Бизнес планирование в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - это рассмотрение бизнес-плана как инструмента внутрифирменного планирования, который помогает увидеть, как благоприятные, так и неблагоприятные возможности и последствия деятельности промышленного предприятия, найти пути решения проблемы планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы планирования, раскрыть его сущность и виды, дать понятия финансового планирования; рассмотреть принципы и методы планирования на предприятии.
2) рассмотреть глобальные и локальные цели планирования, внутреннюю и внешнюю среды предприятия.
3) изучить основы бизнес - планирования, узнать, как рождается новая услуга, рассмотреть типы бизнес- планов.
4) рассмотреть структуру и содержание бизнес- плана.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………. 3
2. Глава 1. Бизнес-планирование на предприятии…………………………… 5
1. 1. Глобальные и локальные цели планирования……………………….5
1. 2. Принципы и методы планирования на предприятии……………………….6
1. 3. Основные разделы плана экономического и социального развития предприятия и их содержание……………………………………………8
3. Глава 2. Разработка бизнес-плана…………………………………………...11
2. 1. Основы бизнес - планирования…………………………………………11
2. 2 Процесс бизнес - планирования………………………………………..12
2. 3 Типы бизнес- планов……………………………………………………..13
4. Глава 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС ПЛАНА……………………….14
1 Концепция бизнеса (резюме)……………………………………… 16
2 Цель деятельности…………………………………………………...17
3 Характеристика товаров (услуг), производимый фирмой………17
4 Описание вида деятельности……………………………………….18
5 Оценка рынка сбыта…………………………………………………19
6 Конкуренция и конкурентное преимущество…………………….19
7 Организационная структура управления. ………………………..20
8 Стратегия маркетинга……………………………………………….21
9 План производства. …………………………………………………22
10 Оценка риска…………………………………………………………24
11 Финансовый план…………………………………………………….25

5. Приложение к бизнес плану……………………………………………………26
6. Заключение……………………………………………………………………..27
7. Список использованной литературы………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)




 

 

 

 

 

                   2.3 Типы бизнес- планов.

В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в  зависимости от круга задач, которые  должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:

1) производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для  планирования и прогнозирования  деятельности предприятия; для  определения целей развития в  предстоящем плановом периоде  для решения проблем, с которыми  предприятие сталкивается при  реализации своих целей, и определения  путей их преодоления с наименьшими  затратами. Производственный бизнес-план  позволяет убедиться, что все  тщательно спланировано и целесообразно  с точки зрения финансового,  материального обеспечения, а  также и трудовых отношений  с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;

2) инвестиционный бизнес-план, который является инструментом  для привлечения инвесторов. Он  предусматривает строительство  (освоение инвестиций), изменение  технологии, все то, что связано  с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны  быть максимально учтены главные  интересы кредиторов – обеспечение  возвратности кредита и своевременная  уплата процентов за пользование  им. Многие банки, инвестиционные  структуры разработали соответствующие  стандарты, формы инвестиционных  бизнес-планов;

3) бизнес-план финансового  оздоровления, который составляется  предприятием, находящимся в состоянии  неплатежеспособности, и предполагает  финансовое оздоровление предприятия  обычно в период наблюдения  или внешнего управления предприятия  обычно в период наблюдения  или внешнего управления его  имуществом. Этот бизнес-план проходит  достаточно длительный и сложный  период согласования с кредиторами,  с собственниками неплатежеспособного  предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика  его составления разработаны  и утверждены Федеральным управлением  по делам о несостоятельности  (банкротстве) предприятий;

4) бизнес-план для получения  кредитов с целью пополнения  оборотных средств предприятия  или для реализации широкомасштабных  проектов развития действующего  производства.

 

 

                   Глава 3. Структура и содержание бизнес плана

        Бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). С другой стороны, бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнёров. Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнёрам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы бизнес-плана должна быть чёткой, ёмкой, но в тоже время относительно краткой.

На структуру бизнес-плана влияет ряд факторов.  В первую очередь  это касается специфики и перспектив развития самого предприятия, для которого разрабатывается бизнес-план, а также  конъюнктуры рынка, на котором фирма  работает.

Ключевыми моментами при  составлении бизнес-плана являются обоснование возможности, необходимости  и объема выпуска продукции фирмы  или предоставляемых ею услуг; определение  конкурентоспособности продукта на рынках и рыночного сегмента для  него; оценка критериев эффективности  работы предприятия; обоснование достаточности  капитала фирмы и выявление возможных  источников финансирования. В связи  с этим бизнес-план разрабатывается  на перспективу. 

Бизнес-план целесообразно  составлять на 3-5 лет: для первого  года основные показатели рекомендуется  рассчитать по месяцам, для второго - по кварталам; начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. В целом, время, в течение  которого действует бизнес-план, зависит  от характера и масштабов деятельности фирмы. Основное требование к нему: срок бизнес-плана должен быть достаточным  либо для полного завершения реализации планируемого проекта, либо для выхода на расчетную мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости  вложенных финансовых средств и  их рентабельности.

Разработке бизнес-плана  предшествует огромная подготовительная деятельность специалистов, которая  включает:

- сбор и анализ информации  о продукции, которую фирма  предполагает производить или  уже производит;

- сбор и анализ информации  о рынке сбыта продукции фирмы;

- анализ состояния и  возможностей компании вести  конкурентную борьбу на рынке  и оценку состояния и перспектив  развития соответствующей отрасли  общественного производства;

- определение потребностей  и возможностей обеспечения компании  площадями, оборудованием, кадрами,  другими факторами производства;

- расчет требований финансовых  ресурсов и определение источников  их привлечения;

- подготовку отчета о  прибылях и убытках, отчета  о движении денежных средств,  прогнозный баланс фирмы, другие  финансовые документы;

    1. - определение направленности и масштабности предлагаемого проекта, расчет его эффективности;

- разработку организационной  структуры управления компанией,  правового обеспечения и графика  реализации проекта;

- решение вопросов оценки  риска и гарантий.

Примерный макет бизнес-плана  можно представить в следующем  виде:

Титульный лист: название фирмы, фамилия главы фирмы, адрес, номер  телефона и факса фирмы.

  1.     Концепция бизнеса (резюме).
  2.     Цель деятельности.
  3.     Характеристика товаров (услуг), производимый фирмой.
  4.     Описание вида деятельности.
  5.     Оценка рынка сбыта.
  6. Конкуренция и конкурентное преимущество.
  7. Организационная структура управления.
  8. Стратегия маркетинга.
  9. План производства.
  10. Оценка риска.
  11. Финансовый план.

Приложения к бизнес-плану.

В титульном листе отражается название фирмы и самого документа, кратко и четко формулируется цель бизнес-планирования, адрес фирмы и другие ее реквизиты, а также указывается составитель  бизнес-плана, данные по экспертизе и  согласованию. При запланированном  получении кредита следует указать  наименование банка или иного  источника финансирования. Информация на титульном листе должна быть минимальной, но привлекательной и аккуратной по оформлению.

 

                       1. Концепция бизнеса (резюме)

По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес – плана.

Порядок изложения концепции  является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной  цели предлагаемого бизнеса (как  правило, получение прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес – плана.

          Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце написания бизнес – плана, однако находится в начале.

Цель  первого раздела бизнес-плана - резюме - дать сжатый, краткий обзор делового предложения, показать цель и возможности  бизнеса, стратегию их реализации, перспективы  деятельности фирмы, прогнозируемые результаты, возможные рынки сбыта, конкурентные преимущества фирмы, компетенцию и  профессионализм  управленческой команды, требуемый размер инвестиций.

Здесь нужно продемонстрировать свои достаточно четкие представления о структуре  и емкости рынка, глубокое владение необходимой информацией о конкурентах, обосновать возможности продаж на выбранных  фирмой сегментах рынка, в которых  она предполагает работать. Не менее  важно убедить собственных сотрудников  и партнеров в том, что избранная  руководством фирмы стратегия продвижения  продукции на рынок и методы борьбы с конкурентами обеспечат успешное позиционирование товара и планируемые  объемы реализации продукции.

Задача резюме - доказать целесообразность знакомства с бизнес-планом, привлечь к нему внимание инвестора, дать  четкое предварительное представление о проекте, убедить в его значимости и обоснованности, заинтересовать у инвестора  и  стимулировать его к дальнейшему рассмотрению бизнес-плана.

 

                         2. Цель деятельности.

         Этот раздел бизнес-плана посвящается целям предпринимательской деятельности, формулировке стратегии фирмы и ее подразделений. Здесь во внимание принимаются последние изменения на рынке, новейшие тенденции и перспективы на будущее. Для этого менеджеры собирают и анализируют необходимую информацию, что дает возможность сформировать, обосновать и утвердить цели компании.

Главной целью предприятия  является получение прибыли. Из общей  цели фирмы вытекают основные задачи каждого ее структурного подразделения. Естественно, что в процессе бизнес-планирования задачи различных уровней взаимоувязываются  в пределах структурных подразделений  и в масштабах всей фирмы.

3. Характеристика  товаров (услуг),  производимый  фирмой.

Этoт paздeл - oдин из нaибoлee вaжныx в мexaнизмe coздaния и фyнкциoниpoвaния  фиpмы, пoэтoмy, пpeждe чeм нeпocpeдcтвeннo пepeйти к   paзpaбoткe и xapaктepиcтикe фyнкциoнaльныx cтopoн дeятeльнocти фиpмы, пpeдпpинимaтeлю нeoбxoдимo cдeлaть пoлнoe вcecтopoннee oпиcaниe вcex тoвapoв (ycлyг), кoтopыe фиpмa нaмepeнa пpeдлaгaть пoкyпaтeлям (нa pынкe).

Haпиcaнию дaннoгo paздeлa пpeдшecтвyeт  знaчитeльнaя пpeдвapитeльнaя paбoтa  по выбopy тoвapoв и ycлyг, кoтopыe  дoлжны cтaть ocнoвoй бизнeca фиpмы. Heoбxoдимo  oтвeтить нa cлeдyющиe вoпpocы:

1) кaкиe тoвapы (ycлyги) бyдyт  пpeдлaгaтьcя фиpмoй, иx oпиcaниe, xapaктepиcтики;

2) нaгляднoe изoбpaжeниe oбpaзцa тoвapa (фoтo или pиcyнoк);

3) нaзвaниe тoвapa;

4) кaкиe пoтpeбнocти (нacтoящиe  и пoтeнциaльныe) пpизвaны yдoвлeтвopять  пpeдлaгaeмыe тoвapы (ycлyги);

5) peгyляpнo ли пoкyпaютcя  эти тoвapы (ycлyги);

6) дopoгиe ли эти тoвapы  (ycлyги);

7) нacкoлькo дaнныe тoвapы  (ycлyги) oтвeчaют тpeбoвaниям oбязaтeльнoй  cтaндapтизaции и cepтификaции; 

8) кaк дoлгo эти тoвapы  (ycлyги) бyдyт пpoдaвaтьcя нa pынкe;

9) нa кaкиx pынкax и кaким  oбpaзoм oни пpoдaютcя; 

10) пoчeмy пoтpeбитeли бyдyт  oтдaвaть пpeдпoчтeниe дaнным тoвapaм  (ycлyгaм). Чтo cocтaвляeт ocнoвнoe пpeимyщecтвo пpeдпoлaгaeмыx тoвapoв в глaзax пoтpeбитeлeй?  В чeм иx нeдocтaтки?

Именно  в этом воплощается вся деятельность предприятий на рынке. Поэтому основная часть бизнес-плана фактически и  начинается с раздела, посвященного подробной характеристике продукции  и услуг, которые предлагаются покупателям на рынке. Здесь требуется так же описание формы, эстетического вида, физико-химических свойств материалов, из которых изготовлено изделие, технического уровня, качественных параметров производимой продукции, ее уникальных свойств, экологичности, безопасности, удобства обслуживания. По этим параметрам продукция фирмы сопоставляется с имеющимися и разрабатываемыми аналогами.

В этом же разделе бизнес-плана приводятся сведения о наличии у продукции  различного рода сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками. Очень важно, чтобы продукция  предприятия характеризовалась  именно с точки зрения определенных преимуществ и выгод, которые  получает потребитель в результате покупки данной продукции.

В этом же разделе представляется и организация сервиса товара, особенно если речь идет о технически сложном изделии. Практика показывает, что непременным условием  успеха реализации товара на конкурентном рынке  служит высококачественный сервис. Он должен соответствовать запросам рынка  и видам потребляемой продукции, учитывать стремительно меняющиеся требования рынка к потребительским  свойствам продукции и услуг, то есть отличаться гибкостью.

                        4. Описание вида деятельности.

         Характеристика направлений деятельности компании предполагает  описание видов деятельности, которых у предприятия может быть несколько: маркетинг, производство, финансы, торговля, сфера услуг, венчурный бизнес или др.

Несмотря  на кажущуюся простоту содержательной части данного раздела, ему следует  уделять серьезное внимание. По каждому  направлению расставляются свои приоритеты, определяются цели и задачи,  характер и механизм их достижения,  ориентация на рентабельность, которая  должна быть присуща даже некоммерческим организациям – для их выживания  в рыночных условиях.

                             

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

                                       5. Оценка рынка сбыта.

Информация о работе Бизнес планирование в деятельности предприятия