Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной, является бюджетно-налоговая политика государства. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне). С английского языка термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному. В одних случаях — как фискальная политика [11,38;], в других — как бюджетно-налоговая политика, [2,56].

Вложенные файлы: 1 файл

курсач нэт.docx

— 89.71 Кб (Скачать файл)

 

 

«Источник: [13]».

 

  Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6% [13].

 При сокращении в  целом расходов консолидированного  бюджета по сравнению с 2008 годом  расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном  выражении на 1,9%. Значительная часть  расходов бюджета по этому  разделу была направлена на  возмещение банкам процентов  по кредитам, выданным на жилищное  строительство гражданам, а также  на оказание финансовой помощи  семьям, воспитывающим детей. Эти  виды расходов возросли более  чем в 1,7 раза в реальном выражении  по сравнению с 2008 годом. Удельный  вес расходов в целом по  разделу «Социальная политика»  в 2009 году в структуре расходов  консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению  с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям  бюджетной классификации относительно  предыдущего года сократились  в реальном выражении.

 Ресурсы бюджета на  государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на  наиболее эффективный ее вид  – на возмещение части процентов  за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении  не всех предприятий, а только  тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие  высокий экспортный потенциал.

 Основными источниками  налоговых доходов консолидированного  бюджета являются: НДС — 19 138,8 млрд. бел. руб. (35,1%); налоги на доходы  и прибыль — 7001,9 млрд. бел. руб. (12,8%); доходы от внешнеэкономической  деятельности — 7263,9 млрд. бел. руб. (13,3%); подоходный — 5482,1 млрд. бел. руб. (10,1%); акцизы — 5370,7 млрд. бел. руб. (9,8%). При  этом поступления от НДС и  налога на прибыль в республиканский  бюджет должны вырасти на 18,5% каждый, подоходного налога — на 15,6%, акцизов  — на 17,1%. Доходы инновационных  фондов составят 1209,1 млрд. бел. руб., государственных целевых бюджетных  фондов — 2154,5 млрд., Таблица 4.2

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура государственных расходов в 2008-2009 гг.

 

 

 Таблица 4.2

 Расходы государственного  бюджета, млрд. руб.Статья расходов

2008

2009

Отклонение

Темп роста, %

Общегосударственные расходы

10708,0

8053,5

-2654,5

75,2

Национальная оборона

1373,3

1323,7

-49,6

96,4

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2325,8

2433,9

108,1

104,6

Национальная экономика

16494,9

16359,9

-135,0

99,2

Охрана окружающей среды

537,1

396,9

-140,2

73,9

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

3109,6

3042,6

-67,0

97,8

Здравоохранение

5024,9

5354,0

329,1

106,5

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

1426,3

1414,2

-12,1

99,2

Образование

6635,3

6767,1

131,8

102,0

Социальная политика

16176,0

18620,1

2444,1

115,1

Итого расходов

63811,3

63766,0

-45,3

99,9


 

 

«Источник: [13]».

 

 В 2011 г. увеличатся доходы  бюджета от ввозных таможенных  пошлин. В Таможенном союзе, членом  которого является Беларусь, эти  платежи, взимаемые на границе  каждой из стран-участниц, «зачисляются  в общий котел и распределяются по бюджетам трех стран». Наша доля здесь — 4,7%. Таким образом, доходы от ввозных таможенных пошлин будут зависеть не только от объемов белорусского импорта, но также и от объемов ввоза товаров на территорию РФ и Казахстана.

 В числе основных  задач принимаемого бюджета можно  выделить укрепление действующих  социальных гарантий, поддержку  реального сектора экономики. Особое  внимание уделяется социальным  программам, финансирование которых  увеличится в среднем до 40%. Значительную  часть здесь составят расходы  на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия [1,3].

 Среднемесячная заработная  плата в бюджетной сфере на конец 2011 г. достигла 1390 тыс. бел. руб. (или 108,2% к декабрю 2010 г.). При этом в среднем за год она возрастет по сравнению с 2010 г. на 34,8% — до 1260 тыс. бел. руб.

 Будет продолжено оказание  господдержки реальному сектору  экономики в виде средств, направляемых  на льготирование процентов по  кредитам, что, по словам министра, снижает нагрузку на бюджет  и внедряет рыночные механизмы  финансирования инвестиционных  проектов. Господдержка малому и  среднему бизнесу будет предоставляться  в основном на конкурсной основе, и направляться на создание  и расширение производства товаров  и услуг, выпуск экспортоориентированной, импортозамещающей продукции и  продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение, внедрение  новых технологий.

  Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г. Минска из республиканского бюджета предусмотрены трансферты в сумме 12 006,0 млрд. бел. руб., из которых 981,1 млрд. — в виде субвенций на финансирование расходов, связанных с преодолением последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС [1,4].

 Расходы на национальную  оборону в проекте консолидированного  бюджета на следующий год запланированы  в сумме 2 101,9 млрд. бел. руб., на судебную  власть, правоохранительную деятельность  и обеспечение безопасности — 3 992,9 млрд. бел. руб.

 На финансирование  государственной инвестиционной  программы будет направлено 1 960,1 млрд. бел. руб., или с ростом 113,7% к  ожидаемому исполнению 2010 г. Эти  средства сконцентрируют на объектах  высокой степени готовности, подлежащих  вводу в эксплуатацию в 2011 г.

  Заметно увеличатся ассигнования на развитие инновационных технологий. На поддержку отраслей национальной экономики предусмотрено 12 279,7 млрд. бел. руб., на финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности (без учета средств государственной инвестиционной программы) — 6 625,9 млрд. бел. руб., на охрану окружающей среды — 586,1 млрд.

  На здравоохранение будет израсходовано 7 781 млрд. бел. руб. (с ростом 135,8% к ожидаемому исполнению 2010 г). При этом 80% средств будет направлено на оснащение местных больниц, поликлиник и центров современным оборудованием. На образование за счет всех источников финансирования (без учета средств выделяемых по государственной инвестиционной программе) предусмотрено 11 959,4 млрд. бел. руб., или 6% к ВВП.

  На предоставление жилищно-коммунальных услуг и жилищное строительство выделяется 3 802,8 млрд. бел. руб.

  В местных бюджетах на возмещение части затрат по обслуживаемому ЖКХ жилищному фонду предусмотрено 1 429,1 млрд. бел. руб. (рост на 15,4% к 2010 г). При этом бюджетными субсидиями покрывается 44% от затрат, платежами населения — 34,5% и собственными доходными источниками предприятий ЖКХ - 21,5%.

  В 2011 г. все поступления налога на прибыль от предприятий коммунальной или частной собственности останутся в местных бюджетах и половина — от республиканских.

  Кроме того, в источниках внутреннего финансирования на 2011 г. резервируются средства на выполнение гарантийных обязательств правительства по погашению и обслуживанию кредитов, выданных отечественными банками, в объеме 843,5 млрд. бел. руб.

 Значительно вырастут  платежи по обслуживанию внешнего  государственного долга - 2 202,7 млрд. бел. руб., что в 1,4 раза или на 672,3 млрд. больше, чем в нынешнем году. Эта нагрузка ляжет на республиканский  бюджет. Расходы на погашение  кредитов международных финансовых  организаций по сравнению с 2010 г. возрастут на 2,9 млн. USD и составят 3,9 млн. USD (12,5 млрд. бел. руб.). Выплаты  причитаются и другим кредиторам  – России, Китаю и Венесуэле.

 Главными приоритетами  бюджетной политики в 2011 г. были устойчивость бюджетов всех уровней при полном выполнении бюджетных обязательств с концентрацией ресурсов на финансировании национальных приоритетов и государственных программ.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Исходя из всего  вышесказанного, можно сделать выводы:

  Бюджетно-налоговая политика имеет краткосрочные и долгосрочные цели, для реализации которых государство применяет стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

  Дискреционная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

  Автоматическая бюджетная налоговая политика - это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов.

 Особенностями бюджетно-налоговой  политики в Республике Беларусь  является упор на максимальное  обеспечение социальной защищённости  всех слоёв населения, которое  достигается путём использования  бюджетных средств и упрощение  налоговой системы и реальное  снижение налогового бремени  на экономику, т.к. Республика Беларусь занимала последнее, 183 место в мире по уровню простоты налоговой системы (количество уплачиваемых налогов (платежей в год) – 107, время, затрачиваемое на уплату налогов (часов в год) – 900, величина полной налоговой ставки (% от коммерческой прибыли) – 99,7) в 2009 году [15]. Налоговая система по по прежнему упрощается, т.к. в нынешнем году Республика Беларусь продвинулась вперед и заняла 129-e место в рейтинге по уровню простоты налоговой системы (количество уплачиваемых налогов (платежей в год) – 18, время, затрачиваемое на уплату налогов (часов в год) – 654, величина полной налоговой ставки (% от коммерческой прибыли) – 62,8 [16].

  Подводя итоги рассмотрения фискальной политики, я пришла к выводу, что всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

 Тема бюджетно-налоговой  политики, независимо от места  и времени, будет оставаться актуальной.

  Грамотно сформированная и последовательно проводимая фискальная политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности.

СПИСОК ИСПОЛТЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1)Экономико-инвестиционный обзор. Республика Беларусь 2009. // Министерство иностранных дел Республика Беларусь, Министерство экономики Республика Беларусь: справочное издание, 2009 г.

2)Абалкин, Л.И. Экономическая энциклопедия / Л.И. Абалкин. – М.: Экономист, 2008. – 1087 с.

3)Алексеенко, Т.С. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко - Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 123 с.

4)Гальперин, В.М., Гребенников, П.И. и др. Макроэкономика / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997г. – 719 с.

 5)Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева. – М.: Экзамен, 2007. – 511 с.

6) Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс / Н.Г. Мэнкью – СПб.: Питер Ком, 1999. – 552 с.

 7)Новикова, И.В., Ясинский, Ю.М. Макроэкономика / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. – Мн.: ТетраСистемс, 2009 г. – 304 с.

8)Новикова, И.В., Ясинский, Ю.М. Экономическая теория / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. – Мн.: ТетраСистемс, 2009 г. – 399 с.

9)П.Самуэльсон, Экономика / Самуэльсон П. – М.: Прогресс, 1964 г.

10)Плотницкий М.И. Радько М.К., Шмарловская Г.А. Экономическая теория. / М.И. Плотницкий, М.К. Радько, Г.А. Шмарловская - Мн.: Современная школа, 2006 г - 392 с

11)Словарь современной экономической теории – М.: ИНФРА-М, 2003 г. – 608 с.

12)Чепурин, М.Н., Киселёва, Е.А. и др. Курс экономической теории / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселёва – Киров: «АСА», 2010 г. – 880 с.

13)Белорусский экономический портал «Экономика.by» // http://ekonomika.by/?option=com_content&catid=79&id=13609&view=article&Itemid=250&fontstyle=f-larger

14)Российский экономический портал «Economicus.ru» // http://economicus.ru/site/grebenikov/E_Macro/index.html

15)Электронный портал «РБК. Рейтинг» http://rating.rbc.ru/articles/2009/11/27/32632672_tbl.shtml?2009/11/27/32632652

16)Электронный портал  « Перспектива »

http://www.perspektyva.org/news/last/5404.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бюджетно-налоговая политика