Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной, является бюджетно-налоговая политика государства. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне). С английского языка термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному. В одних случаях — как фискальная политика [11,38;], в других — как бюджетно-налоговая политика, [2,56].

Вложенные файлы: 1 файл

курсач нэт.docx

— 89.71 Кб (Скачать файл)

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДИСКРЕЦИОННАЯ  ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

2.1 Государственные  закупки. Мультипликатор государственных  закупок.

 Дискреционная политика  – это сознательное манипулирование  законодательной властью налогообложением  и государственными расходами  с целью воздействия на уровень  экономической активности. Речь  идёт о воздействии, оказывающем  виляние на изменения объёма  производства, занятости, уровня цен  и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить  внимание на то, что законодательные  органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объёма государственных  расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п. [12,589]

 Основными инструментами  дискреционной фискальной политики  являются:

    • осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;
    • реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.
    • изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой станки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;

  Государство может оказывать на экономику прямое и косвенное влияние. Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса (AD = С + I + G), являясь компонентом совокупных расходов. Где, С-потребление или потребительские расходы, I-инвестиции,G-государственные закупки. Косвенное — через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредованно — через изменение величины потребительских (Q) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы; с другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно, снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

 Используя кейнсианскую  модель макроэкономического равновесия, рассмотрим механизм воздействия  дискреционной фискальной политики.

 Экономика находится  в равновесии, если фактические  расходы (Y) равны планируемым (E). В  закрытой экономике E = C + I + G, а равновесие  достигается в точке А, где Y = E (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1- Влияние увеличения государственных расходов на доход [12].

Рассмотрим воздействие изменения государственных расходов. При росте государственных расходов на DG кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную DG, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с Y1 до Y2 на величину DY, причем DY больше DG (рисунок 2.1).

  Отношение DY/DG изменения национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов.

 Мультипликативный процесс  начинается, когда расходы возрастают  на DG, что означает увеличение  дохода на эту же величину, что, в свою очередь, увеличивает  потребление на mpcЧDG (в соответствии  с функцией потребления C = a + mpc Ч Y, где mpc – предельная склонность  к потреблению). Этот рост потребления  вновь увеличивает расходы и  доход, а это приводит к увеличению  потребления на mpc2ЧDG и т.д. Совокупный  эффект равен:

первоначальное изменение расходов = DG;

 первое изменение потребления = mpcЧDG;

 второе изменение потребления = mpc2ЧDG;

 третье изменение потребления = mpc3ЧDG;

DY = DG Ч (1+mpc+mpc2+mpc3+…).

 

Мультипликатор государственных расходов ,где mg — мультипликатор государственных расходов, Y- фактические расходы, G-государственные закупки,

Алгебраически величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Подстановка функции потребления в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

где a + I + G – автономные расходы, не зависящие от величины дохода;

I-инвестиции, – мультипликатор любого вида автономных расходов.

  Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению mpc. Чем больше mpc, тем больше крутая кривая планируемых расходов E и тем больше величина мультипликатора государственных расходов. Следует иметь в виду, что эффект мультипликатора имеет и обратную направленность (при сокращении государственных расходов объем национального выпуска мультипликативно уменьшается). [7,91].

 

2.2 Социальные  выплаты (трансферты), их влияние  на совокупный спрос.

 

  Трансферты, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребление увеличится на 80 дол.:

 ∆C = ∆Yd·mpc = 100·0,8 = 80, а  поскольку мультипликатор расходов  в данном случае равен 5:

1/(1-mpc) = 1/(1-0,8) = 5,то совокупный  доход увеличится на 400 дол.:

 ∆Y = ∆C·1/(1-mpc) = 80·5 = 400.

  Мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100 дол., а с 80 дол., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 дол., а только 400 дол.

 Выведем формулу мультипликатора  трансфертов. Изменение трансфертов  означает изменение располагаемого  дохода:

 ∆Tr = ∆Yd.

  Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:

 ∆C = ∆Yd·mpc = ∆Tr·mpc, а изменение  потребления мультипликативно изменяет  совокупный доход:

 ∆Y = ∆C·1/(1-mpc) = ∆Tr·mpc·1/(1-mpc) = mpc/(1-mpc)· ∆Tr.

 Величина мультипликатора  трансфертов, таким образом, равна

multTr = mpc/(1-mpc) или multTr = mpc/mps.

 Таким образом, величина  простого мультипликатора любого  инструмента фискальной политики  определяется только предельной  склонностью к потреблению (или  соответственно предельной склонностью  к сбережению) и не зависит  от величины государственных  закупок, аккордных налогов или  трансфертов [7,454].

 Мультипликатор трансфертов  — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.

multTr = ∆Y /∆Tr.

 По своему абсолютному  значению мультипликатор трансфертов  равен мультипликатору автономных  налогов. Величина мультипликатора  трансфертов меньше, чем величина  мультипликатора расходов, поскольку  трансферты оказывают косвенное  воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные  и государственные закупки) —  прямое.

 Социальные трансфертные  выплаты — трансферты домохозяйствам  — воздействуют на совокупный  спрос, а трансферты фирмам —  субсидии — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

 

2.3 Налогообложение. Налоговый мультипликатор.

 

  Исследования природы налога, принципов налогообложения, влияния налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики. Для соответствия основополагающим принципам при построении налоговой системы используются различные виды налогов. В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (обозначим Та) и подоходные, величину которых будем определять t · Y ,где — предельная налоговая ставка.

  В рамках кейнсианской модели налоги, также как и государственные расходы, воздействуют на объем национального производства с мультипликативным эффектом [7,93].

  Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов. Уменьшение налогов на величину ∆ T увеличит планируемые расходы на mрс·∆ Т. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 на величину равную, ∆ Y. ,  где  — налоговый мультипликатор — отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов.

 Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов всегда  величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход  обратное.

 Если предположить, что  все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущго дохода Y, тогда сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна:

 Т= Та + t · Y,

 где t — предельная  налоговая ставка.

  В этом случае функция потребления имеет вид:

 С = а + mрс · (Y- (Та + t · Y)),  а модель равновесного объема  производства:

, где— мультипликатор  государственных расходов, с учетом  ставки t подоходного налога.

При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен: , а мультипликатор трансфертов:

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НЕДИСКРЕЦИОННАЯ  ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: «ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ»

 

 Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических колебаний уровней  занятости и выпуска, не прибегая  к частым изменениям экономической  политики правительства. В качестве   таких  стабилизаторов   в   индустриальных  странах   обычно  выступают прогрессивная  система  налогообложения,  система государственных   трансфертов   (в   том   числе   страхование   по  безработице) и система участия  в прибылях. Встроенные стабилизаторы  экономики относительно смягчают  проблему продолжительных временных  лагов дискреционной фискальной  политики, так как эти  механизмы  "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Y1>Yo, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (в соответствии с рисунком 3.1.).

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика