Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации".

Вложенные файлы: 1 файл

гос.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)
 
1.Сущность  стандартизации, основные  функции, цели  и принципы стандартизации. Объекты и субъекты  стандартизации.

Сущность  стандартизации  состоит в составлении  и утверждении как рекомендуемых, так и обязательных норм и характеристик  для многократного использования, направленного на обеспечение надлежащего  качества товаров и услуг, повышение  их конкурентоспособности в сферах обращения продукции, а также  обеспечение безопасности труда. Стандартизация устанавливает оптимальную степень  упорядоченности в определенных сферах производства и обращения  продукции с помощью утвержденных норм и положений.

Объект  стандартизации – это конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов.

Стандарт –  нормативно-технический документ постандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждённый компетентным органом.

    Целями  стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;-обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции;-содействие соблюдению требований технических регламентов;-создание систем обеспечения качества продукции, систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

    Принципы  стандартизации

    Стандартизация  осуществляется в соответствии с  принципами:

    добровольного применения документов в области  стандартизации;

максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

применения  международного стандарта как основы разработки национального стандарта; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;обеспечения условий для единообразного применения стандартов. 

2.Этапы  развития систем  управления качеством.

В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов:

Первый  этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению, когда появилась первая система — система Тейлора (1905 г). Организационно она предполагала установление технических и производственных норм специалистами и инженерами, а рабочие лишь обязаны их выполнять. Эта система устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков и вводила определенные шаблоны, настроенные на верхнюю и нижнюю границы допусков — проходные и непроходные калибры. Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества — инспекторы (в России — технические контролеры). Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.

Взаимоотношения с поставщиками и потребителями  строились на основе требований, установленных  в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).

Отмеченные выше особенности системы Тейлора  делали ее системой управления качеством  каждого отдельно взятого изделия (детали).

Второй  этап. Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица). Однако продукция – это результат осуществления производственных процессов, и вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.

В 1924 г. в «Bell Telephone Laboratories» (ныне корпорация AT&T) была создана группа под руководством Р.Л. Джонса, заложившая основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные В. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом, ставшие началом статистических методов управления качеством, которые в последствии благодаря Э. Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране. Деминг выдвигает идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы, т. к. по его мнению, они создают атмосферу страха, способствуют краткосрочному вкладу в работу, игнорируя долгосрочные задачи, и разрушают работу в командах. Опираясь на точку зрения Э. Деминга и развивая ее, Д. Джуран ввел термин качества в духе «соответствия требованиям потребителя», в значительной степени ориентированный на требования потребителей, («Fitness for use»). Он показал ответственность менеджмента за хронические последствия несоответствий и дополнил статистические методы контроля качества систематическими методами решения проблем качества. В прил. 1 и 2 приведены известные 14 принципов повышения качеством Деминга и 10 этапов повышения качества по Джурану.

В то время, как  в работах Деминга основное внимание уделяется улучшению качества применительно прежде всего к процессам, системам и статистике, Джуран подчеркивает необходимость для каждого менеджера непосредственно заниматься деятельностью, приводящей к повышению качества. Он является сторонником подхода, который предусматривает вовлеченность всего персонала организации в процедуры, обеспечивающие повышение качества и решение производственных проблем. Системы качества усложнились, т. к. в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились и задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, понимающими, что такое вариации и изменчивость, а также знающими, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность — инженер по качеству, который должен анализировать качество и причины дефектов изделий, строить контрольные карты и т. п. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем определения причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

Более сложной  стала мотивация труда, т. к. теперь учитывалась точность настроенности  процесса, анализ тех или иных контрольных  карт, карт регулирования и контроля. К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали  более сложными и отношения поставщик  — потребитель. В них большую  роль начали играть стандартные таблицы  и статистический приемочный контроль.

Третий  этапВ 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) контроля качества – TQC(Total Quality Control). Ее автор, американский ученый А. Фейгенбаум, который опубликовал в 1957 г. статью «Комплексное управление качеством». К главным задачам TQC относятся прогнозированное устранение потенциальных несоответствий в продукции на стадии конструкторской разработки, проверка качества поставляемой продукции, комплектующих и материалов, а также управление производством, развитие службы сервисного обслуживания и надзор за соблюдением соответствия заданным требованиям к качеству. Фейгенбаум призвал обратить внимание на вопросы изучения причин несоответствий и первым указал на значение системы учета затрат на качество.

Поскольку на качество влияет множество факторов, то идея этого подхода заключается в  выделении основных из них. Кроме  того, нужно также учитывать взаимосвязь  факторов, чтобы воздействуя на один из них, предвидеть реакцию других. Для обеспечения комплексности  контроля и управления качеством  необходимо учитывать все этапы  производства, четкую взаимосвязь подразделений, участвующих в решении проблем  качества. Например, для рассмотрения претензий потребителей заранее  должны быть установлены исполнители, порядок и сроки рассмотрения и удовлетворения этих претензий.

В Японии идеи TQC были встречены с восторгом и  получили дальнейшее развитие в работах  профессора К. Исикавы, который рассматривал качество как задачу менеджмента; требовал участия всех сотрудников в мероприятиях по его улучшению и ввел термин «отношения потребитель – поставщик». В отличие от американских концепций, он говорил об «управлении качеством в масштабе компании» («Company Wide Quality Control»). Филип Б. Кросби (Германия) является одним из известнейших приверженцев всеобщей концепции качества. В начале 60-х гг. ХХ в. он подробно изложил свою программу «ноль дефектов», вызвавшую в Германии острые дискуссии. Кросби сконцентрировал внимание на задачах в области управления предприятием, предложил внедрять предпринимательскую культуру, в основе которой лежит осознание значения качества и образ мышления, ориентированный на достижение «нуля дефектов». В прил. 3 приведен 14-этапный план Кросби по повышению качества и достижения «нуля дефектов».

Системы TQC развивались  в Японии с большим акцентом на применение статистических методов  и вовлечение персонала в работу кружков качества. Японцы долгое время  подчеркивали, что они используют подход TQSC, где буква S означала Statistical (статистический).

На этом этапе  появились документированные системы  качества, устанавливающие ответственность  и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства  предприятия, а не только специалистов служб качества. Системы мотивации  стали смещаться в сторону  человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, а моральное  увеличивалось. Главными мотивами качественного  труда стали работа в коллективе, признание должностей коллегами  и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи. Все большее внимание уделяется учебе. В Японии и Южной Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя в том числе и самообучение.

3. Критерии и факторы,  влияющие на экономическую  эффективность.

Критерий- это основной отличительный признак  экономического явления, выражающий сущность эффективности производства. В нем  отражается, прежде всего, качественная определенность эффективности производства, критерий же есть качество рода, функция  основного производственного отношения. Показатели являются формой выражения  сущности эффективности производства, внешней мерой ее критериев, служат средством качественно-количественного  анализа экономики в целом, различных  сторон расширенного воспроизводства. Каждый показатель есть качество вида, характеризующее определенную область  эффективности производства. Каждому  критерию эффективности соответствует  свой ряд показателей.Исходя из принципов системного подхода, показатели экономической эффективности могут быть представлены в виде взаимосвязанных частей: частных показателей эффективности, которые характеризуют определенные стороны процесса производства, использование отдельных видов ресурсов и обобщенного показателя экономической эффективности производства, на формирование которого оказывают влияние частные показатели системы. Показатели эффективности сельскохозяйственного производства должны отражать содержание процесса воспроизводства и соответственно кругооборота капитала и состоять из групп, характеризующих: наличие ресурсов, их использование в процессе производства, получаемую продукцию, ее распределение, обмен и потребление. В этом случае обеспечивается целостность системы показателей, учитывающие взаимосвязи объекта исследования и отражающей элементы и стадии процесса производства.

Критерии  и система показателей  эффективности производства.Измерение эффективности производства предполагает установление критерия экономической эффективности, который должен быть единым для всех звеньев экономики - от предприятия до народного хозяйства в целом. Таким образом общим критерием экономической эффективности производства является рост производительности общественного труда. В настоящее время экономическая эффективность производства оценивается на основе данного критерия, выражающегося в максимизации роста национального дохода (чистой продукции) на единицу труда. На уровне предприятия формой единого критерия эффективности его деятельности может служить максимизация прибыли. Уровень экономической эффективности в промышленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли промышленности вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы эффективности. Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам: 1) источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции;2) основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.; 3) уровню реализации в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на: а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.; б) внешние - это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы. 
 
 
 

4,Принципы  технического регулирования

Техническое регулирование осуществляется в  соответствии с принципами:-применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;-независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;-единой системы и правил аккредитации;-единства правил и методов исследований и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;-единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;-недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;-недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;-недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;-недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;-недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов.  

5 6
7.Закон РФ «О защите прав потребителей» - цели и задачи принятия закона.

Закон о защите прав потребителей регулирует правоотношения, возникающие между  покупателями (потребителями) и продавцами – организациями и лицами –  реализаторами товаров Сразу же хотелось бы отметить, что цель принятия Закона о защите прав потребителей – усилить защиту прав и интересов наиболее слабой стороны договора купли-продажи, а именно потребителя. В свете этого этот закон устанавливает права и обязанности каждой из сторон договора купли-продажи, а также ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) при нарушении прав и законных интересов покупателя (потребителя), установленных законодательством.

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает  права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего  качества и безопасных для их жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды. Кроме того, потребители имеют  право на получение информации о  товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также  защиту их интересов, в том числе  и судебную. Фактически закон защиты прав потребителей 2011 устанавливает  специальные сроки, в течение  которых потребитель, при нарушении  его прав, выражающемся в непредоставлении информации, продаже товара ненадлежащего качества, либо опасного при его, может обратиться с правомерными требованиями и претензиями непосредственно к продавцу, а также в юрисдикционные органы. Эти претензии могут заключаться в требовании о предоставлении информации, замене товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества той же марки либо товар иной марки (с учетом разницы в цене), ремонта товара ненадлежащего качества либо возмещения собственных затрат на его ремонт, либо возвращения уплаченных потребителем по договору купли-продажи сумм.

Кроме того, в случае причинения товаром (услугой, работой) вреда жизни, здоровью потребителя, его имуществу, окружающей среде, то причиненный вред возмещается продавцом  в полном объеме. Сверх выплаты  компенсации вреда, подлежит уплате также неустойка по договору, пеня и штраф. Производителем возмещается  как материальный, так и моральный  вред, причиненный потребителю. Однако же по Закону о защите прав потребителей продавец освобождается от ответственности, если он докажет, что неисполнение обязательства  по договору купли-продажи с потребителем или его ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой  силы или форс-мажора, а также  вследствие нарушения самим потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара.

Теперь  потребитель – тот, кто приобретает  товары исключительно для личных, семейных и иных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности.

Одно  из существенных положений Закона –  запрещение снижать гарантии защиты прав потребителей по сравнению с  установленными в Законе при принятии других нормативных актов. Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволило им реально участвовать в формировании потребительской политике в государстве.

8.Порядок  разработки ТУ

ту – это технический  документ, который устанавливает  определённые технические требования, каким должны соответствовать конкретное вещество, изделие, материал, товар, услуга или же целая группа схожих по сути предметов. В технических условиях должны быть указаны определённые процедуры, позволяющие точно определить, были ли соблюдены нужные требования, или же в конечном продукте есть отклонения. Разработка ту в большинстве случаев выполняется именно самим изготовителем. Также разработку технических условий можно заказать в Научно-исследовательском институте. Или же приобрести уже существующие технические условия у держателя подлинника. Согласовав, утвердив и зарегистрировав каталожный лист в Ростехрегулировании, собственник технических условий (подпись владельца должна стоять в верхнем правом углу титульного листа) может распоряжаться ими по своему усмотрению. Он может передать их, защищать от незаконного использования и даже продать право на использование любой другой организации, или лицу. Точно так же он может определить или ограничить условия доступа к этим документам.Также такое лицо считается держателем подлинника, и поэтому имеет полное право вносить в данную документацию изменения. Это право может передаваться и по договору.Технические условия являются неотъемлемой частью полного комплекта технической документации на продукцию, и должны содержать подробный комплекс запросов к этой продукции, её изготовлению и контролю над всем процессом. Именно поэтому разработка технических условий крайне необходима для изготовителя.Следует помнить, что разработка технических условий осуществляется на один конкретный продукт, изделие, материал, вещество, либо группу определённых веществ, изделий и т.п. А запросы установленные в таких документах не должны противоречить необходимым требованиям стандартов как государственных, так и межгосударственных, касающихся именно данной продукции.Разработка ту проводится согласно установленным стандартам.ТУ могут включать в себя такие разделы:-марки материала используемого для упаковки;-технические требования (как основные свойства продукта, так и требования к маркировке, материалам, упаковке и сырью);-требования, касающиеся безопасности продукции;-требования, касающиеся охраны окружающей среды;-правила приёмки товара;-методы, а также средства контроля качества продукции, и ее испытания;-условия для транспортировки и хранения товара;-указания для эксплуатации;-гарантии изготовителя на товар..

   Разработка  ту может осуществляться как изготовителем, так и потребителем продукции. Технические условия являются обязательными в технической документации на продукцию. Если же такой не имеется, то производитель обязан иметь полный комплект документов, который сможет подтвердить все стандарты производства указанного продукта.

   Напомним, что разработка ту осуществляется исключительно на один продукт, изделие, материал или на несколько схожих веществ, изделий либо материалов. Технические условия ни в коей мере не должны противоречить общим межгосударственным стандартам, распространяющимся на данное изделие.В обязательном порядке разработка ту должна соответствовать ГОСТу 2.114-95, содержащем основные условия, требования и порядок действий при разработке технических условий. Технические условия разрабатываются тогда, когда национальный стандарт, связанный с изготовлением данного продукта, отсутствует. Или же, если существует общий стандарт ТУ, созданный для расширения технический требований для одного вида продукции.При регистрации технических условий следует знать, что отметка и печать организации, проходящей регистрацию, наносится на титульный лист. Такую процедуру может проводить исключительно региональное Федеральное агентство Ростехрегулирования. Разработка технических условий требует такие данные и рабочие документы производителя:Название организации;Юридический адрес;Рабочие чертежи;Материалы, которые используются для производства продукта;Технический паспорт и характеристики;Методы упаковки, а также документы, либо инструкции, вложенные в эту упаковку;Гарантийные сроки;Подробные условия хранения и эксплуатации продукции;Точное название и назначение данного изделия с перечнем возможных модификаций;Подробное описание технологического процесса.

9 10.Документы  в области стандартизации. Виды нормативных  документов (НД). Содержание  и уровень требований  НД

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:-национальные стандарты;правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;стандарты организаций;своды правил;международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;предварительные национальные стандарты.

Национальным  стандартом является стандарт, принятый Национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Национальные стандарты применяют на добровольной основе.

В зависимости  от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к  нему требований разрабатывают стандарты  следующих видов: основополагающие стандарты;стандарты на продукцию, услуги; стандарты на работы; стандарты на методы.

Для решения  задач по организации и координации  работы по стандартизации разрабатываются  и после обсуждения с заинтересованными  юридическими и физическими лицами выпускаются правила и рекомендации по стандартизации. Правила по стандартизации разрабатывают, если необходимо конкретизировать отдельные положения соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического национального стандарта, а также в случае целесообразности разработки организационно-методического национального стандарта, когда область применения ограничена только организациями и структурными подразделениями Росстандарта.

Рекомендации  по стандартизации разрабатывают при  целесообразности предварительной  проверки на практике неустоявшихся, еще не ставших типовыми, организационно-методических положений в соответствующей области, т.е. до принятия национального стандарта, в котором могут быть установлены эти положения. Правила и рекомендации не должны дублировать положения национальных стандартов.

Общероссийские  классификаторы — это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической  области устанавливается Правительством Российской Федерации.

Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, а также для распространения и использования результатов исследований, измерений и разработок, полученных в разных областях знаний.

Стандарты организации разрабатываются на изготавливаемую в данной организации  продукцию, применяемые в ней  процессы и оказываемые ею услуги, а также на продукцию, создаваемую  и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынки, на работы, выполняемые данной организацией на стороне и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с  заключенными договорами.

Стандарты организации могут разрабатываться  для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации российских национальных, международных и региональных стандартов (включая межгосударственные), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций. Стандарты организации разрабатываются  на принципиально новые виды продукции, процессов, услуг, методов испытаний, полученных в результате научных  исследований, а также на нетрадиционные технологии, принципы организации и  управления производством и другие виды деятельности. Целью их разработки является распространение и использование  результатов фундаментальных и  прикладных исследований, полученных в разных областях знаний, а также  профессионального опыта.

Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Своды правил являются составной частью национальной системы стандартизации Российской Федерации.

Разработка  и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Проект свода правил должен быть размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за 60 дней до дня его утверждения. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством Российской Федерации.

До вступления в силу Федерального закона «О техническом  регулировании» в России наряду с  государственными стандартами действовали  документы федеральных органов  исполнительной власти, устанавливающие  обязательные требования к продукции, процессам ее проектирования, производства и т.д.: строительные нормы и правила (СниП), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др. С введением Закона место этих документов в системе технического регулирования оказалось не определено. Можно полагать, что одна часть требований, содержащихся в указанных документах, будет включена в технические регламенты и станет обязательной для исполнения. Другая часть требований может быть не включена в регламенты из-за того, что они не могут рассматриваться как обязательные для исполнения, однако эти требования все равно относятся к сфере технического регулирования. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"