Эконометрические исследования математической модели зависимости грузооборота от пассажирооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

В конце прошлого столетия разработаны и широко применяется для решения большого числа практических задач экономики математические модели, в основу которых положены уравнения регрессии. В настоящей курсовой работе стоит задача обосновать математическую модель грузооборота в зависимости от пассажирооборота. Исходными данными для ее расчета являются реальные значения грузооборота и пассажирооборота (всего 17 железных дорог). Для обоснования модели в курсовой работе рассматриваются ряд функций регрессии: линейные и нелинейные парные функции регрессии. В работе на основе полученных функций регрессии выполнен выбор математической модели, позволяющей прогнозировать грузооборот в зависимости от увеличения пассажирооборота.

Содержание

Введение 7
2.1. Расчет параметров уравнений линейной и нелинейной парной регрессии. 8
2.1.1. Расчет параметров линейной парной регрессии 8
2.1.2. Расчет параметров степенной парной регрессии 9
2.1.3. Расчет параметров показательной парной регрессии 11
2.2. Дисперсионный анализ линейной и степенной регрессии 13
2.3. Оценка тесноты связи грузооборота и пассажирооборот с помощью показателей корреляции и детерминации 14
2.4. Оценка ошибки аппроксимации уравнений регрессии 16
2.5. Сравнительная оценка силы связи грузооборота и пассажирооборота с помощью среднего коэффициента эластичности 16
2.6. Оценка статистической надежности результатов линейного регрессионного моделирования 17
2.7. Расчет прогнозного значения грузооборота по линейной модели при увеличении пассажирооборота дороги 18
2.8. Реализация решенных задач на компьютере 19
Выводы 21

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Эконометрика.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

 

 

              

 

 

        Таблица 2.2

№ пп

наименование дороги

                 
   

X

Y

X*Y

X2

Y2

Ŷx

ŷx 

ǀy – ŷx ǀ

( y – ŷx)2

1

Октябрьская

4,95649

4,3150

21,3872

24,5668

18,6191

4,0481

11171,6327

9481,3673

89896325,3062

2

Московская

4,84960

4,5918

22,2682

23,5187

21,0843

3,9686

9303,0320

29759,968

885655693,2957

3

Свердловская

5,00475

4,1519

20,7793

25,0475

17,2384

4,084

12134,0398

2053,9602

4218752,3879

4

Северо-кавк

4,55451

3,9688

18,0760

20,7436

15,7515

3,7492

5612,6010

3694,399

13648583,9434

5

Западно-сиб

5,10808

4,0984

20,9351

26,0925

16,7972

4,1609

14482,8207

1938,8207

3759025,8424

6

Дальневосточная

4,80833

3,6133

17,3740

23,1201

13,056

3,9379

8668,2403

4563,2403

20823161,6090

7

Северная

4,96088

3,9764

19,7267

24,6104

15,8121

4,0514

11256,0151

1784,0151

3182709,7418

8

Горьковская

4,87539

4,1223

20,0977

23,7694

16,9932

3,9878

9722,9613

3529,0387

12454113,8291

9

Куйбышевская

4,87944

4,0091

19,5622

23,8089

16,073

3,9908

9790,7047

421,2953

177489,7314

10

Южно-уральскяа

4,96031

3,8542

19,1182

24,6047

14,8552

4,051

11244,9294

4095,9294

16776637,8858

11

Юго-восточная

4,69106

4,0182

18,8496

22,0061

16,1459

3,8507

7091,1636

3336,8364

11134477,1773

12

Приволжская

4,57880

3,6773

16,8378

20,9654

13,5228

3,7672

5850,9444

1093,9444

1196714,3427

13

Восточно-сибирская

4,79472

3,8132

18,2831

22,9893

14,5403

3,9278

8468,4856

1964,4856

3859203,8580

14

Забайкальская

4,89636

3,6577

17,9095

23,9743

13,379

4,0034

10078,4561

5531,4561

30597006,3917

15

Красноярская

4,66577

3,5499

16,5628

21,7694

12,6015

3,8319

6790,5551

3243,5551

10520649,9438

16

Сахалинская

2,70329

2,3655

6,3946

7,3078

5,59553

2,3724

235,7217

3,7217279

13,8513

17

Калиннградская

   

0

0,0000

0

 

0,0000

0

0,0000

 

Сумма

75,2878

61,783

294,1622

358,895

242,065

61,78

141902,3037

76496,03

1107900559,1375

 

Среднее знач

4,70549

3,8614

18,38514

22,4309

15,1291

3,8614

 

4781,0021

69243784,95

 

Sx, Sy

0,5379

0,4672

             
 

S2x, S2y

0,28932

0,2183

             

 

      1. Расчет параметров показательной парной регрессии

Поскольку показательная функция относится к классу нелинейных по оцениваемым параметрам, то построению функции парной показательной регрессии               ŷ x = a·bx 

предшествует, как и в случае степенной функции регрессии, процедура линеаризации переменных с помощью логарифмирования обеих частей функции регрессии. После логарифмирования получим выражение:

         lg ŷ =lga + x lgb.

       Для определения параметров все вычисления, как и ранее, сведем в таблицу 2.3.

При этом в таблице приведены переменные

           Ŷ = lg ŷ,  C = lga,  B = lgb.

Тогда  получим линейное уравнение регрессии в новых переменных    Ŷ = С + B x.

C учетом табличных данных значения параметров линейной регрессии составят:

В   =

 

=

0,00002158

С   =


=

2,2376

ŷx  =

a*bx

   

lg ŷx =

lg a + x lg b

   

Таким образом, получено уравнение

Ŷ = 2,2376 + 0,00002x

или после потенцирования

 ŷx = 102,237610 0,00002x = 1722,8224 (1,00004) x.

Таблица 2.3

№ пп

наименование дороги

грузооборот млн.ткм

пассажирооборот,млн. пасс.-км

             
   

x

Y

x*Y

x2

Y2

Ŷx

ŷx

ǀy – ŷx ǀ

( y – ŷx)2

1

Октябрьская

90467

4,31498

390363,5802

8184278089

18,6191

4,09222

12365,7406

8287,259432

68678668,89

2

Московская

70730

4,59177

324775,5804

5002732900

21,0843

3,88301

7638,4973

31424,50268

987499368,4

3

Свердловская

101099

4,15192

419755,0794

10221007801

17,2384

4,20492

16029,4762

1841,476193

3391034,568

4

Северо-кавк

35852

3,96881

142289,7659

1285365904

15,7515

3,5133

3260,6271

6046,372922

36558625,51

5

Западно-сиб

128256

4,09844

525649,0134

16449601536

16,7972

4,49278

31101,6572

18557,65724

344386642,1

6

Дальневосточ

64318

3,61331

232401,0759

4136805124

13,0560

3,81504

6531,9181

2426,918101

5889931,47

7

Северная

91387

3,97644

363395,0767

8351583769

15,8121

4,10197

12646,5519

3174,551905

10077779,8

8

Горьковская

75056

4,12228

309401,9548

5633403136

16,9932

3,92886

8489,1368

4762,863226

22684866,11

9

Куйбышевска

75760

4,00911

303730,2347

5739577600

16,0730

3,93633

8636,2644

1575,73558

2482942,619

10

Южно-ур

91266

3,85425

351761,5513

8329482756

14,8552

4,10069

12609,2580

5460,257995

29814417,37

11

Юго-вост.

49098

4,0182

197285,6338

2410613604

16,1459

3,65371

4505,1446

5922,855443

35080216,6

12

Приволжская

37914

3,67733

139422,4091

1437471396

13,5228

3,53516

3428,9277

1328,072278

1763775,975

13

Восточно-сиб

62333

3,81318

237686,9821

3885402889

14,5403

3,794

6222,9990

281,0010055

78961,56507

14

Забайкальска

78769

3,65772

288115,3369

6204555361

13,3790

3,96822

9294,3994

4747,399394

22537801,01

15

Красноярская

46320

3,54986

164429,5703

2145542400

12,6015

3,62426

4209,8045

662,8045272

439309,8412

16

Сахалинская

505

2,36549

1194,5714

255025

5,5955

3,13862

1376,0142

1144,014248

1308768,599

17

Калиннградс

1161

 

0

0

0

   

0

0

 

Сумма

1099130

61,7831

4391657,416

89417679290

242,065

61,7831

148346,417

97643,74216

1572673110

 

Среднее знач

68695,625

3,86144

274478,5885

5588604956

15,1291

3,86144

9271,651065

 

98292069,4

 

Sx, Sy

29487,5577

0,4672

             
 

S2x, S2y

869516061

0,2183

             

 

 На рисунке приведены графики функций регрессии и значения опытных данных.

 

    1. Дисперсионный анализ линейной и степенной регрессии

 

Центральное место в дисперсионном анализе занимает разложение общей суммы квадратов отклонения результирующего показателя y от его среднего значения на 2 части, а именно на объясненную (факторную) и остаточную.

 n                             n                                  n

∑(yi - )2 = ∑( ŷxi - )2 + ∑(yi - ŷxi )2,          (*)

i=1                          i=1                              i=1

где

∑(yi - )2 – общая сумма квадратов отклонений;

∑( ŷxi - )2 – объясненная (факторная) сумма квадратов;

∑(yi - ŷxi )2 – остаточная сумма квадратов.

 

 

Таблица 2.4.    

 №

наименование дороги

Пассаж

Ирообо

рот,млн.

пасс.-км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
   

y

у - у(ср)

( y – у(ср))2

ŷx

ŷx– уср

( ŷx– уср)2

y – ŷx

( y – ŷx)2

1

Октябрьская

20653

10030,5

100610930,25

12975,32276

2352,8228

5535774,9575

7677,677236

58946727,74

2

Московская

39063

28440,5

808862040,25

10842,354

219,8540

48335,7799

28220,646

796404860,8

3

Свердловская

14188

3565,5

12712790,25

14124,31825

3501,8183

12262731,0622

63,68174912

4055,3652

4

Северо-кавказкая

9307

-1315,5

1730540,25

7073,104128

-3549,3959

12598211,0532

2233,895872

4990290,765

5

Западно-сибирская

12544

1921,5

3692162,25

17059,1631

6436,6631

41430631,8734

-4515,163101

20386697,83

6

Дальневосточная

4105

-6517,5

42477806,25

10149,41202

-473,0880

223812,2338

-6044,412023

36534916,71

7

Северная

9472

-1150,5

1323650,25

13074,74675

2452,2468

6013514,1350

-3602,746752

12979784,16

8

Горьковская

13252

2629,5

6914270,25

11309,86288

687,3629

472467,7329

1942,137117

3771896,581

9

Куйбышевская

10212

-410,5

168510,25

11385,94385

763,4438

582846,5094

-1173,943848

1378144,159

10

Южно-уральскяа

7149

-3473,5

12065202,25

13061,67034

2439,1703

5949551,9307

-5912,670337

34959670,51

11

Юго-восточная

10428

-194,5

37830,25

8504,593427

-2117,9066

4485528,2518

1923,406573

3699492,845

12

Приволжская

4757

-5865,5

34404090,25

7295,943547

-3326,5565

11065977,8374

-2538,943547

6446234,333

13

Восточно-сибирская

6504

-4118,5

16962042,25

9934,893961

-687,6060

472802,0655

-3430,893961

11771033,37

14

Забайкальская

4547

-6075,5

36911700,25

11711,12513

1088,6251

1185104,6805

-7164,125133

51324688,92

15

Красноярская

3547

-7075,5

50062700,25

8204,376209

-2418,1238

5847322,6692

-4657,376209

21691153,15

16

Сахалинская

232

-10390,5

107962490,25

3253,16964

-7369,3304

54307029,9594

-3021,16964

9127465,992

17

Калиннградская

0

 

0,00

0

 

0,0000

0

0

 

Сумма

169960

-

1236898756

169960,00

-

162481642,7318

-

1074417113,268

 

Среднее значение

10622,5

-

           

 

 а, следовательно,  равенство (*) выполняется.

 

Если коэффициент b изменить в 1,1 раз, то измененное уравнение линейной регрессии будет иметь вид: ŷx = 3196,5945 + 0,1081 · x и приведенное выше соотношение (*) выполняться не будет (см. таблицу 2.5).

 

Таблица 2.5

 

№ пп

наименование дороги

               
   

y

у - у(ср)

( y – у(ср))2

ŷx

ŷx– уср

( ŷx– уср)2

y – ŷx

( y – ŷx)2

1

Октябрьская

20653

10030,5

100610930,25

13210,6050

2588,1050

6698287,6986

7442,3950

55389242,74

2

Московская

39063

28440,5

808862040,25

10864,3394

241,8394

58486,2937

28198,6606

795164459,8

3

Свердловская

14188

3565,5

12712790,25

14474,5001

3852,0001

14837904,5853

-286,5001

82082,2935

4

Северо-кавказкая

9307

-1315,5

1730540,25

6718,1645

-3904,3355

15243835,3743

2588,8355

6702069,032

5

Западно-сибирская

12544

1921,5

3692162,25

17702,8294

7080,3294

50131064,5668

-5158,8294

26613520,89

6

Дальневосточная

4105

-6517,5

42477806,25

10102,1032

-520,3968

270812,8029

-5997,1032

35965247,1

7

Северная

9472

-1150,5

1323650,25

13319,9714

2697,4714

7276352,1033

-3847,9714

14806884,11

8

Горьковская

13252

2629,5

6914270,25

11378,5992

756,0992

571685,9568

1873,4008

3509630,665

9

Куйбышевская

10212

-410,5

168510,25

11462,2882

839,7882

705244,2764

-1250,2882

1563220,666

10

Южно-уральскяа

7149

-3473,5

12065202,25

13305,5874

2683,0874

7198957,8362

-6156,5874

37903568,05

11

Юго-восточная

10428

-194,5

37830,25

8292,8028

-2329,6972

5427489,1847

2135,1972

4559067,212

12

Приволжская

4757

-5865,5

34404090,25

6963,2879

-3659,2121

13389833,1832

-2206,2879

4867706,304

13

Восточно-сибирская

6504

-4118,5

16962042,25

9866,1334

-756,3666

572090,4992

-3362,1334

11303940,71

14

Забайкальская

4547

-6075,5

36911700,25

11819,9876

1197,4876

1433976,6634

-7272,9876

52896349,31

15

Красноярская

3547

-7075,5

50062700,25

7962,5638

-2659,9362

7075260,4297

-4415,5638

19497203,93

16

Сахалинская

232

-10390,5

107962490,25

2516,2366

-8106,2634

65711506,2509

-2284,2366

5217736,862

17

Калиннградская

1161

 

0,00

0

 

0,0000

0

0

 

Сумма

169960

-

1236898756

169960,00

-

196602787,7054

-

1076041929,6955

 

Среднее значение

10622,5

-

           

 

 

Из таблицы следует

1236898756 ≠ 196602787,7054 + 1076041929,6955 т.е.

 n                                          n                                         n

∑(yi - )2 ≠ ∑( ŷxi - )2 + ∑(yi - ŷxi )2 

i=1                          i=1                              i=1

 

    1. Оценка тесноты связи грузооборота и пассажирооборот с помощью показателей корреляции и детерминации

 

Уравнение регрессии всегда дополняется показателем тесноты связи. При использовании линейной регрессии в качестве такого показателя выступает линейный коэффициент корреляции rxy. Существуют различные формы записи линейного коэффициента корреляции. Наиболее часто встречаются следующие: 

 

      rxy = b(Sx/Sy) = Mxy/( Sx \ Sy) = ( - )/ SxSy.

 

Как известно, линейный коэффициент корреляции находится в пределах: -1 ≤ rxy ≤ 1. Если коэффициент регрессии b > 0, то  0 ≤ rxy ≤ 1, и, наоборот, при b<0,             -1 ≤ rxy ≤ 0.

Используя первое выражение для rxy,  рассчитаем линейный коэффициент парной корреляции:

 

 rxy = b(Sx/Sy) = 0,1081 (29487,5577/8792,3929) = 0,3625

 

 

Для оценки качества подбора линейной функции необходимо определить квадрат линейного коэффициента rxy2, который называется коэффициентом детерминации. Он характеризует долю дисперсии (разброса) пассажирооборота y, объясняемую зависимостью от грузооборота x, в общей дисперсии, возникающей за счет влияния множества факторов не учтенных функцией регрессии.

Соответственно величина 1 - rxy2 характеризует долю дисперсии  пассажирооборота y, вызванную влиянием остальных не учтенных в математической модели факторов.

Определим коэффициент детерминации:

ryx2 = ( 0,3625 )2 = 0,1314

Следовательно, изменение результата (грузооборота) на 13,14% объясняется изменением фактора (пассажирооборота).

В отличие от линейной регрессии нелинейная регрессия характеризуется не коэффициентом корреляции, а индексом корреляции Rxy  и индексом детерминации Rxy2:

 

Rxy = ( 1 – (Sост2/Sy2 )1/2,

где

Sост2 = ( (y1 - ŷx1)2 +  (y2 - ŷx2)2 + ....+ (y7 - ŷx17)2 )/ n;

Sy2 =  ( (y1 -

)2 +  (y2 -
)2 + ....+ (y7 -
)2 )/ n.

Величина данного показателя находится в пределах        

0 ≤ Rxy ≤ 1, причем чем она ближе к единице, тем теснее связь между грузооборотом и пассажирооборотом, тем более надежное уравнение регрессии.

Расчеты показателей степени связи между грузооборотом и пассажирооборотом при степенной модели показывают, что она несколько лучше линейной модели.

Информация о работе Эконометрические исследования математической модели зависимости грузооборота от пассажирооборота