Экономика отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель дисциплины - дать студентам знания, необходимые для анализа рынка и выработки обоснованной стратегии развития предприятия.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- ознакомление со специальной терминологией и спецификой отраслевой экономики;

- формирование представлений о закономерностях развития отрасли в системе отраслей, составляющих экономику страны;

- обучение практическим приемам анализа отраслевого рынка;

- обеспечение комплексного, системного подхода при решении экономических и организационных проблем предприятия.

Предметом дисциплины является экономика отрасли индустрии гостеприимства.

Содержание

2. Требования к уровню освоения дисциплины

3. Объем дисциплины

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

4.Содержание курса

5.Темы практических и семинарских занятий

6. Задания для самостоятельной работы студентов

7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению

8. Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения

9. Вопросы для подготовки к экзамену

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

10.1. Учебники, монографии, периодика

10.2. Нормативные документы

10.3. Статистические сборники

10.4. Интернет-ресурсы

10.5. Методическое обеспечение дисциплины

10.6. Информационное обеспечение дисциплин

11. Инновационные образовательные технологии,

используемые в преподавании дисциплины

12. Тесты

13. Задачи

14. Глоссарий

15. Ответы на вопросы тестов

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика отрасли (РГБ,туризм).doc

— 1,000.50 Кб (Скачать файл)

     Социальная  эффективность деятельности отрасли.

     Показатели  экономической и социальной эффективности  отрасли.

     Продукт общественного питания. Функции  общественного питания. Экономическое и социальное значение общественного питания.

     Гостиничный продукт. Функции средств размещения. Экономическое и социальное значение гостиничного бизнеса.

     Туристский  продукт. Функции туризма. Виды туризма.  Экономическое и социальное значение туризма. Туризм как форма международной торговли.

Основная  литература: 1, 2, 4.

Дополнительная  литература: 5, 16, 17. 
 
 
 
 

Контрольная работа № 3.

Тема.  Показатели современного состояния отрасли.

     Статистические  данные, характеризующие структуру  современной российской экономики.

      Показатели  общественного питания: количество предприятий, в том числе по типам; число мест; товарооборот;  доход; издержки; прибыль; количество работников; и др.

        Показатели гостиниц и других  коллективных средств размещения: число предприятий; число номеров; число мест; зарегистрированные ночевки; доходы от предоставления услуг; коэффициент использования наличных мест; и др.

     Показатели  туризма: число туристов; число туристов, посетивших зарубежные страны; число  туродней; число туродней по иностранным туристам; средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе); средняя величина туристских расходов в сутки; суммарные денежные затраты туристов за время зарубежных поездок; объем туристского потока; коэффициенты неравномерности туристского потока; мощность коечного фонда гостиниц и других средств размещения; и др.

     Характеристика  уровня развития отрасли в стране в сравнении с показателями аналогичной отрасли в других странах.

Основная  литература: 1, 3, 4.

Дополнительная  литература: 9, 10, 17, 39, 40, 41. 

Контрольная работа № 4.

Тема.  Перспективы развития отрасли.

     Закономерности  и тенденции развития экономики. Выявление и анализ основных тенденций развития отрасли.

     История возникновения и развития отрасли. Этапы развития отраслей: формирование, рост, зрелость, спад.

     Факторы, определяющие развитие отрасли: экономические; социальные; демографические; международные; научно-технические; и др.

     Основные  направления научно-технического прогресса  в отрасли.

     Инновационная деятельность как фактор развития отрасли.

Основная  литература: 1, 3, 4.

Дополнительная  литература: 9, 10, 17, 39, 40, 41. 

Контрольная работа № 5

Тема.  Отрасль и отраслевой рынок.

     Рыночная  экономика, понятие рынка. Основные субъекты рыночной среды. Типы рынков.

     Основные  черты рыночного механизма: частная собственность, индивидуальный интерес, экономическая свобода, свобода потребительского выбора и суверенитет потребителя.

     Элементы  рыночного механизма: товар, спрос, предложение, цена, конкуренция. Рыночное равновесие и равновесная цена. Равновесное количество продукта.

     Механизм  установления равновесной цены. Воздействие  изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество продукта. Эластичность спроса и предложения. Понятие перекрестной эластичности спроса по цене.

     Функции     рынка: распределение экономических  ресурсов;  стимулирование научно-технического прогресса; дифференциация экономических агентов; и др.

     Роль  рыночной системы.    Динамичность    и    недостаточная стабильность    рыночной экономики.

     Соотношение рынка и отрасли.

     Структура, емкость, конъюнктура отраслевого  рынка. Исследования рынка, анализ рыночной конъюнктуры.

     Практическое  назначение теории спроса и предложения.

Основная  литература: 1, 3, 5.

Дополнительная  литература: 16, 17. 

Контрольная работа № 6.

Тема. Спрос на услуги предприятий отрасли.

     Экономические блага: понятие, классификация. Взаимодополняемость   и взаимозаменяемость  экономических благ.

     Общественные  потребности. Спрос: понятие, виды. Факторы, влияющие на объем и структуру спроса. Сезонность спроса.

     Закон спроса. Эластичность спроса: по цене товара; по доходам потребителей. Перекрестная эластичность. Коэффициенты эластичности спроса.

     Особенности формирования спроса на услуги предприятий  отрасли.

     Типология клиентов. Распределение  населения   по доходным группам. Потребительские предпочтения различных категорий клиентов.

     Методы  анализа спроса: анкетирование клиентов; опрос специалистов. Исследование жизненного цикла услуги. Прогнозирование спроса на предприятии.

Основная  литература: 1, 2, 3.

Дополнительная  литература: 9, 10, 17, 39, 40, 41. 

Контрольная работа № 7.

Тема. Предложение услуг  предприятиями отрасли.

     Рыночное  предложение. Факторы, влияющие на формирование предложения.

     Закон предложения. Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения.

     Основание модели рынка. Рыночная власть.

     Мотивы  деятельности производителя.

     Влияние особенностей отраслевой экономики  на экономическое поведение предприятия отрасли.

     Подходы к планированию деятельности предприятия.

Основная  литература: 1, 2, 3.

Дополнительная  литература: 9, 10, 17, 39, 40, 41. 

Контрольная работа № 8.

Тема. Формирование цен  на услуги предприятий отрасли.

     Понятие цены. Виды цен.

     Зависимость ценообразования от типа рынка. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции и олигополии.

     Неценовая конкуренция. Диверсификация цен. Ценовое лидерство. Ценовая дискриминация.

     Особенности ценообразования в общественном питании. Наценка общественного  питания.

     Особенности ценообразования в гостиничном  бизнесе. Цена номера.

     Особенности ценообразования в туризме. Комиссия туристского предприятия.

     Стратегия и политика ценообразования предприятия. Методы установления цен на услуги.

     Динамика  цен (тарифов) в отрасли.

Основная  литература: 1, 2, 3.

Дополнительная литература: 5, 15, 16, 17, 39, 40, 41.

Контрольная работа № 9.

Тема. Конкуренция в  отрасли.

     Конкуренция как важнейший элемент  рыночной    системы.

     Движущие  силы конкуренции: предприятия-конкуренты в отрасли; услуги-заменители; потенциальные  конкуренты; потребители услуг; поставщики ресурсов.

     Типы  рынков по уровню развития конкуренции. Характеристика рынка монополистической  конкуренции. Олигополия.

     Барьеры проникновения на рынок: причины, сущность, виды, последствия. Отраслевые барьеры входа и выхода, показатели входа-выхода.

     Нестратегические  барьеры: технологические, экономические, институциональные (административные). Стратегические барьеры: поведение предприятия; соглашения предприятий.

     Типы  отраслей в зависимости от характеристики барьеров

     Понятие добросовестной и недобросовестной конкуренции.

     Конкурентоспособность. Анализ конкурентоспособности предприятий отрасли. Конкурентная стратегия. Принципы поведения предприятия  на конкурентном рынке.

     Внутриотраслевая  и межотраслевая конкуренция. Идентичные и схожие товары (услуги).

Основная  литература: 1, 2, 3.

Дополнительная  литература: 9, 10, 17, 39, 40, 41. 

Контрольная работа № 10.

Тема. Ресурсы отрасли.

     Деятельность  предприятий отрасли как использование (преобразование) ресурсов для производства продукта. Эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность предприятия, отрасли, страны.

     Особенности рынка ресурсов.

     Виды  ресурсов предприятий отрасли: трудовые  ресурсы;  основные фонды и производственные мощности; инвестиции; сырьевые ресурсы; информационные ресурсы; и др. Туристские ресурсы.

     Рынок труда. Минимум заработной платы. Причины  дифференциации заработной платы. Инвестиции в человеческий капитал.

     Рынок капитала. Временное предпочтение. Дисконтирование и дисконтированная стоимость. Роль ссудного процента. Виды и диапазон процентных ставок. Неопределенность, риски, страхование.

     Принципы  поведения предприятия по отношению  к поставщикам ресурсов.

Основная  литература: 1, 3.

Дополнительная  литература: 11, 13, 17, 39, 40, 41, 18, 19.

Контрольная работа № 11.

Тема.  Регулирование и  стимулирование развития отрасли.

     Регулирование деятельности отрасли: цели, формы, уровни, методы.

     Государственное воздействие на экономику. Ограничение  монополизма и развитие конкуренции. Приватизация. Государственная    поддержка развития мелкого и среднего предпринимательства. Налоговая система. Система распределения и использования доходов бюджета. Социальная направленность государственного регулирования.

     Государственное регулирование и стимулирование деятельности предприятий отрасли на федеральном и региональном (местном) уровнях.

     Влияние    процессов    глобализации    на    выбор    стратегии    развития национальной экономики. Место отрасли в концепции развития национальной экономики. Государственная отраслевая политика. Прогнозы развития отрасли. Национальные, региональные программы развития отрасли.

     Основные  нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий отрасли.

     Регулирование деятельности предприятий отрасли  на международном уровне. Международные соглашения и международные организации.

     Регулирование деятельности предприятий отрасли  на уровне отраслевых и профессиональных объединений. Отраслевые объединения и организации. 

Основная  литература: 1, 3, 4.

Дополнительная  литература: 5, 12, 16, 17, 18-38.

9. Вопросы для подготовки к экзамену

 
    
  1. Виды рынков по уровню конкуренции.
  2. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция
  3. Гостиничные цепи.
  4. Гостиничный продукт и его элементы.
  5. Государственное регулирование деятельности общественного питания.
  6. Государственное регулирование деятельности средств размещения.
  7. Государственное регулирование туризма.
  8. Емкость рынка услуг предприятий отрасли.
  9. Идентичные и схожие товары (услуги).
  10. Индустрия гостеприимства и ее основные сегменты.
  11. Классификация гостиниц в Российской Федерации.
  12. Классификация отраслей и видов экономической деятельности.
  13. Классификация потребителей услуг предприятий отрасли.
  14. Классификация предприятий общественного питания.
  15. Классификация предприятий сферы туризма.
  16. Классификация средств размещения.
  17. Конкурентоспособность услуг и предприятий отрасли.
  18. Конкуренция на рынке услуг предприятий отрасли.
  19. Конъюнктура рынка услуг предприятий отрасли.
  20. Международный туризм: состояние и основные тенденции развития.
  21. Место и роль сферы услуг в экономике.
  22. Общественное питание как сегмент индустрии гостеприимства.
  23. Особенности турагентской деятельности.
  24. Особенности туроператорской деятельности.
  25. Отраслевая экономика в системе в системе экономических наук.
  26. Отраслевые объединения и их регулирующее воздействие на экономику.
  27. Понятие альтернативных издержек в рыночной экономике.
  28. Понятие перекрестной эластичности спроса по цене.
  29. Понятие предельной полезности в рыночной экономике.
  30. Предельный доход и предельные затраты в рыночной экономике.
  31. Предложение и его особенности на рынке услуг предприятий отрасли.
  32. Предложение и его особенности на рынке услуг предприятий отрасли. 
  33. Препятствия для проникновения конкурентов на рынок услуг предприятий отрасли.
  34. Продукт общественного питания и его элементы.
  35. Размещение как сегмент индустрии гостеприимства.
  36. Рекреация как сегмент индустрии гостеприимства.
  37. Ресторанные цепи.
  38. Ресурсы предприятий отрасли.
  39. Рынок услуг предприятий отрасли.
  40. Рынок: содержание и функции.
  41. Рыночная экономика и ее особенности.
  42. Рыночные цены и особенности отраслевого ценообразования.
  43. Сегменты рынка услуг предприятий отрасли.
  44. Современное состояние и перспективы развития гостиничного бизнеса.
  45. Современное состояние и перспективы развития ресторанного бизнеса.
  46. Современное состояние и перспективы развития туризма.
  47. Социально-экономическое значение отрасли.
  48. Специфические черты услуги как товара.
  49. Спрос и его особенности на рынке услуг предприятий отрасли. 
  50. Статистика общественного питания: показатели и методы наблюдения.
  51. Статистика средств размещения: показатели и методы наблюдения.
  52. Статистика туризма: показатели и методы наблюдения.
  53. Транспорт как сегмент индустрии гостеприимства.
  54. Туризм и его место в индустрии гостеприимства.
  55. Формы общественного разделения труда в отрасли.
  56. Характеристика рынка монополистической конкуренции.
  57. Эволюция гостиничного бизнеса.
  58. Эволюция отечественного туризма.
  59. Эволюция ресторанного бизнеса.
  60. Экономическая эффективность: понятие и показатели измерения.
  61. Эластичность предложения  на рынке услуг предприятий отрасли.
  62. Эластичность спроса на рынке услуг предприятий отрасли.

Информация о работе Экономика отрасли