Экономика отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель дисциплины - дать студентам знания, необходимые для анализа рынка и выработки обоснованной стратегии развития предприятия.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- ознакомление со специальной терминологией и спецификой отраслевой экономики;

- формирование представлений о закономерностях развития отрасли в системе отраслей, составляющих экономику страны;

- обучение практическим приемам анализа отраслевого рынка;

- обеспечение комплексного, системного подхода при решении экономических и организационных проблем предприятия.

Предметом дисциплины является экономика отрасли индустрии гостеприимства.

Содержание

2. Требования к уровню освоения дисциплины

3. Объем дисциплины

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

4.Содержание курса

5.Темы практических и семинарских занятий

6. Задания для самостоятельной работы студентов

7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению

8. Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения

9. Вопросы для подготовки к экзамену

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

10.1. Учебники, монографии, периодика

10.2. Нормативные документы

10.3. Статистические сборники

10.4. Интернет-ресурсы

10.5. Методическое обеспечение дисциплины

10.6. Информационное обеспечение дисциплин

11. Инновационные образовательные технологии,

используемые в преподавании дисциплины

12. Тесты

13. Задачи

14. Глоссарий

15. Ответы на вопросы тестов

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика отрасли (РГБ,туризм).doc

— 1,000.50 Кб (Скачать файл)

    Основная  литература: 1, 2, 3, 14,16.

    Дополнительная  литература: 5,17. 
 

       Тема 6. Формирование цен на услуги предприятий отрасли (форма проведения – семинар).

    Вопросы к теме:

    1. Понятие цены. Виды цен.
    2. Влияние типа отраслевого рынка на уровень и динамику цен.
    3. Неценовая конкуренция. Ценовая дискриминация.
    4. Ценовая эластичность: понятие, показатели, практическое использование.
    5. Особенности формирования цен отрасли.

    Основная  литература: 1, 2, 3, 4.

    Дополнительная  литература: 5, 17, 39, 40. 

       Тема 7. Конкуренция в отрасли (форма проведения – практическое занятие).

    Практическое  задание:

    Проведите сегментирование предприятий отрасли, расположенных в радиусе 1 км. от ближайшего метро. Представляя интересы «предприятия» одного из сегментов, разработайте план анализа конкурентов: показатели для анализа, источники информации, методы сбора необходимых данных, методика анализа информации и форма представления результатов. В качестве ограничений используются: минимальные затраты времени на исследование (3 дня), проведение исследования силами одного человека (сотрудник «предприятия»), наличие практических результатов исследования для «предприятия».

    Предложения студентов обсуждаются в группе. По результатам обсуждения формируется обобщенный план исследования конкурентов.

    Контрольные вопросы:

  1. Движущие силы конкуренции.
  2. Типы рынков по уровню развития конкуренции.
  3. Конкурентоспособность (предприятий, отраслей, стран).
  4. Барьеры проникновения на рынок.
  5. Понятие добросовестной и недобросовестной конкуренции.
  6. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

    Основная  литература: 1, 2, 15, 16.

    Дополнительная  литература: 17, 39, 40, 41. 

       Тема 8. Ресурсы отрасли (форма проведения – семинар).

    Вопросы к теме:

  1. Эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность.
  2. Виды ресурсов предприятий отрасли.
  3. Рынок ресурсов.
  4. Туристские ресурсы.
 

    Основная  литература: 1, 3, 10.

    Дополнительная  литература: 17, 18, 19, 40. 

       Тема 9. Регулирование и стимулирование развития отрасли (форма проведения – практическое занятие).

    Практическое  задание:

    Занятие проводится в компьютерном классе с  установленной справочной  правовой системой («Консультант Плюс» и т.п.). Используя поисковые возможности  системы, сформируйте перечень официальных  документов, в которых содержаться нормы, регламентирующие деятельность предприятий отрасли в г.Москве. Разработайте классификацию форм и методов внешнего регулирования деятельности предприятия отрасли. Применяя MS Office Word, постройте таблицу, содержащую классификацию форм и методов регулирующего воздействия на предприятие отрасли с указанием конкретных документов, содержащих соответствующие регулирующие нормы.  

Контрольные вопросы:

  1. Регулирование деятельности отрасли: цели, формы, уровни, методы.
  2. Место отрасли в концепции развития национальной экономики.
  3. Государственная отраслевая политика.
  4. Основные нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий отрасли.

    Основная  литература: 1, 3, 4, 5.

    Дополнительная  литература: 17, 18, 19, 22-27, 36.

6. Задания для самостоятельной работы студентов

 
Разделы и темы

для самостоятельного изучения *

Виды  и содержание самостоятельной  работы
Введение (предмет и метод  экономики отрасли).

 

- Конспектирование  литературы по проблематике темы (здесь и далее указан номер издания из списка литературы):  основной (1, 3, 4, 5) и дополнительной (9, 10)

 Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:

- Какое место  занимает экономики отрасли в  системе экономических наук.

- Каково соотношение  понятий «тенденции», «закономерности» и «законы» экономического развития.

- В чем состоит  общее и отличное физических  законов и законов социально-экономических.

Задачи: 7

Тесты: 1-4

Раздел 1. Место и значение отрасли в экономике
Тема1. Место отрасли  в структуре национальной экономики. - Конспектирование  литературы по проблематике темы: основной (1, 3, 4, 5) и дополнительной (16, 17);

- Работа с  нормативными документами и законодательной  базой: (30);

- Анализ, обобщение  и обработка статистической информации: (39, 40, 41)

- Поиск актуальных  публикаций по теме в периодических  изданиях и электронных средствах  массовой информации, составление  аналитического обзора по теме;

- Написание рефератов: (1, 5, 6, 12).

 Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:

  • Приведите статистические данные, характеризующие структуру современной российской экономики.
  • Какие показатели могут использоваться для количественной характеристики экономической эффективности межотраслевого разделения труда.
  • Какое значение играет сфера услуг в современном обществе.

- Перечислите  отрасли, составляющие индустрию  гостеприимства, и расскажите о  взаимозависимости этих отраслей.

Задачи: 5

Тесты: 5-12

Тема 2. Классификация  предприятий отрасли.

.

  • Конспектирование литературы по проблематике темы: основной (1, 3, 4) и дополнительной (9, 10, 16);
  • Работа с нормативными документами и законодательной базой: (18, 36);
- Анализ, обобщение  и обработка статистической информации: (39, 40, 41)
  • Поиск актуальных публикаций по теме в периодических изданиях и электронных средствах массовой информации, составление аналитического обзора по теме;

- Подготовка  к выполнению практического задания  на аудиторном занятии. 

 Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:

  • Для чего нужна классификация предприятий отрасли.
  • Назовите общее и отличное в классификации предприятий общественного питания в России и за рубежом.
  • Опишите действующий порядок  классификации гостиницы в Российской Федерации.

  - Чем  отличаются туроператорсккая и  турагентская деятельность

Задачи: 6, 11

Тесты:13-17

Тема 3. Функции и значение отрасли
  • Конспектирование  литературы по проблематике темы: основной (1, 2, 4) и дополнительной (5, 16, 17);
- Написание рефератов: (2, 3, 4, 8).

   Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

  • Приведите статистические данные, характеризующие структуру отраслей – общественного питания, гостиничного бизнеса, туризма.
  • Назовите наиболее известные отечественные и международные цепи, действующие в ресторанно-гостиничном бизнесе.
  • Назовите виды туризма, относящиеся к области международной торговли услугами.
  • В чем состоит экономический и социальный эффект от деятельности предприятий отрасли.

Задачи: 9, 10

Тесты:18,19

Раздел 2. Состояние и перспективы развития отрасли.
Тема 4 . Эволюция отрасли.
  • Конспектирование литературы по проблематике темы: основной (1, 3, 4 ) и дополнительной (9, 10, 12);
  • поиск актуальных публикаций по теме в периодических изданиях и электронных средствах массовой информации, составление аналитического обзора по теме;
- Анализ, обобщение и обработка статистической информации: (39, 40, 41);

- Написание  рефератов: (7, 9, 10, 11, 13, 16).

 Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:

  • К какому периоду относится выделение отрасли в качестве самостоятельного элемента экономики. 
  • Опишите основные элементы организации деятельности отрасли на уровне государства в 80-е годы двадцатого века.
  • Можно ли считать завершенным этап перехода отрасли от плановой к рыночной экономике.

   -  Назовите  государственные органы, отвечающие  в настоящее время за развитие отрасли, перечислите функции этих органов.

Тесты:20, 21

Тема 5. Показатели современного состояния отрасли - Конспектирование  литературы по проблематике темы: основной (1, 3, 4) и дополнительной (9, 10, 17);

- Анализ, обобщение и обработка статистической информации: (39, 40, 41);

- Поиск  актуальных публикаций по теме  в периодических изданиях и  электронных средствах массовой  информации, составление аналитического  обзора по теме;

- Подготовка  к выполнению практического задания  на аудиторном занятии.

 Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:

  • Назовите источники информации для анализа состояния и динамики отрасли в России, расположите их по степени важности.
  • Из каких источников можно получить актуальную информацию о состоянии отрасли за рубежом.
  • Назовите показатели, достоверно и достаточно полно характеризующие качественное состояние отрасли.

- Каким  образом при анализе можно  количественно отразить взаимосвязь общественного питания, гостиничного бизнеса и туризма.

Задачи: 3

Тесты: 22-25

Тема 6. Перспективы развития отрасли
  • Конспектирование  литературы по проблематике темы: основной (1, 3, 4) и дополнительной (9, 10, 17);
- Анализ, обобщение  и обработка статистической информации: (39, 40, 41)
  • Поиск актуальных публикаций по теме в периодических изданиях и электронных средствах массовой информации, составление аналитического обзора по теме;

- Подготовка  к выполнению практического задания  на аудиторном занятии.

 Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:

  • Назовите приоритетные направления внедрения достижений научно-технического прогресса, которые могут обеспечить качественный рост отрасли.
  • Как будет изменяться доля иностранных компаний в отрасли и как это может повлиять на деятельность отечественных предприятий.
  • Назовите основные этапы разработки прогнозов развития отрасли.

 Какие программные средства можно использовать для разработки отраслевых прогнозов.

Раздел 3.  Экономический механизм отрасли.
Тема 7. Отрасль и отраслевой рынок
  • Конспектирование  литературы по проблематике темы: основной (1, 3, 5) и дополнительной (16, 17);
  • Поиск актуальных публикаций по теме в периодических изданиях и электронных средствах массовой информации, составление аналитического обзора по теме;
- Написание рефератов: (18, 19, 20, 21).

 Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

  • Каким образом теория спроса и предложения может быть использована предприятиями отрасли.
  • С какими проблемами сталкивается рыночная экономика и какие средства используются для решения этих проблем на уровне государства.
  • Как соотносятся объем реализации (товарооборот) отрасли и емкость отраслевого рынка.

 - Назовите  организации, на регулярной основе  осуществляющие исследования отраслевой  конъюнктуры.

 Тесты: 26, 27

Тема 8. Спрос на услуги предприятий отрасли
  • Конспектирование  литературы по проблематике темы: основной (1, 2, 3) и дополнительной (9, 10, 17, 39-41);
  • Поиск актуальных публикаций по теме в периодических изданиях и электронных средствах массовой информации, составление аналитического обзора по теме;
- Написание рефератов: (22, 23, 24, 25).

 Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:

  • Какие показатели используются для количественной характеристики сезонности спроса в отрасли.
  • Для чего может использоваться в отрасли коэффициент перекрестной эластичности.
  • С обслуживанием каких категорий клиентов связаны ближайшие перспективы развития отрасли.

- Назовите особенности  потребительского поведения среднего  класса.

Тесты: 28,29

Тема 9. Предложение услуг  предприятиями отрасли
  • Конспектирование  литературы по проблематике темы:  основной (1, 2, 3) и дополнительной (9, 10, 17, 39-41);
  • Поиск актуальных публикаций по теме в периодических изданиях и электронных средствах массовой информации, составление аналитического обзора по теме;
- Написание рефератов: (14, 15, 17, 26, 27, 28, 29). 

 Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:

  • Чем отличаются эластичность предложения по цене от эластичности спроса по цене.
  • Объясните суть понятий «экономические издержки» и «экономическая прибыль».
  • Каким образом следует учитывать особенности отраслевого предложения в деятельности по управлению предприятием.

- Назовите  основные этапы и методы планирования  объема деятельности (товарооборота) предприятия.

Задачи: 4

Тесты: 30

Тема 10. Формирование цен на услуги предприятий отрасли
  • Конспектирование  литературы по проблематике темы: основной (1, 2, 3) и дополнительной (5, 15, 16, 17);
  • Поиск актуальных публикаций по теме в периодических изданиях и электронных средствах массовой информации, составление аналитического обзора по теме;
  • Анализ, обобщение и обработка статистической информации: (39, 40, 41);
  • Написание рефератов: (30, 31, 32, 33).
Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:
  • Назовите суть и перечислите возможности применения в отрасли ценовой дискриминации.
  • Укажите средние значения: наценки общественного питания; цены гостиничного номера; комиссии туристского предприятия.
  • Для чего нужна и как осуществляется процедура дефляции.
  • Перечислите основные методы установления цен на услуги предприятий отрасли.

Задачи: 1, 2

Тесты: 31

Тема 11. Конкуренция в  отрасли
  • Конспектирование  литературы по проблематике темы: основной (1, 2, 3) и дополнительной (9, 10, 17);
  • Поиск актуальных публикаций по теме в периодических изданиях и электронных средствах массовой информации, составление аналитического обзора по теме;
  • Анализ, обобщение и обработка статистической информации: (39, 40, 41);
- Подготовка к  выполнению практического задания  на аудиторном занятии.

 Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:

  • Раскройте суть понятий «взаимозаменяемые товары» и «взаимодополняющие товары».
  • К какому типу рынка относится отраслевой рынок.
  • Что определяет конкурентоспособность предприятия.
  • Чем может обернуться для предприятия использование методов недобросовестной конкуренции.

Тесты: 32-35

Тема12. Ресурсы отрасли
  • Конспектирование  литературы по проблематике темы: основной (1, 3) и дополнительной (11, 13, 17);
  • Анализ, обобщение и обработка статистической информации: (39, 40, 41);
  • Работа с нормативными документами и законодательной базой: (18, 19);
- Написание рефератов: (38, 39, 40, 41).

 Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:

  • Что входит в понятие «туристские ресурсы».
  • Каким образом следует набирать сотрудников для предприятия отрасли.
  • Как повысить эффективность использования информационных ресурсов.
  • Назовите общее и отличное в понятиях: «материальные ресурсы»; «основные фонды»; «производственные мощности».

Задачи: 8

Тесты: 36

Тема13. Регулирование и  стимулирование развития отрасли. - Конспектирование литературы по проблематике темы: основной (1, 3, 4) и дополнительной  литературы: (5, 12, 16, 17).
  • Работа с нормативными документами и законодательной базой: (18-38);
  • Поиск актуальных публикаций по теме в периодических изданиях и электронных средствах массовой информации, составление аналитического обзора по теме;

- Подготовка  к выполнению практического задания  на аудиторном занятии.

Контрольные вопросы и задания  для самостоятельной  работы:

  • Перечислите основные нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий отрасли.
  • Назовите отечественные и международные отраслевые объединения (организации).
  • Приведите примеры государственных (региональных) программ развития отрасли.
  • Укажите цели разработки этического кодекса профессиональной деятельности.
  • Тесты: 37-44

7. Тематика рефератов

  и методические указания по их выполнению

 
  
  1. Сфера услуг  и ее структура.
  2. Классификация предприятий отрасли: понятие, назначение, признаки, виды классификации.
  3. Особенности классификации предприятий отрасли за рубежом.
  4. Действующий порядок  классификации предприятий отрасли  в Российской Федерации.
  5. Влияние отрасли на эффективность функционирования экономики. Эффект масштаба и эффект мультипликации.
  6. Показатели экономической и социальной эффективности отрасли.
  7. Отечественные и международные ресторанные и гостиничные цепи.
  8. Туризм как форма международной торговли.
  9. История возникновения и формирования отрасли.
  10. Классификация показателей, используемых для оценки состояния и динамики развития отрасли.
  11. Характеристика уровня развития отрасли в стране в сравнении с показателями аналогичной отрасли в других странах.
  12. Роль и место малого бизнеса в отрасли.
  13. Классификация факторов, определяющих перспективу развития отрасли.
  14. Объективная необходимость и результаты использования в отрасли информационных технологий.
  15. «Умная гостиница»: концепция и примеры создания.
  16. Методы прогнозирования развития отрасли. Основные этапы разработки отраслевых прогнозов.
  17. Инновационная деятельность как фактор развития отрасли.
  18. Практическое назначение теории спроса и предложения.
  19. Отличия в механизме функционирования отрасли в плановой и рыночной экономике.
  20. Проблемы рыночной экономики и способы их решения.
  21. Исследования отраслевого рынка и анализ рыночной конъюнктуры.
  22. Типология клиентов и классификация спроса в отрасли.
  23. Особенности потребительского поведения различных групп клиентов.
  24. Методы анализа и прогнозирования спроса на услуги отрасли.
  25. Количественная характеристика сезонности спроса в отрасли.
  26. Особенности экономического поведения предприятий отрасли.
  27. Подходы к планированию деятельности предприятия отрасли.
  28. Риски в работе предприятий отрасли.
  29. Особенности отраслевого предложения.
  30. Уровень и динамика цен (тарифов) в отрасли.
  31. Факторы, определяющие уровень и динамику цен в отрасли.
  32. Стратегия и политика ценообразования в отрасли.
  33. Методы установления цен на услуги предприятий отрасли.
  34. Факторы, определяет конкурентоспособность предприятия отрасли.
  35. Анализ конкурентоспособности предприятий отрасли.
  36. Конкурентная стратегия предприятия отрасли.
  37. Методы конкурентной борьбы предприятий отрасли.
  38. Классификация ресурсов отрасли.
  39. Особенности туристских ресурсов.
  40. Отрасль и рынок труда.
  41. Отрасль и рынок капитала.
  42. Классификация форм  и методов регулирования деятельности предприятий отрасли.
  43. Государственные органы, отвечающие за развитие отрасли, их функции.
  44. Отечественные и международные отраслевые объединения (организации).
  45. Государственные (региональные) программы развития отрасли.
 

    Задания для семинарских и практических занятий предусматривают  подготовку рефератов по проблемам экономики отрасли. Рефераты выполняются по тематике, предусмотренной планом занятия. Темы рефератов заранее согласовываются с преподавателем. Требования к оформлению реферата: машинописный текст объем 7 страниц (включая титульный лист, лист с оглавлением и лист со списком использованных источников информации),  размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1, поля – 2 см.). 
 
 
 
 
 
 
 

8. Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов  заочной  формы обучения

      Общие положения.

     Подготовка  студентов заочной формы обучения по специальности 080502 «Экономика отрасли (ресторанно-гостиничного бизнеса, туризма)» предусматривает выполнение домашней контрольной работы по предмету «Экономика отрасли».

     Выполненная контрольная работа свидетельствует о качестве самостоятельной внеаудиторной работы, уровне теоретических знаний студента и умении анализировать конкретные экономические проблемы деятельности предприятий отрасли. Положительная оценка контрольной работы является условием допуска студента к экзамену по дисциплине.

     Контрольная работа состоит из теоретического вопроса, который необходимо рассмотреть на примере деятельности конкретного предприятия отрасли (в котором работает студент) и двух задач.

     Контрольная работа предполагает проработку различных литературных источников и нормативных материалов. По каждой теме приводится список основной и дополнительной литературы. Этот список не является исчерпывающим и может дополняться и уточняется по мере появления новых изданий и изменения нормативно-правовой базы по рассматриваемым проблемам.

     Теоретическая часть контрольной работы должна состоять из введения (актуальность и практическое значение темы), теоретической части (литературный обзор), прикладного раздела (рассмотрение вопроса на примере деятельности конкретного предприятия отрасли), заключения, списка использованной литературы.  

     Тема  контрольной работы и номера задач, которые необходимо решить студенту, выбирается в соответствии с начальной буквой фамилии студента согласно следующему распределению:

Начальные буквы фамилии студентов Номер теоретического вопроса Номер задачи (раздел 13)
А, Б 
1,11
В, Г
2,10
Д, Е, Ж
3, 9
З, И
4,8
К, Л
5,7
М, Н
6,7
О, П, Р
7,8
С, Т
8,6
У, Ф, Х, Ц
9,5
Ч, Ш, Щ
10,4
Э, Ю, Я
11,3

     Требования к оформлению теоретической части контрольной работы: машинописный текст объемом не более 10 страниц (включая титульный лист, лист с оглавлением и лист со списком использованных источников информации),  размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1, поля – 2 см.).

     Выполненная контрольная работа направляется в  деканат ФРГБиТ РГТЭУ для  регистрации  и передачи на проверку преподавателю. После проверки работы вместе с рецензией  передаются студентам. Работы, не получившие оценки «зачет», должны быть переработаны в соответствии с замечаниями и вновь направлены в деканат вместе с первой рецензией.  

Контрольная работа № 1.

Тема. Классификация предприятий  отрасли.

     Понятие отрасли экономики. Классификации  отраслей народного хозяйства.

     Сфера услуг и ее структура. Специфика услуги как товара. Сущность услуги как экономической категории.

     Понятие индустрии: питания, гостеприимства, туризма. Взаимосвязи и пересечения отраслей.

     Классификация предприятий отрасли: понятие, назначение, признаки классификации.

     Классификация предприятий общественного питания: по типу, специализации, форме обслуживания, размеру, специализации, и т.п.

     Классификация средств размещения: по функциональному  назначению, виду, вместимости номерного фонда, месторасположению, сезону, и т.п.

     Классификация туристский предприятий: турорганизаторы (туроператоры и турагенты), производители туристских услуг (транспортные предприятия, средства размещения, предприятия общественного питания, и др.).

     Отличия в классификации отечественных  и зарубежных предприятий отрасли.  

Основная  литература: 1, 3, 4.

Дополнительная  литература: 9, 10, 16, 18, 36, 39, 40, 41. 

Контрольная работа № 2.

Тема. Функции и значение отрасли.

     Понятие общественного разделения труда. Формы  общественного разделения труда: специализация, кооперирование, комбинирование. Концентрация производства. Эффект масштаба.

     Экономическая эффективность общественного разделения труда между отраслями и внутри отрасли.

     Влияние отрасли на эффективность функционирования экономики. Вклад отрасли в экономические показатели страны. Эффект мультипликации от деятельности отрасли.

Информация о работе Экономика отрасли