Анализ розничного товарооборота предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ.
Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

Содержание

Введение ………………………..………………………………………….3
1 1. Задачи анализа розничного товарооборота в условиях рыночной экономики. Источники экономической информации для анализа……..5
1.1 Товарооборот и его виды.
1.2. Задачи розничного товарооборота …………………………………7
1.3. Модели стратегического регулирования розничного товарооборота ……………………………………………………………13
2 2. Анализ розничного товарооборота ООО «Уралочка».
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности ООО «Уралочка» ……………………………………...………………………..17
2.2. Анализ розничного товарооборота ООО «Уралочка» …………..23
2.3. Факторный анализ общего розничного товарооборота ………….30
3 3. Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема …………….………………..37
Заключение ……………………………………………………………….41
Список использованной литературы ……………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика предприятия.docx

— 88.33 Кб (Скачать файл)

 Таблица 5.

Розничный товарооборот ООО  «Уралочка» по товарным группам за 2010-2011 г.г.

Товарные группы

2010

2011

2011г. в % к 2010г.

сумма млн. руб.

удель ный

вес, %

в действующих ценах

в сопоставимых ц енах

в сопост.авимых ценвх

в действ.уюих

сумма тыс. руб

удель ный вес ,%

сумма тыс.

руб.

удель ный вес, %

ценах

ценах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Мясо и птица

372,1

14,2

447,0

14,4

376,2

14,0

120.1

101,2

Колбасные изделия

340,8

13,0

403,4

13,0

342,7

12,8

118,4

100,6

Рыба, сельдь

76.1

2,9

90,3

2,9

77,3

2,8

118,7

101.6

Масло животное

97.0

3,7

114,9

3,7

98,8

3,7

118.5

101,9

Молоке, сыр и молочные продукты

214,8

8,2

248.7

8,0

212,2

7,9

115,8

98.8

Яйца

68,2

2,6

80,9

2,6

 

69,8

2,6

 

118,6

102.3

Сахар

81.3

3,1

99,3

3,2

 

84,0

3,2

 

122,1

103,3

Кондитерские изделия

157,3

6,0

186,8

6,0

 

160,5

5,9

 

118.8

102.0

Хлеб и хлебобулочные  изделия

117,9

4,5

136,6

4,4

 

117,5

4.4

 

115,9

99,5

Мука, крупа и  макаронные изделия

62,7

2,4

74,7

2,4

64,2

2.4

 

119,1

102,4

Водка и ликероводочные изделия

314,4

12,0

375,7

12,1

 

323,5

12,1

 

119.5

102„9

Вина, шампанское, коньяк

283,0

10,8

329,3

10.4

 

281,2

10,5

 

116.4

99,4

Прочие   продовольсгвенные  товары

264,7

10,1

321,8

10,4

304,8

11,4

121,6

115,1

 

Непродовольственные товары

170,4

6,5

195,8

6,3

168,3

6,3

114,9

98,8

 

Всего товаров

2620,7

100,0

3105,2

100,0

2681,5

100,0

118,5

. „

102,3

 


Розничный товарооборот в  действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.

Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота  по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2010 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.

 

 

 

 

2.3. Факторный анализ общего  розничного товарооборота.

 

На развитие розничного товарооборота  предприятия оказали следующие  факторы:

- обеспеченность трудовыми  ресурсами и эффективность труда  торговых работников;

-  состояние и эффективность  использования материальны технической  базы предприятия.

Главный фактор успешного  развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования  товарных ресурсов.

По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей  таблице:

 

Таблица 6.

Товарный баланс по ООО  «Уралочка» за 2010 -2011 г.г.

 

 

 

Отклон

Влия

 

 

 

ение

ние на

 

 

 

в

изме

Показатели

2010

2011

сумме

нение

 

 

 

(+-)

ТО

 

 

 

 

 

(+-)

1

2

3

4

5

Запасы товаров на начало года

209,2

243,0

+33,8

+33,8

Поступление товаров

2656,3

3169,3

+513,0

+513,0

Прочее выбытие  товаров

1.8

1,0

-0,8

+0,8

Запасы товаров на конец  года

243,0

306,1

+63,1

-63,1

Розничная реализация товаров

2620,7

3105,2

+484,5

+484,5


 

Розничный товарооборот предприятия возрос в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. руб.).

Недостатком использования  поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

В предприятии в 2011 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2010 годом на 0,8 тыс. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2011 году положительной.

Показатели товарного  баланса по товарным группам приведены  в следующей таблице 7.

Данные таблицы показывают, что по всем товарным группам розничная  реализация возросла за счет роста  поступления товаров. Причем темпы роста поступления товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их остатков. В целом за счет этого фактора не использованы резервы роста товарооборота на 63,1 тыс. руб.

Одним из факторов успешного  развития розничного товарооборота  является обеспеченность трудовыми  ресурсами и эффективность труда  торговых работников.

Оценку показателей по труду ООО «Уралочка» Произведем на основе следующей таблицы:

Таблица 7.

Показатели по труду по ООО «Уралочка» за 2010 -2011 г.г.

 

 

 

Откло

2011 г.

Показатели

2010

2011

нение

В%к

 

 

 

(+,-)

2010 г.

1

2

3

4

5

Розничный товарооборот, тыс.руб.:

 

 

 

 

  • в действующих ценах

2620,7

3105,2

+484,5

118,5

  • в сопоставимых ценах

2620,7

2681,5

+60,8

102,3

Среднесписочная численность

 

 

 

 

торговых работников - всего ,чел.

27

28

+1

103,7

в т.ч. продавцов

20

21

+1

105,0

Удельный вес продавцов в  общей численности работников, %

 

73,2

 

75,0

 

+1,8

 

-------

Среднегодовая выработка

 

 

 

 

на одного торгового работни

 

 

 

 

ка, тыс.руб.:

 

 

 

 

  • в действующих ценах

97,06

110,90

+13,84

114,2

  • в сопоставимых ценах

97,06

95,77

-1,29

98,7

Среднегодовая выработка на

 

 

 

 

одного продавца, тыс. руб.

 

 

 

 

  • в действующих ценах

131,04

147,87

+16,83

112,9

  • в сопоставимых ценах

131,04

127,69

-3,35

97,5

Прирост товарооборота в

 

 

 

 

действующих ценах за счет

 

 

 

 

роста производительности

71,8

73,3

+1,5

-------

труда, %

 

 

 

 


Как видно из таблицы, среднегодовая  выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 110,9 тыс. руб. и по сравнению с 2010 годом возросла на 13,8 тыс. руб. или на 14,2%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 354,9 тыс. руб. (+16,9 тыс. руб. х 21 чел.). В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 2010 год это составило 73,3%.

На изменение суммы розничного товарооборота в 2011 году оказало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека или на 5,0% по сравнению с 2010 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 131,0 тыс. руб. (+1 чел. Х 131,0 тыс. руб.) или 26,7% общей суммы прироста товарооборота.

Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота  в действующих ценах рассмотрим на основе таблицы 8

Таблица 8.

Расчет влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота

 

Наименование фактора

Влияние на динамику товарооборота

расчет

сумма,

тыс. руб.

Изменение численности продавцов

(21-20) * 131,0

+131,0

Изменение среднегодовой  выработки продавцов

(147,9-131,0)*21

+354,9

Всего

 

+484,9


Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает  эффективность использования материально-технической  базы предприятия.

По ООО «Уралочка» имеются следующие данные об использовании материально-технической базы:

Таблица 9.

Показатели эффективности  использования материально-технической  базы ООО «Уралочка» за 2010-2011 г.г.

 

Показатели

 

2010

 

2011

Отклоне

ние (+,-)

2011 г. в %

к 2010 г.

1

2

3

4

5

Торговая площадь, м  2

400

420

+20

105,0

Количество рабочих дней за год

324

319

-5

98,5

Средняя продолжи-тельность  рабочего

11,6

11,5

-0,1

99,1

дня, час

 

 

 

 

Выработка на 1 м тор

 

 

 

 

говой площади за час работы, руб.

174,3

201,5

+27,2

115,6

Розничный товарообо

 

 

 

 

рот в действующих ценах, тыс. руб.

2620,7

3105,2

+484,5

118,5


Из данных таблицы видно, что в 2011 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.

Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 2010 году до 319 дней в 2011 году. Это произошло в результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостатка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудования. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.

Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2011 году 201,5 рублей против 174,3 рублей в 2010 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.

Таблица 10.

Расчет влияния показателей  эффективности использования материально-технической  базы предприятия на динамику розничного товарооборота

Показатели

 

 

2010

Цепная подстановка

2011

торговая площадь

число

рабочих

дней

средняя

продолжительность

рабочего дня

1

2

3

4

5

6

Фактическая торговая

 

 

 

 

 

площадь, кв.м.

400

420

420

420

420

Фактическое число рабо

 

 

 

 

 

чих дней

324

324

319

319

319

Фактическая средняя про

 

 

 

 

 

должительность рабочего

 

 

 

 

 

дня, час

11,6

11,6

11,6

11,5

11,5

Фактическая выработка на

 

 

 

 

 

1 кв.м. торговой площади

 

 

 

 

 

за час работы, руб.

174,3

174,3

174,3

174,3

201,5

Розничный товарооборот

 

 

 

 

 

в действующих ценах за

 

 

 

 

 

год, тыс. руб.

2620,7

2751,4

2708,9

2685,6

3105,2

Информация о работе Анализ розничного товарооборота предприятия