Анализ розничного товарооборота предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ.
Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

Содержание

Введение ………………………..………………………………………….3
1 1. Задачи анализа розничного товарооборота в условиях рыночной экономики. Источники экономической информации для анализа……..5
1.1 Товарооборот и его виды.
1.2. Задачи розничного товарооборота …………………………………7
1.3. Модели стратегического регулирования розничного товарооборота ……………………………………………………………13
2 2. Анализ розничного товарооборота ООО «Уралочка».
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности ООО «Уралочка» ……………………………………...………………………..17
2.2. Анализ розничного товарооборота ООО «Уралочка» …………..23
2.3. Факторный анализ общего розничного товарооборота ………….30
3 3. Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема …………….………………..37
Заключение ……………………………………………………………….41
Список использованной литературы ……………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика предприятия.docx

— 88.33 Кб (Скачать файл)

-    оценка выполнение  плана по внедрению прогрессивных  методов торговли и их эффективности; 

- выявление путей, возможностей  и резервов роста товарооборота,  повышение качества обслуживания  покупателей, эффективности использования  материально-технической базы торговли;

- разработка мер по  устранению недостатков в торговле; разработка оптимальных стратегических  и тактических решений по развитию  товарооборота, и торговой деятельности  предприятия. 

Розничный товарооборот может  выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно  судить об объеме деятельности предприятия.

Розничный товарооборот может  быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы  затрат на реализацию товаров. Поскольку  товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной  деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной  затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление  об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение  результата и затрат.

Развитие розничного товарооборота  должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы  на оплату труда. При этом оптимальным  считается такое соотношение  в развитии этих показателей, которое  представлено в моделях стратегического  регулирования товарооборота.

 

 

 

1.3. Модели стратегического регулирования розничного товарооборота.

 

Первая модель стратегического  регулирования розничного товарооборота  обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становиться  возможным при следующем условии:

 
IП > IТ > IТЗ > IС ,

где: 
IП – индекс роста поступления товаров; 
IТ – индекс роста объема товарооборота; 
IТ – индекс роста суммы товарных запасов; 
IС – индекс роста объема спроса населения.  

Вторая модель стратегического  регулирования розничного товарооборота  обеспечивает повышение эффективности  хозяйственной деятельности торгового  предприятия. Это достигается при  условии:  

IПР > IТ > IФОТ > IЧ ,

где: 
IПР – индекс роста массы прибыли;  
IТ – индекс роста объема товарооборота; 
IФОТ – индекс роста фонда оплаты труда; 
IЧ – индекс роста численности работников. 
или:  

 

IР > IПТ > IЗ ,

где: 
IР – индекс роста уровня рентабельности (% к обороту); 
IПТ – индекс роста производительности труда одного работника; 
IЗ – индекс роста средней заработной платы одного работник. 

В процессе анализа розничного товарооборота используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской  и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, нормы, нормативов, тактических и  стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы  личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической  информации используют данные машинограмм  или информация непосредственно  считывается с дисплеев и других технических средств.

Фактический объем розничной  реализации товаров в продажных  ценах справочно показывается в  форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Основными формами  статистической отчетности, используемыми  при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг "Отчет  о товарообороте и запасах  товаров" (срочная, месячная), форма  № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже  и запасов товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг "Отчет по розничной  торговле" (квартальная). В "Отчете о товарообороте и запасах  товаров" содержится информация о  розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с  начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет  проанализировать динамику розничного товарооборота. В "Отчете о товарообороте  и запасах товаров" раздельно  показывается розничный товарооборот торговой сети и предприятия общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.

В "Отчете о продаже  и запасах товаров" содержится информация о реализации продовольственных  товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и  непродовольственных товаров - в  стоимостных показателях. Кроме  того, в нем показываются фактические  запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного  питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп  и товаров).

"Отчет по розничной  торговле" составляется нарастающим  итогом с начала года. В первом  разделе отчета приводится информация  о продаже товаров населению  и товарных запасах в розничной  сети и на складах на конец  отчетного периода (в разрезе  35 продовольственных и 61 непродовольственной  групп товаров). Во втором разделе  "Отчета по розничной торговле" содержатся сведения в натуральных  и стоимостных измерителях о  продаже населению и запасах  товаров длительного пользования;  в третьем разделе - о продаже  населению и запасах строительных  материалов в розничной торговой  сети и на складах на конец  отчетного периода. В четвертом  разделе отчета показывается  наличие торговой сети (включая  сезонную сеть) на конец отчетного  года.

В "Отчете о продаже  и запасах товаров" и в "Отчете по розничной торговле" розничная  реализация товаров показывается вместе с их прочим недокументированным  расходом, что следует учитывать.

В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальные и годовой "Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции", где  содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе  плодоовощной продукции. Предприятия  книжной торговли составляют квартальные и годовой "Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров", в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров.

Информацию о розничном  товарообороте за месяц можно  взять из регистров бухгалтерского учета по счету "Реализация продукции (работ и услуг)", данных статистического  и оперативного учета развития товарооборота  и движения товаров.

Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных  органов управления, вышестоящий  организации, утвержденные нормы, нормативы, тариф, ставки, цены и т.д.

 

2. Анализ розничного товарооборота  ООО «Уралочка»

 

2.1. Краткая характеристика  хозяйственной деятельности ООО  «Уралочка».

 

«Уралочка» - общество с ограниченной ответственностью, предприятие является юридическим лицом. Зарегистрировано  администрацией района 7 февраля 1994 г.

Предприятие  имеет  круглую  печать  с  указанием  своего  полного  наименования, а  так  же  штампы, бланки  и  расчётный  счёт, открытый  в  Коммерческом  Банке  «УБРиР».

Предприятие  является  самостоятельным  хозяйствующим  субъектом, созданным  для  производства  продукции, выполнения  работ  и  оказания  услуг  в  целях  удовлетворения  общественных  потребностей  и  получения  прибыли.

Предприятие  осуществляет  свою  деятельность  в  соответствии  с  Уставом  и  законодательством  РФ.

Предприятие  самостоятельно  осуществляет  свою  деятельность, распоряжается  своей  продукцией, полученной  прибылью, оставшейся  в  его  распоряжении  после  уплаты  налогов  и  других обязательных  платежей.

Основным  видом  деятельности  предприятия  является  оптовая  и  розничная  торговля.

Предприятие  заключает  сделки (договоры, контракты) со  многими  предприятиями   и  области  на  поставку  товаров  народного  потребления. Предприятие  может  закупать  товары  у  разных  российских  юридических  и  физических  лиц.

Источниками  формирования  финансовых  результатов  предприятия  являются  прибыль, амортизационные  отчисления, средства, полученные  от  продажи  ценных  бумаг.

Предприятием  управляет  – Дертко Евгений Васильевич избранный общим собранием учредителей.

На  предприятии  созданы  следующие  фонды: уставный, социального  развития, резервный  и  другие  фонды  общего  и  специального  назначения. Предприятие  имеет  самостоятельный  баланс, в  котором  отражается  его  имущество. Имущество  предприятия  состоит  из  основных  и  оборотных  средств, а  также  иных  материальных  и  финансовых  ценностей.

Управление  деятельностью  предприятия  осуществляется  его  собственником, который  является  директором  предприятия. Директор  самостоятельно  определяет  структуру  управления  предприятия  и  формирует  штаты.

Предприятие  обеспечивает  гарантированный  законом  минимальный  размер  оплаты  труда, условия  труда  и  меры  социальной  защиты  работников. Размеры  оплаты  труда  работников  предприятия  установлены  согласно  штатному  расписанию.    

Предприятие  ведёт  бухгалтерскую  и  статистическую  отчётность  в  порядке, установленном  законодательством  РФ.

Хозяйственно-финансовая  деятельность  предприятия  «Уралочка»  характеризуется  следующими  данными:

РТО  предприятия  достиг  в  2011г. 3105,2тыс. руб. и  увеличился  по  сравнению  с  2009г.  на  18,5%. В  РТО  преобладающую  долю  занимают  продовольственные  товары. Так, в 2011 г. их удельный вес в товарообороте предприятия составил более 90%, на долю непродовольственных товаров приходится только 6% от общей суммы товарооборота. Среди продовольственных товаров больше всего реализуется мясопродуктов, колбасных изделий, молочной продукции и др.

Предприятие «Уралочка» имеет хозяйственные связи со многими поставщиками мясокомбинатами, хлебозаводами, молочными заводами,  кондитерской фабрикой, и др. Всего от этих и других предприятий поступило в предприятие товаров на 3170 тыс. руб. в 2011 году. Объем товарных ресурсов увеличился по сравнению с 2010 годом на 19,3% или на 513,0 тыс. руб.

За 2011 год было закуплено сельскохозяйственных продуктов на 510 тыс. руб., что составило 15% к общему товарообороту предприятия, в том числе закуплено мяса - 25 тонн, меда - 14 тонн, овощей - 7 тонн, зерна-146 тонн.

Торговлю продовольственными и непродовольственными товарами ведут восемь отделов предприятия: мясной, колбасные изделия, ликероводочный, соки-воды, рыбный, бакалейный, хлебный и отдел, торгующий сопутствующими непродовольственными товарами. По объему реализованных товаров самыми большими отделами являются: ликероводочный (600 тыс. руб.), мясной и бакалейный (по 370 тыс. руб.)

Средний срок реализации товаров  в 2011 году составил 32 дня. По сравнению с 2010 годом оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, замедлилась на один день (2010 год - 31 день). Это повлияло на ухудшение финансового состояния предприятия, так как замедление оборачиваемости товаров влечет за собой нерациональные расходы и снижение прибыли.                           

На замедление оборачиваемости  товаров повлиял рост остатков товаров  в предприятии на начало и конец  2011 года. Если на начало года сумма остатков возросла на 33,8 тыс. руб., то на конец года - на 63,1 тыс. руб. Увеличение остатков товаров в предприятии снижает обеспеченность розничного товарооборота товарными ресурсами.

Большое влияние на развитие розничного товарооборота предприятия  оказывают состояние, развитие и  использование материально-технической  базы предприятия. В 2011 году была проведена реконструкция магазина. В результате сокращения подсобных и складских помещений, перепланировке торгового зала удалось получить дополнительно 20 кв. м. торговой площади. В 2011 году торговая площадь магазина составила 420 кв. м., в том числе площадь торгового зала - 250 кв. м. Торговый зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования, кассовыми аппаратами, электронными весами и др.

Эффективность использования  материально-технической базы предприятия  характеризуется объемом товарооборота  на 1 кв.м. торговой площади. Этот показатель составил за 2011 год 7,8 тыс. руб., а в 2010 году он был равен 6,6 тыс. руб.

Использование материально-технической  базы торговли непосредственно связано с режимом работы предприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями.         Предприятие работает с 8 до 20 часов. Средняя продолжительность рабочего дня составляет почти 12 часов. В 2011 году в результате простоя предприятия из-за ремонта и других причин продолжительность рабочего дня в предприятии снизилась на 0,1 часа, в результате чего потеряно товарооборота на сумму 23 тыс. руб.

В предприятии работает 28 человек, из них 21 являются продавцами. Удельный вес продавцов в общей  численности работников предприятия  составляет 75%, По сравнению с прошлым  годом соотношение между численностью продавцов и административных работников изменилось в пользу продавцов (в  2010 году - 74%). Растет эффективность труда продавцов. Если в 2010 году на одного продавца приходилось 131,0 тыс. руб. товарооборота, то в 2011 году - 142,0 тыс. руб. За счет роста Эффективности труда получено 73,3% прироста общей суммы товарооборота, а за счет увеличения численности продавцов (экстенсивный фактор) – 26,7%

Информация о работе Анализ розничного товарооборота предприятия