Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Экономика организации".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры_ЭкОрг +.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 

1.   Оценка отраслевой структуры промышленности (ОСП) РБ.

ОСП – состав отраслей или комплексов, входящих в пром-сть, и их доля в общем объеме промышл производства. Показатели: а) Количеств. соотношение отраслей, производств и межотраслевых комплексов: Уij=Kij / K * 100%; Уij - удельный вес отрасли; Кij - объем выпуска продукции отрасли; К –  объем  выпуска продукции промышленности в целом. б) Структурные сдвиги за период: Уi=Yi2-Yi1, где Уi - прирост (уменьшение) удельного веса i-той отрасли,  %; Yi2,Yi1 - удельный вес i-той отрасли на начало и конец периода, %. в) Производств. связи между отраслями. Определ. темпами роста удельного веса по формуле: Тi=Уi2/Уi1*100. г) Отраслевой коэфф. опережения: Ко=Тi / Тn, где Тi, Тn - темп развития соотношений i-ой отрасли и всей промышленности в анализируемом периоде. д) Удельный вес отрасли в планируемом периоде определяется путем умножения коэффициента опережения на удельный вес отрасли в базовом периоде: Уn=Коi*Уi1

 

2.  Направления  перестройки отраслевой структуры промышлен. РБ.

Цель- формирование национальной эк-ки , способной обеспечить стабильность экономического развития, экономическую независимость и экономическую безопасность страны. Принципы: Сбалансированность отраслей; Ориентация на внутреннем рынке; Обеспечение экспортного потенциала; Гибкость и адаптивность; Инновационность; Ориентация на ресурсосбережение. Основные направления структурной перестройки: Расширение сырьевой базы и развитие на этой основе отраслей промышленности; Создание собственной электроэнергетики (АЭС); Обеспечение экологической безопасности; Развитие отраслей, перерабатывающих местное сырье (деревообработка, переработка сх сырья); Ускоренное развитие отраслей, производящих товары ТНП и сх техники для домашних и фермерских хозяйств; Преимущественное развитие наукоемких отраслей; Переориентация производства на выпуск нематериалоемкой (неэнергоемкой) продукции; Приоритетное развитие отраслей, продукция которых может стать конкурентоспособной и будет экспортироваться (станкостроение, приборостроение).

 

3.  Цель и  задачи производственно-коммерческой  деятельности предприятия.

Эконом. аспект производственной деятельности задается отделом маркетинга и эконом. службами. Положительным результатом следует считать выполнение плана по прибыли. Основная прибыль на предприятии образуется от реализации продукции. Деят-ть любого предприятия нужна чтобы постоянно следить за текущей деятельностью предприятия, вносить коррективы в управленческие решения с целью достижения плановых результатов. Показатели: - выручка от реализации товаров и указанных услуг; - совокупные затраты на осуществление производственной деятельности предприятия; - балансовая прибыль предприятия; - рентабельность производства; - валовой доход; - уровень оплаты труда работников; - денежные средства на расчетном счете предприятия; - кредиторская задолженность предприятия; - дебиторская задолженность. Важнейшей частью производственно-хозяйственной деятельности предприятия является сохранение и развитие своего экономического потенциала. Такая деятельность предприятия называется инвестиционной.

 

4.   Классификация результатов производственно-коммерческой деятельности для оценки эффективности производства

ЭЭП – результативность произ-ного процесса, соотношение между результатами, достигнутыми в процессе произ-ва, и затратами живого и овеществленного труда. Уровень ЭЭП определяется как сопоставление экон.ю эффекта или результата и размера производственных затрат или ресурсов, показатели ЭЭП расчитываются как соотношение экон. эффекта к затратам или ресурсам, или как отношение затрат и ресурсов к экон. эффекту или результату. Показатели бывают количественными (объем выпускаемой и реализуемой продукции), кот. служат для определения уровня эф-ти отдельных видов затрат и ресурсов (трудоемкость, материалоемкость, фондоемкость и капиталоемкость производимой продукции) и качественные (нац. доход и др.), кот. определяют обобщающие показатели эффективности (коэффициент эффективности, рентабельность и др.).

 

5.  Государственное  унитарное предприятие как субъект хозяйствова.

Государственное - имущество принадлежит государству. Оно может создаваться за счет бюджетных ассигнований, вкладов других гос. предприятий или иных источников. Различают гос. предприятия, находящ. в республиканской собственности, и коммунальные предприятия. Преимущества: значительные финансовые возможности для расширения и совершенствования производства за счет средств бюджета; высокий рейтинг кредитоспособности; использование высококвалифицированных специалистов в различных областях менеджмента. Унитарное -коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за предприятием имущество. Имущество унитарного предприятия является не делимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество гос. унитарного предприятия находится в гос. собственности. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

 

6.  Акционерное  общество (АО) как субъект хозяйствования: сущность, механизм функционирования и экономическая оценка.

АО - уставный капитал кот. разделен на определенное число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО, участники кот. могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров - ОАО. АО, акции кот. распред. только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц - ЗАО. Особенности АО: они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов; участие акционеров в управлении обществом; право акционеров на получение дохода; доп. возможности стимулирования персонала. Достоинства: 1. Возможность привлечь неограниченное количество фи-нансовых ресурсов для реализации любых технологических проектов. 2. Наиболее устойчивая форма объединения капиталов. 3. Безвозвратность акций способствует сохранению собственного капитала. 4. Ораниченность риска зарание обусловленной денежной суммой делает АО привлекательной формой вложения капитала. Недостатки: Несовпадение инте ресов управ-ляющих акционер-ным обществом и акционеров. Сложность контроля акцио-неров над дейст виями менеджеров вви ду дробления акционерного капитала. Двойная система налогооблажения.

 

7.    Классификация затрат при оценке эффективности производства.

Под эконом-ой эфф-тью понимается степень использования ресурсов или отдача затрат, к-ая выявляется соотношением рез-ов произ-ва с осуществленными затратами, или наоборот. Э = Р / З, Э = З / Р. Критерий эф-ти в рыночной эк-ке – максимизация прибыли на единицу продукции при обеспечении должного уровня конкурентноспособности продукции. Общенациональный критерий эк-ой эф-ти состоит в экономии затрат общественного труда. Различают произ-ые ресурсы: Основные произ-ые фонды. Оборотные средства. Материальные ресурсы (материально сырьевые и топливо энергетические ресурсы). Трудовые ресурсы. Финансовые ресурсы. Информационные ресурсы. Различают 3 вида результатов деятельности: 1.количественный рез-т. 2.Качественный результат. 3.Социальный результат. Затраты делятся на 2 группы: текущие затраты –затраты, кот. предприятие несет систематически (постоянно), в связи с произ-ом и реализацией продукции, а также включается в себестоимость. Единовременные затраты – затраты разового хар-ра приносящие отдачу в течение длительного периода времени, через определенный промежуток времени, к-ый называется лаг t (это промежуток времени с момента вложения средств до момента их отдачи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.  Внешняя  среда: сущность, виды и субъекты.

Внешняя среда формирует  набор параметров для руководителя, принимающего решение. Основные свойства внешней среды: объемность, сложность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность. Все факторы внешней среды взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Подвижность среды характеризуется скоростью, с которой в среде происходят изменения. Основными субъектами явл. поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала, законы и органы государственного регулирования, потребители и конкуренты. 1. Поставщики зависят от непрерывного притока материалов, так как они преобразовывают их в готовую продукцию. 2. Законы и государственные органы. Правовые ограничения, уплата налогов, соблюдение законов и правительственных актов. 3. Потребители. Выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять ее запросы. 4. Конкуренты. Если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

 

9.  Микросреда  и ее влияние на экономику  предприятия. 

Маркетинговая среда – сов-ть активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда состоит из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Основные факторы микросреды: При разработке маркетинговых планов руководители службы маркетинга должны учитывать интересы прочих групп внутри самой фирмы: высшее руководство, финансовая служба, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производство, бухгалтерия и т.д. Для разработчиков маркетинговых планов все эти группы как раз и составляют микросреду фирмы.

 

10.Макросреда  и ее влияние на экономику  предприятия. 

Маркетинговая среда – сов-ть активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда состоит из микросреды и макросреды. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями.

 

11.  Персонал предприятия: сущность, состав, структура.

ПП –сов-сть всех работников предприятия, обеспечивающих реализацию его функций. Это основной ресурс предприятия, от использования которого зависит эффективность функционирования предприятия. Персонал предприятия по характеру участия в производств. процессе подразделяется на промышленно–производственный и непромышленный. ППП занят выполнением производств. процесса и обслуживанием производства. Непромышленный П включает работников, занятых на предприятиях общественного питания, в медицинских учреждениях, ЖКХ и т/д. Классифф ППП: рабочие, руководящие работники, специалисты, другие служащие, младший обслуживающий персонал, ученики и охрана. ПП можно охарактеризовать с помощью количеств. и качеств. показателей. Количеств. показатели связаны с оценкой численности работников, в том числе по категориям ППП. К качеств. показателям относятся профессия, специальность и квалификация. Структуру ПП характеризует соотношение численности отдельных категорий работников в их общей численности. Наибольший удельный вес в структуре кадров промышленных предприятий занимают рабочие.

 

12.  Производительность труда: показатели, методы измерения и пример расчета.

Производ-ть труда  опред-ся колич-вом продукции, произвед. в единицу рабоч. времени или затратами раб времени на произв-во единицы продукции. Виды: 1. произв-ть индивидуального труда –эфф-сть индивидуальных затрат труда. 2. произв-ть общественного труда –произв-ть, определяемая по затратам не только живого, но и общественного труда. 2 показателя: выработка и трудоемкость. Они связаны обратнопропорциональной зависимостью и выражаются формулами: В=ВП/Чсп; Тр=Т/ВП; где В - выработка, ВП - объем валовой продукции или выполн работы, Чсп - среднесписочная численность работающих чел, Тр - трудоемкость продукции, Т- время на произв-во продукции. 3 основных метода измерения произв-ти труда: 1. натуральный характеризует выработку продукции в натуральной форме в ед. рабочего времени. 2.стоимостный характеризует показатель выработки в стоимостном выражении на 1 работника, занятого в производстве. 3. трудовой характеризует отношение нормативных затрат к фактическим затратам рабочего времени.

 

13.   Факторы, резервы роста и пути повышения производ-ти труда.

Факторы –движущие силы, причины, воздействующие на к /л. Процесс. В зависимости от характера влияния на уровень произв-ти труда выделяют 3 группы факторов: 1.материально-технические связаны с использованием новой техники, прогрессивных технологий, нов. видов сырья и материалов. 2.организационно-экономические определяются уровнем организации труда, производства и управления. 3. Соц.-психолог. определяются  качеством трудовых коллективов, уровнем подготовки, дисциплинированности, трудовой активности и творческой инициативы. Резервы роста–неиспользованные возможности экономии рабочего времени, реализация кот. обеспечивает достижение минимал. затрат труда на единицу продукции, обусловленных воздействием того или иного фактора. Планирование роста производ. труда определяется:ПТ=100Эч / Чп-п –Эч, где ПТ – планируемый рост произв-ти труда,%; Эч – возможная расчетная экономия численности, чел; Чп-п  - общая численность промышленно-производственного персонала, чел. Увеличение выпуска продукции может быть достигнуто экстенсивным и интенсивным путем. Только при интенсивном пути предприятие ставит задачу увеличения производительности труда.

 

14.    Заработная плата как цена рабочей силы. Формы и системы оплаты и области их эффективного применения.

Оплата труда – вознаграждение за определенное колич-во  и качество выполненной работы. Существуют денежная и неденежная формы оплаты труда. Основные критерии, влияющие на  размер з/п: - доходами субъектов хозяйствования; - соотношением спроса и предложения на рынке труда; - условиями воспроизводства рабочей силы; - влиянием профсоюзов. Функции ЗП: 1. Воспроизводственная – обеспечивает работнику объем потребления материальных благ и услуг; 2. Стимулирующая – з/п устанавливает количественную зависимость между размерами оплаты и результатами труда работников. 3. Регулирующая – оказывает большое влияние на платежеспособный спрос населения. Форма оплаты труда – способ установления зависимости размера ЗП работника от затраченного им труда, измеряемого с помощью определенных показателей. 1. Сдельная – труд работников оплачивается по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции (выполненной работы, оказанной услуги). 2. Повременная – ЗП начисляется по фактически отработанному времени. Системы: 1. прямая сдельная. 2. Сдельно-премиальная. 3. Аккордная. 4. Косвенная сдельная. 5. Сдельно-прогрессивная. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.  Основные производственные фонды: сущность, состав, структура.

ОПФ – сов-сть материально вещественных ценностей действующих в натуральной форме в течение длительного времени, в сфере как материального произ-ва, так и вне произ-ой сфере, не изменяют своей натуральвещественной формы и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям. По эк-му содержанию ОФ – однородны, но неоднородны по натурально – вещественному составу, что обуславливает необходимость их классификации. Классиф-ия: 1.взаимозависимости от назначения: произ-ые и непроиз-ые; 2. взаимозависимости от назначения и функ-ия: здание, сооружения, механизмы и оборудование, рабочие машины и оборудование. 3. по хар-ру влияния на величину произ-ой мощности: активные (рабочие машины, оборудования); пассивные (здания, сооружения). 4. по принадлежности: собственные (принадлежат предприятию); заемные. Структура: Технологическая –соотношение стоимости различных видов ОФ в их общей стоимости. Произ-ая – соотношение активной  и пассивной части фондов. Воспроиз-ая – соотношение стоимости ОФ, по основным формам их воспроизводства. Отраслевая – распределение ОФ по опред-ым отраслям.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"