Бизнес планирование в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - это рассмотрение бизнес-плана как инструмента внутрифирменного планирования, который помогает увидеть, как благоприятные, так и неблагоприятные возможности и последствия деятельности промышленного предприятия, найти пути решения проблемы планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы планирования, раскрыть его сущность и виды, дать понятия финансового планирования; рассмотреть принципы и методы планирования на предприятии.
2) рассмотреть глобальные и локальные цели планирования, внутреннюю и внешнюю среды предприятия.
3) изучить основы бизнес - планирования, узнать, как рождается новая услуга, рассмотреть типы бизнес- планов.
4) рассмотреть структуру и содержание бизнес- плана.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………. 3
2. Глава 1. Бизнес-планирование на предприятии…………………………… 5
1. 1. Глобальные и локальные цели планирования……………………….5
1. 2. Принципы и методы планирования на предприятии……………………….6
1. 3. Основные разделы плана экономического и социального развития предприятия и их содержание……………………………………………8
3. Глава 2. Разработка бизнес-плана…………………………………………...11
2. 1. Основы бизнес - планирования…………………………………………11
2. 2 Процесс бизнес - планирования………………………………………..12
2. 3 Типы бизнес- планов……………………………………………………..13
4. Глава 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС ПЛАНА……………………….14
1 Концепция бизнеса (резюме)……………………………………… 16
2 Цель деятельности…………………………………………………...17
3 Характеристика товаров (услуг), производимый фирмой………17
4 Описание вида деятельности……………………………………….18
5 Оценка рынка сбыта…………………………………………………19
6 Конкуренция и конкурентное преимущество…………………….19
7 Организационная структура управления. ………………………..20
8 Стратегия маркетинга……………………………………………….21
9 План производства. …………………………………………………22
10 Оценка риска…………………………………………………………24
11 Финансовый план…………………………………………………….25

5. Приложение к бизнес плану……………………………………………………26
6. Заключение……………………………………………………………………..27
7. Список использованной литературы………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

Методы  планирования на предприятии:

         Балансовый метод,  наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

- Материальные (балансы  топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.)

- Трудовые (баланс  рабочей силы).

- Финансовые (баланс  денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый  план).

           Нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, норм выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла и , запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства).

Этот метод  может успешно применятся только, если используется прогрессивная нормативная  база, т.е. когда нормы и нормативы  пересмотрены с учетом планируемых  мероприятий по внедрению новой  техники и технологии, а также  совершенствованию организации  производства и труда;

           Программно- целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет:

      - сосредоточить и направить ресурсы  предприятия на выполнение важнейших  научно- технических программ

     - обеспечить  сквозное планирование – от  идеи до внедрения в производство

     - увязать  реализацию научно- технических  программ с планом экономического  и социального развития предприятия.

         Метод планирования по технико- экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия. При этом методе планирования учитываются следующие факторы:

   - технические  (внедрение новой техники и  технологии, новых материалов, реконструкция  и техническое перевооружение  предприятий и др.)

  -   совершенствование  организации производства и труда

  -   изменение  объема производства, номенклатуры  и ассортимента выпускаемой продукции

  - инфляция

  1. 3. Основные разделы плана экономического и социального развития предприятия и их содержание.

        При плановой экономике каждое предприятие на основе контрольных цифр, которые доводились ему вышестоящей организации, по строго определенной методике разрабатывало техпромфинплан, который состоял из 13 разделов.

        С переходом на рыночные отношения предприятиям уже никто не устанавливает контрольные цифры и не требует представить к определенному сроку план экономического и социального развития. Почувствовав свободу и бесконтрольность, некоторые предприятия стали меньше внимание уделять прогнозированию и планированию своей деятельности, и это была одна из первых и весьма существенных их ошибок. Как показывает анализ, такие предприятия в своем значительном большинстве оказались в тяжелом финансовом положении или стали банкротами.

        В настоящее время не существует, какой- то строгой, официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития предприятия. Поэтому на многих предприятиях к этому относятся  по-разному, особенно это касается количества разделов плана.

        Но на большинстве предприятий план экономического и социального развития состоит из следующих разделов:

- план производства и реализации продукции (услуг); этот раздел еще называется производственной программой;

- план научно-технического  прогресса;

- план инвестиций;

- план материально- технического  обеспечения;

- план по труду и  кадрам;

- план по издержкам  производства и реализации продукции;

- финансовый план;

- план социального развития  коллектива предприятия;

- план мероприятий по  охране природы и рациональному  использованию  природных ресурсов.

          Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органам.

         Производственная программа состоит из следующих разделов:

1. плановое задание по  объему, номенклатуре и ассортименту  выпускаемой продукции.

2. плановое задание по  качеству выпускаемой продукции.

3. план по специализации и кооперированию.

         При разработке производственной программы необходимо соблюдать следующие принципы:

- научное обоснование  использования производственных  мощностей, материальных, трудовых  и финансовых ресурсов;

-  систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества

- согласованность производственной  программы предприятия с производственными  программами других предприятий,  тесно связанных по линии кооперирования

-  наиболее полное и  рациональное использование всех  имеющихся ресурсов на предприятии

- непрерывное наращивание  выпуска и реализации продукции,  если на нее имеется спрос.

      Основой  для разработки производственной программы являются результаты  маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов на предприятии.

     Производственную программу характеризуют следующие показатели: количественные, качественные, натуральные, стоимостные.

     Количественные (объемные) показатели: объем реализации, объем товарной, валовой и чистой продукции.

Объем реализуемой продукции  по плану (Vр.) можно определить по формуле:

Где Vт – объем товарной продукции по плану, Vнп(1) и Vнп(2) – остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

    Товарная продукция – это готовая продукция, предназначенная для реализации на сторону, а также для удовлетворения собственных нужд как производственного, так и непроизводственного характера. Объем валовой продукции (Vв)  включает в себя объем товарной продукции и разницу незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец плановогопериода.

     Объем чистой продукции (Vчп) может быть определен из выражения

 Vчп =Vт- МЗ- А, где МЗ – материальные затраты, А- амортизация.

     Качественные показатели: сортность, марка, содержание полезного компонента, доля продукции, соответствующая мировым стандартам и превышающая их, доля экспортной продукции, важнейшие технические параметры выпускаемой продукции.

      Натуральные и стоимостные показатели: плановый выпуск продукции. В производственной программе этот показатель указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Натуральные измерители зависят от специфики выпускаемой продукции, поэтому она может быть указана в погонных метрах, штуках, кг, т, секциях и других единицах, а также в условных. Объем реализуемой и товарной продукции показывается в действующих оптовых ценах предприятия, в сопоставимых ценах и в оптовых ценах отчетного периода.

     Продукция, отправляемая на экспорт, показывается в конвертируемой валюте с последующим пересчетом в рубли в соответствии с действующим курсом. Такая стоимостная оценка необходима не только для планирования производственной программы, но и для анализа ее выполнения.

      Финансовый план является по сути, заключительным, разделителем плана экономического и социального развития предприятия, так как в нем отражается конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.

      Финансовый план состоит из 2х разделов: 1. Доходы и поступление средств. 2. Расходы и отчисления средств.

Раздел 1. Содержит такие  показатели:

  • Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
  • Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).
  • Планируемые внереализационные доходы, в том числе:

-доходы от долевого  участия в уставном капитале  других предприятий

- доходы, полученные по  ценным бумагам

- доходы от хранения  денежных средств на депозитных  счетах в банках и других  финансово- кредитных учреждениях,  доходы от сдачи имущества  в аренду

  • Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам.
  • Поступление средств от других предприятий, в том числе в порядке долевого участия в строительстве и по хоздоговорам на научно- исследовательские работы.
  • Поступление из внебюджетных фондов.
  • Прочие доходы.

Раздел 2 содержит показатели:

  • Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).
  • Распределение чистой прибыли, в том числе:

На накопление (по направлениям использования)

На потребление (по направлениям использования)

  • Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе: за счет амортизационных отчислений; за счет других источников финансирования (по видам источников).
  • Прочие расходы.

 

 

 

Глава 2. Разработка бизнес-плана

                2.1. Последовательность разработки бизнес- плана.

    Перспективная  бизнес- идея (замысел) 

  1. Сбор и анализ информации о продукции (услуге). Описание продукции (услуги).
  2. Сбор и анализ информации по рынку сбыта.
  3. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли.
  4. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами (Производственный план)
  5. Расчет потребного капитала и источников финансирования (Финансовый план)
  6. Определение направленности проекта, расчет эффективности
  7. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта
  8. Решение вопросов рисков и гарантий
  9. Подбор материалов и составление приложений.
  10. Составление краткого содержания проекта
  11. Составление аннотации на проект
  12. Оформление титульного листа.

     Перед составлением бизнес плана надо убедится в перспективности бизнес – идеи.

    Непосредственно  начать разработку бизнес –  плана необходимо с описания  продукции (услуги), уделяя особое  внимание конкурентоспособности  и патетно – лицензионным вопросам. Затем разрабатываются разделы  маркетинга и продаж с определением  рынка и объемов сбыта. Эти  разделы являются ключевыми – без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных разделов не имеет смысла.

    

 

 

2.2  Процесс бизнес- планирования

Таблица 1

Бизнес- идея

   

Анализ собственных ресурсов.

Анализ конкуренции

Анализ потребителей

Анализ внешней среды

 

Финансовые возможности;

Инфраструктура;

Персонал;

Имидж.

Предлагаемые услуги;

Описание потребителя;

Цены на услуги;

Система сбыта;

Реклама;

имидж

Потребности клиента;

Портрет потребителя;

Платежеспоспо-

собный спрос;

принципы выбора услуги;

емкость рынка.

Перспективы развития данного  бизнеса;

Налоги;

Поставщики;

Законодательство;

Государственная поддержка;

Рост доходов населения;

Внешние риски.

       

 

Описание потенциальной 

услуги

   

Технологический процесс  формирования услуги

Поставщики компонентов  услуги

Технологическое оборудование

Персонал

Расчет затрат

Расчет затрат

Расчет затрат

 
   

Произведенная услуга

 

Себестоимость

 
   

Товарная политика

Ценовая политика

Сбытовая политика

Рекламная политика

Расчет затрат

Расчет затрат

Расчет затрат

Расчет затрат

 

   

Услуга, готовая к потреблению

Цена

 

Потребленная услуга

Прибыль

 

Информация о работе Бизнес планирование в деятельности предприятия