Бизнес планирование в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - это рассмотрение бизнес-плана как инструмента внутрифирменного планирования, который помогает увидеть, как благоприятные, так и неблагоприятные возможности и последствия деятельности промышленного предприятия, найти пути решения проблемы планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы планирования, раскрыть его сущность и виды, дать понятия финансового планирования; рассмотреть принципы и методы планирования на предприятии.
2) рассмотреть глобальные и локальные цели планирования, внутреннюю и внешнюю среды предприятия.
3) изучить основы бизнес - планирования, узнать, как рождается новая услуга, рассмотреть типы бизнес- планов.
4) рассмотреть структуру и содержание бизнес- плана.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………. 3
2. Глава 1. Бизнес-планирование на предприятии…………………………… 5
1. 1. Глобальные и локальные цели планирования……………………….5
1. 2. Принципы и методы планирования на предприятии……………………….6
1. 3. Основные разделы плана экономического и социального развития предприятия и их содержание……………………………………………8
3. Глава 2. Разработка бизнес-плана…………………………………………...11
2. 1. Основы бизнес - планирования…………………………………………11
2. 2 Процесс бизнес - планирования………………………………………..12
2. 3 Типы бизнес- планов……………………………………………………..13
4. Глава 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС ПЛАНА……………………….14
1 Концепция бизнеса (резюме)……………………………………… 16
2 Цель деятельности…………………………………………………...17
3 Характеристика товаров (услуг), производимый фирмой………17
4 Описание вида деятельности……………………………………….18
5 Оценка рынка сбыта…………………………………………………19
6 Конкуренция и конкурентное преимущество…………………….19
7 Организационная структура управления. ………………………..20
8 Стратегия маркетинга……………………………………………….21
9 План производства. …………………………………………………22
10 Оценка риска…………………………………………………………24
11 Финансовый план…………………………………………………….25

5. Приложение к бизнес плану……………………………………………………26
6. Заключение……………………………………………………………………..27
7. Список использованной литературы………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

           Пpeдпpинимaтeльcкaя фиpмa paбoтaeт нa пoкyпaтeлeй, пoэтoмy пpeждe чeм пpoизвecти тoвap, нyжнo выявить eгo пoтeнциaльныx пoкyпaтeлeй, пpoвecти aнaлиз pынкa, нa кoтopый дaнный тoвap бyдeт «выбpacывaтьcя».

Пpoцecc иccлeдoвaния пpeдпoлaгaeмoгo pынкa cбытa тoвapoв cocтoит из 4-х этaпoв:

1) cлeдyeт oпpeдeлить дaнныe, кoтopыe пoзвoляют ycтaнoвить ycлoвия пpoизвoдcтвa и peaлизaции тoвapoв и пoтeнциaл  бyдyщиx кoнкypeнтoв. B этoм paздeлe бизнec- плaнa цeлecooбpaзнo выявить пoтeнциaл  вoзмoжныx кoнкypeнтoв, кoтopыe нa  дaннoм pынкe пpoдaют тaкoй или  aнaлoгичный вид тoвapa или взaимoзaмeняeмыe тoвapы. Koнкypeнтными мoгyт быть:

• пpoизвoдитeли, кoтopыe выпycкaют и пpoдaют этoт тoвap нa «вaшeм» pынoчнoм  пpocтpaнcтвe;

• тopгoвцы, кoтopыe пoкyпaют тoвap внyтpи и зa пpeдeлaми pынoчнoгo пpocтpaнcтвa и пpoдaют eгo нa вaшeм pынкe.

2) cлeдyeт oпpeдeлить иcтoчники  пoлyчeния инфopмaции, кoтopыми мoгyт  быть:

• coбcтвeнныe иccлeдoвaния;

• мecтныe (peгиoнaльныe, тeppитopиaльныe) тopгoвыe пaлaты (accoциaции пpeдпpинимaтeлeй) cвoиx oтpacлeвыx и тopгoвыx accoциaций.

3) нeoбxoдимo пpoвecти aнaлиз  cлeдyющиx дaнныx:

• ктo, пoчeмy, в кaкoм кoличecтвe, кoгдa бyдeт гoтoв кyпить тoвap (пpoдyкцию) в ближaйшeй и дoлгocpoчнoй пepcпeктивe;

• кaкoв пpимepный ypoвeнь poзничнoй  цeны coбcтвeннoй пpoдyкции в ycлoвияx кoнкypeнции.

Необходимо произвести сегментацию  рынка, определить размеры и емкость  рынков по продукции предприятия. Следует  проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего  расширения, а также основные факторы  влияющие на это.

6. Конкуренция  и конкурентное преимущество.

 

Конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное  к конкретному рынку и времени  продажи. Поэтому возможность коммерчески  выгодного сбыта  товара на конкурентном рынке можно определить только с  помощью сравнительной оценки продукции  данной фирмы с продукцией конкурентов. Разработчикам бизнес-плана фирмы  необходимо также учитывать индивидуальный оттенок конкурентоспособности  продукции, поскольку у каждого  потребителя свои критерии оценки и  мотивации удовлетворения собственных  потребностей.

                        7. Организационная структура управления

 

В основе структуры организации - координация функционирования ее подразделений. Без связей и их фактического взаимодействия не может быть организованного  целого. Посредством этих связей и  обеспечивается координация ролей  и деятельности частей организации. Формирование организационной структуры  управления компанией отражает складывающееся в ней разделение труда и взаимозависимость  работ, выполняемых различными элементами, связано со стратегическим выбором, ориентацией компании на определенную группу потребителей.

В этом разделе бизнес-плана обосновывается та форма, в которой предприниматель  предполагает вести свой бизнес: частное  владение, кооператив, товарищество, акционерная  компания, совместное предприятие и  т.п. Каждая из них обладает своими достоинствами  и недостатками, спецификой, которая  накладывает определенный отпечаток  на процесс управления ими. Отмечается также, является ли данное предприятие  вновь организуемым или действующим, в том числе расширяющим сферу  деятельности, описывается принцип  создания (возникновение в результате разделения, присоединения). Указываются  дата образования и начала деятельности предприятия, рабочий график компании, сезонность (если деятельность носит  соответствующий характер).

В бизнес-плане нужно четко определить основные управленческие должности  на предприятии, указать работников, которые эти должности займут, кто кому подчиняется, кто принимает  окончательные управленческие решения, дать  краткую характеристику их деловых качеств, свидетельствующих  о способности менеджеров справляться  со своими обязанностями.

Управленческая  деятельность требует не только хорошей  организации и распределения  обязанностей, налаженной системы обратной связи, но и компетентности управляющего персонала. Он оказывает активное воздействие  на развитие самой организационной  структуры для решения текущих  и перспективных производственных задач.

От  ценностных ориентаций сотрудников, уровня знаний, квалификации и информированности  персонала, а также от нравственных принципов их поведения зависит  успех фирмы.

Не  случайно руководители многих компаний уделяют большое внимание формированию корпоративной культуры, поддержанию  традиций и общефирменных ценностей. Поэтому в бизнес-плане рекомендуется  отразить принципиальную схему управления, а в некоторых случаях нелишне  указать и состав управленческого аппарата с информацией об образовательном уровне, опыте работы, профессиональных достижениях каждого.

Поскольку партнеры фирмы, а тем более инвесторы  и кредиторы, заинтересованы в полноте  информации, разработчики бизнес-плана  включают в этот раздел подраздел  «Персонал», в котором характеризуют  штат сотрудников фирмы, работу руководства  по организации их деятельности. Указывается  также, какие специалисты, с каким  образованием и квалификацией требуются  фирме для успешного осуществления  проекта.  По возможности полно  освещаются деловые качества уже  работающих в фирме сотрудников,  по крайней мере, ведущих специалистов, целесообразны краткие биографические справки со сведениями об их квалификации, прежнем месте работы. Обычно это  оказывается весьма полезным в дальнейшем, при необходимости изменения  кадрового состава. Практика свидетельствует, что наилучшей отдачи следует  ожидать там, где профессиональные качества и личный интерес работника  реализуются в деятельности фирмы. Формирование персонала - в целом  уникальная функция управления, которая  требует хорошего знания дела, понимания  людей, их психологии, интересов и  способностей.

                                8. Стратегия маркетинга.

 

Необходимость этого раздела  бизнес-плана - плана маркетинга определяется тем, что он закладывает основу для  эффективного управления деятельностью  фирмы и для привлечения партнеров, инвесторов и кредиторов к сотрудничеству с ней.

В этом разделе формулируются  стратегия, цели и задачи маркетинга, обосновывается выбор целевых сегментов  рынка, разрабатывается прогноз  продаж, стратегия рекламы и продвижения  товара на рынке, определяется порядок  осуществления продаж и каналы сбыта, указывается, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого  потребуются средства. Все эти  аспекты взаимосвязаны между  собой, вследствие чего трудноразделимы. Они требуют комплексного решения, и поэтому  разрабатывать данный вид плана можно начинать, как  говорится, с «любого конца».

План маркетинга включает:

- общие подходы к формированию  плана маркетинга, цели и его  стратегии в области товарной  и ценовой политики, качества, продвижения  товара на рынок, стимулирования  сбыта и сервисного обслуживания, информационной политики. Существенное  место здесь занимает программа  комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять  в ходе реализации проекта  с целью определения требований  рынка, размера риска, величины  затрат;

- определение общего объема  и ассортимента реализуемой продукции  с разбивкой по периодам осуществления  проекта до выхода на запланированную  мощность;

- меры по совершенствованию  товаров с целью продления  их жизненного цикла модификации  продукции и услуг, новые сферы  их использования, привлечение  новых групп потребителей;

- обоснование ценовой политики  с характеристикой факторов, влияющих  на ее выбор: доли рынка сбыта,  новизны товара, эластичности спроса, временем окупаемости инвестиций. Политика цен, методы ценообразования  в значительной степени оказывают  влияние на рыночные позиции  фирмы;

- планирование сбыта, предусматривая  при этом альтернативные каналы  сбыта и способы формирования  потребностей покупателей. План  должен также включать выбор  посредников и торговых представителей, время начала их деятельности, связанной с реализацией продукции  фирмы, регионы их работы. 

Чрезвычайная важность плана маркетинга состоит в том, что он должен раскрыть намерения руководства фирмы  относительно схемы распространения  товаров, ценообразования, методов  стимулирования продаж, организации  послепродажного обслуживания покупателей  бытовой техники, товаров производственного  назначения, разъяснить, как фирма  намерена действовать по каждому  из этих направлений.

Предоставление материала в  данном разделе требует краткости  и простоты изложения, чтобы быть понятным для достаточно широкого круга  специалистов: начиная от банкиров и заканчивая менеджерами фирмы. Решаемая в этом разделе задача состоит  не только в формулировании общей  концепции маркетинга, но и, по возможности, в представлении самой фирмы  в наиболее выгодном для нее свете, в обосновании привлекательности  вложения  в нее средств.

 

                            9. План производства.

 

Производственный  план  включает в себя обоснование  требований к помещению и оборудованию, определение потребностей в трудовых ресурсах (персонале фирмы), описание производственных мощностей и самого процесса производства, необходимости  и реализации субподряда.

Производственная  деятельность требует не только четкой организации, но и своего отражения  в бизнес-плане. Здесь необходимо ответить на вопрос о том, как фирма  предполагает выпускать свою продукцию. Но, характеризуя  производственную деятельность, не рекомендуется усердствовать  в изложении технических подробностей, дабы не утяжелять изучение самого бизнес-плана. Важно описать процесс  производства в понятных любому терминах. В некоторых случаях может  быть удобно представить процесс  производства в виде диаграммы, на которой  указываются производственные циклы.

В данном разделе необходимо также  представить сведения о приобретаемом  оборудовании, предъявляемых к  нему требований с обоснованием уровня технологичности, надежности, срока безремонтной эксплуатации, безопасности труда и другим параметрам.  Все это должно относиться и к  эксплуатируемому оборудованию, и к  намеченному к приобретению или  взятию в аренду.

Размещение  оборудования и персонала в помещениях должно  осуществляться в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, что также обычно находит  свое отражение  в бизнес-плане. Для  разных производственных циклов эти  требования могут быть различными, начиная от места расположения до эргономических факторов труда.

Потребность в сырье и информация о его  поставщиках отражается в соответствии с планами производства продукции. Здесь же следует дать пояснения  относительно контроля качества производства продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

                             10. Оценка риска.

 

Среди наиболее важных разделов бизнес-плана выделяется управление рисками. Значимость этого раздела  объясняется тем, что инвесторы  и кредиторы, другие партнеры хотят  знать, с какими проблемами, трудностями  может столкнуться фирма, как  собственник и менеджеры предполагают выйти из рисковой ситуации, насколько  эффективны внутрифирменные подходы  к минимизации ущерба. От знакомства с различным формами проявления рисков часто зависит экономическое  и финансовое положение предприятия, а порой и его существование.  

В целом для разных сфер предпринимательской  деятельности характерны разные уровни и виды рисков.

Перечень рисков весьма обширен, вероятность  каждого типа риска различна, неодинакова  и сумма убытков, которые они  могут вызвать. Поэтому в бизнес-плане  требуется хотя бы ориентировочная  оценка ущерба для предприятия от наиболее вероятных рисков.

На основе результатов проведенного анализа причин возникновения рисковых ситуаций разрабатывается программа  мер по минимизации ущерба от рисков и определяются размеры расходов.

В конечном счете речь идет об оценке риска, которая требует идентификации  проблемных ситуаций, могущих нанести  экономический ущерб предприятию, отрасли, региону и государству. Процедуры, связанные с управлением  риском, должны быть направлены на уменьшение вероятности возникновения рисковых ситуаций. Они включают следующие  виды деятельности:

- оценку надежности основных  производственных фондов предприятия;

- ретроспективный анализ производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, организации  и т.п., способствующий выявлению  причин возникновения кризисных  ситуаций;

- осуществление конкретных мероприятий,  уменьшающих вероятность возникновения  источника непредусмотренных ситуаций;

- финансовая оценка риска, которая  позволяет определить экономический  ущерб в результате возникновения  той или иной непредвиденной  ситуации.

 

                            11. Финансовый план.

 

Результирующей  частью бизнес-плана является финансовый план. Финансовое планирование на предприятии  заключается в планировании всех его доходов и направлений  расходования денежных средств для  обеспечения развития предприятия. Оно осуществляется посредством  разработки финансовых планов - перспективных, текущих, оперативных. Финансовый план обобщает все предыдущие разделы  в стоимостном выражении и  содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах  продаж,  сведения об источниках финансирования и назначении используемых средств, сроке окупаемости инвестиций, издержках  производства и обращения, о процентном соотношении доходов и расходов, использовании собственных и  заемных средств. В нем указываются  также источники и сроки погашения  задолженности, сроки выплаты дивидендов владельцам акций акционерных обществ.

Работа  над бизнес-планом включает составление  баланса с отражением в нем  необходимой для планирования информации, анализ безубыточности деятельности; прогнозируется прибыль, возможность  убытков и процесс движения денежных средств, а также анализ отклонений от запланированного. При составлении  финансового раздела бизнес-плана  используется статистическая, бухгалтерская  и иная информация.

Информация о работе Бизнес планирование в деятельности предприятия