Федерации активно применяется институт передачи части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Основной задачей правоприменения указанного института является передача с соответствующим финансовым и материальным обеспечением оказания отдельных государственных услуг или осуществления государственных функций на тот уровень власти, на котором они могут более эффективно осуществляться. При этом, на федеральном уровне остается возможность контроля за осуществлением переданных полномочий, а также их изъятия в случае неэффективного исполнения.

В то же время практическое применение указанного института показало  и ряд его недостатков. Так кадровое, финансовое, нормативное и методическое обеспечение переданных полномочий требуют дальнейшего совершенствования, поскольку практически по всем сферам переданных полномочий непосредственно субъектам Российской Федерации отмечается необходимость осуществления соответствующих мероприятий.

По большинству сфер переданных полномочий требуется регулярное повышение квалификации и переподготовка кадров в отношении части государственных служащих субъектов Российской Федерации, осуществляющих соответствующие полномочия.

По отдельным переданным полномочиям (например, по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан) выявлена поступательная положительная тенденция роста количества субъектов Российской Федерации, удовлетворенных размером соответствующих субвенций. Вместе с тем по ряду сфер и областей переданных полномочий субъектами Российской Федерации регулярно отмечается недостаток финансирования из федерального бюджета.

В области охраны и использования объектов животного мира 60 субъектов Российской Федерации отмечают выделение соответствующей субвенции  
в размере 50 процентов и менее от необходимого размера. Аналогичную ситуацию отмечают 55 субъектов Российской Федерации в области охоты  
и сохранения охотничьих ресурсов, 18 субъектов Российской Федерации –  
в области лесных отношений.

При наличии в среднем достаточного нормативного обеспечения  
на федеральном уровне осуществления переданных полномочий Российской Федерации субъекты Российской Федерации отмечают явный недостаток  
по большинству сфер и областей указанных полномочий Российской Федерации в части их методического обеспечения. В связи с этим федеральным органам исполнительной власти необходимо активизировать свою работу в данном направлении. Недостаточное и несвоевременное методическое обеспечение реализации переданных полномочий Российской Федерации также оказывает существенное влияние на качество реализации субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации.

Кроме того, внесенный Министерством в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений  
в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает предоставление дополнительной возможности органам государственной власти субъектов Российской Федерации выступать с инициативой о передаче им отдельных полномочий федеральных органов государственной власти.

В соответствии с данным проектом указа Президента Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предлагалось наделить правом представления предложений о дисциплинарной ответственности руководителей территориальных органов исполнительной власти за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти проектом указа Президента Российской Федерации предлагалось наделить правом вносить предложения о дисциплинарной ответственности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вплоть до отстранения их от должности за ненадлежащее исполнение переданных им федеральными органами исполнительной власти полномочий.

По вопросу о возможности заключения соглашений о передаче полномочий в рамках пилотных проектов имеются положительные заключения субъектов Российской Федерации, входящих в следующие федеральные округа: Центральный федеральный округ (город федерального значения Москва, Калужская область), Северо-Западный федеральный округ (Ленинградская область, Республика Коми), Приволжский федеральный округ (Пермский край, Республика Татарстан), Северо-Кавказский федеральный округ (Ставропольский край), Уральский федеральной округ (Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область), Сибирский федеральный округ (Красноярский край, Новосибирская область, Кемеровская область), Дальневосточный федеральный округ (Амурская область, Сахалинская область, Хабаровский край) (письмо Министерства в Правительство Российской Федерации от 30 октября 2012 г. № 27836-ЕК/06). Кроме того, по состоянию на 2 ноября 2012 г. Министерством получены и готовятся к направлению в Правительство Российской Федерации положительные заключения субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ (Ростовская и Волгоградская области).

При этом следует отметить, что ряд субъектов Российской Федерации, согласившихся на участие в пилотных проектах, выразили в своих письмах позицию о необходимости надлежащего финансового обеспечения в форме предоставления субвенции для осуществления ими передаваемых полномочий федеральных органов исполнительной власти в указанных сферах.

3.6 Основные мероприятия в рамках деятельности Инвестиционного фонда Российской Федерации на период 2014 – 2016 годы

  1. Совершенствование нормативной правовой основы деятельности Инвестиционного фонда Российской Федерации (разработка нормативных правовых актов, регулирующих порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного Фонда Российской Федерации  
    и правовых актов, касающихся реализации проектов);
  2. Прием, регистрация, анализ и предварительная оценка инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации;
  3. Подготовка и проведение заседаний Инвестиционной комиссии  
    по проведению отбора инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации;
  4. Подготовка и организация заседаний Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное  
    и межрегиональное значение;
  5. Внесение на утверждение в Правительство Российской Федерацию паспортов инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации;
  6. Проведение контроля и мониторинга хода реализации проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации.

 

Заключение

В качестве региона в науке и практике России рассматривается часть территории, обладающей целостностью социально-экономических, природных, национально-культурных и других условий.

Стратегию государственного развития определяет региональная политика, призванная управлять экономической, социальной и политической жизнью региона, координировать взаимоотношения центра и регионов, способствовать эффективному развитию региональных отношений.

Государственная региональная политика имеет своей целью:

реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

Региональная экономическая политика призвана способствовать экономическому развитию в регионах, укреплять государственное устройство посредством выравнивания социально-экономических условий в регионах, обеспечивая однородность страны, более эффективно использовать наличный потенциал регионов.

Основными задачами в сфере государственного управления, которые предстоит решать в ближайшие годы:

1. Повышение  эффективности финансового планирования  
с использованием программно-целевых принципов формирования федерального бюджета.

2. В целях  обеспечения устойчивости федерального  бюджета проведение финансовой  оценки необходимости выделения  дополнительных бюджетных ассигнований  и принятия новых расходных  обязательств.

3. Повышение  эффективности и совершенствования  деятельности Министерства путем  проведения ежеквартального мониторинга  качества финансового менеджмента.

4. Проведение  контроля (аудита), направленного на  выполнение субъектами Российской Федерации обязательств в рамках заключенных соглашений при финансировании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, а также при осуществлении расходов некапитального характера.

5. В целях  повышения качества управления  средствами федерального бюджета  Министерства организация и обеспечение  работы по равномерному  
и своевременному исполнению федерального бюджета, в том числе путем заключения соглашений.

6. Повышение  эффективности формирования, распределения  
и использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального (регионального) развития