Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы «Анализ производства и реализации продукции» состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, выявление путей увеличения объемов реализации продукции, пользующихся спросом по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка, при максимальном использовании производственных мощностей, земельных ресурсов, поголовья скота, материальных, производственных и трудовых ресурсов, изыскание внутренних резервов роста объема производства и как результат увеличения прибыли предприятия.

Содержание

Введение 5
1. Анализ реализации продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 9
1.1 Оценка состояния производства сельскохозяйственных видов
продукции на ГУП ОПХ Зеленогорское 9
1.2 Анализ объема и состава товарной продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 14
1.3 Влияние факторов на изменение объема и состава продукции производства 21
1.4 Анализ реализации продукции и оценка эффективности каналов реализации 25
1.5 Финансовые результаты реализации и их влияние на показания эффективности производства и финансовой деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское 38
2. Пути и резервы повышения эффективности реализации продукции и рентабельности сельскохозяйственного производства 42
2.1 Резервы роста объемов производства 42
2.2 Оптимизация состава товарной продукции и повышение
ее качества 50
2.3 Резервы совершенствования рыночных отношений ГУП ОПХ Зеленогорское 53
Заключение 57
Список литературы 62

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ производства.doc

— 810.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.3.3. - Анализ влияния факторов на финансовые результаты реализации молока

 

 

План

Факт

Отклонение от плана

Фактическая реализация при плановой себестоимости или  цене

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

12409

7940

-4469

6367

Выручка от реализации, тыс.руб.

20230

12784

-7446

10381

Финансовый результат  от реализации продукции, тыс.руб.

+7821

+4844

-2977

+4014

Отклонение финансового  результата от планового за счет:

Изменение себестоимости

   

+1573

 

Цены реализации

   

+2403

 

Объема и структуры  реализованной продукции

   

-3807

 

 

Как видим, в ГУП ОПХ Зеленогорское за счет снижения роста себестоимости зерновых прибыль предприятия выросла на 5642тыс.руб.(15855-10213). За счет снижения себестоимости молока прибыль выросла на 1573 тыс.руб. ( 7940-6367). Влияние реализационных цен зерновых, было положительным и по зерновым и по молоку. За счет данного фактора произошло увеличение прибыли зерновых на – 6188тыс. руб. (19012-12824) тыс.руб., а молока на – 2403 тыс.руб. (12784-10381)

За счет изменения структуры и объема товарной продукции прибыль предприятия снизилась за счёт зерновых на 502 тыс.руб. (2611-3113), увеличилась общая прибыль зерновых на 44 тыс.руб. Молока снизилась на 3807 тыс.руб. , негативная роль предшествующих факторов молока привела к снижению общей прибыли на 2977 тыс.руб. Установим влияние на прибыль изменения объема и структуры реализованной продукции зерновых и молока. Рассчитаем влияние первого фактора зерновых, плановую прибыль от реализации продукции умножаем на процент выполнения плана реализации в плановых ценах, и полученный результат делим на 100:

 

[3113 х (12824/15448 х 100 –  100): 100] = -528,77 тыс.руб.

 

Молока:

 

7821 х (10381/20230 х 100 -100):100 = -3807,66 тыс.руб.

 

Влияние изменения структуры реализованной продукции на прибыль исчисляем как разность между общей суммой отклонений за счет изменения структуры и объема реализации и суммой, показывающей изменение объема:

Зерновые:

 

502-(-528,77)=1030,77 тыс.руб.

 

Молоко:

 

-3807-(-3807,66)=0

 

Таким образом, хозяйство, увеличив объем реализованной продукции зерновых и зернобобовых, эффективно изменило ее структуру, что привело к увеличению прибыли на 1030,77 тыс. руб. ГУП ОПХ Зеленогорское рационально реализовало продукцию зерна, о чём свидетельствует прибыль на ценах реализации. Следовательно, предприятие удачно выбрало каналы реализации. А вот объем реализации молока не изменило её структуру, хотя цена реализации была высокой.

 

 

1.4 Анализ реализации продукции и оценка эффективности каналов реализации

 

Одной из основных составляющих успеха деятельности предприятия является реализация продукции. Но в настоящее время управление сбытом является наиболее слабым звеном в системе функционирования сельскохозяйственных организаций, что влечет за собой значительные потери произведенной продукции и доходов. Проблемы, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, порождены множеством причин: несовершенством существующего ценообразования, слабо развитой инфраструктурой рынка, разрушением связей между производителями и потребителями, недостатком необходимой информации о состоянии рынка, недостаточным уровнем государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.

Сложнейшей проблемой  управления сбытом на предприятии в условиях острой конкуренции является завоевание или сохранение им предпочтительной доли рынка, а также достижение превосходства над конкурентами. Поэтому сбыт продукции должен рассматриваться через призму рыночного спроса и предложения, именно в этом заключается содержание сбытовой деятельности в условиях рыночной экономики, свободы хозяйственной деятельности. В этой связи главной задачей системы управления сбытом сельскохозяйственного предприятия должна стать реализация экономического интереса производителя в получении прибыли на основе удовлетворения спроса преимущественно целевых потребителей.

Сбыт является завершающей  стадией хозяйственной деятельности товаропроизводителя, однако в современных  условиях его планирование должно предшествовать производственной стадии. Планирование сбыта включает исследование конъюнктуры рынка и производственно-сбытовых возможностей предприятия (при этом нужно производить пользующуюся спросом и перспективную продукцию), составление планов продаж, на основе которых и должны формироваться планы снабжения и производства и оптимальная система каналов товаропродвижения. Практика подтверждает, что грамотно построенная система организации и контроля сбытовой деятельности способна обеспечить конкурентоспособность предприятия.

Сбытовая политика ГУП  ОПХ Зеленогорское организована на достаточно высоком уровне. Во-первых, в хозяйстве постоянно проводится мониторинг цен на сельскохозяйственную продукцию. Во-вторых, предприятие сотрудничает с ГУП "Самара-АРИС", которое предоставляет консультационные услуги по всем направлениям производства и реализации продукции. Также необходимо отметить, что предприятием постоянно отслеживается конъюнктура рынка, и руководством заключаются наиболее выгодные договора как с поставщиками необходимых материально-производственных ресурсов, так и с покупателями произведенной продукции.

Так как основными  направлениями деятельности ГУП  ОПХ Зеленогорское являются производство элитных семян сельскохозяйственных культур и производство молока, необходимо проанализировать организацию сбыта каждого из видов производимой продукции.

Важно отметить в динамике, какую именно продукцию растениеводства  реализует предприятие, и по каким направлениям (таблица 1.4.1, рис.2).

Как видно из диаграммы, основной продукцией для реализации является пшеница на семена и фуражная, семенной горох, а также ячмень, как семенной, так и фуражный. Доля семенного ячменя в структуре реализованной продукции растениеводства имеет тенденцию неустойчивого роста, похожая ситуация и с семенным горохом. Среди реализации семенного материала основную долю всегда занимает пшеница, так как является более распространенной культурой и имеет наибольший спрос.

 

 

Таблица 1.4.1. Реализация продукции растениеводства, тонн.

 

 

2006

2007

2008

в среднем

за 1 период

2009

2010

2011

в среднем

за 2 период

отношение

2 периода

к 1 , %

В качестве семян:

Зерновые 

1700

200

1950

950

1200

1350

1400

1363

143,4

Пшеница

1100

1050

1100

1075

700

800

950

919

85,5

Ячмень 

200

550

400

375

300

300

300

344

91,7

Горох

400

400

450

400

200

250

150

325

81,3

В качестве фуража:

Зерновые 

2540

2530

1132

2535

1002

1160

1000

1457

57,5

Зернофураж населению (в счет ОТ)

   

560

560

475

501

495

518

92,5

Пшеница предприятиям

1040

1350

728

1195

300

800

550

756

63,2

Пшеница населению (в счет ОТ)

   

250

250

170

190

100

192

76,8

Ячмень предприятиям

750

400

245

575

100

34

200

239

41,5

Ячмень населению (в счет ОТ)

--

--

200

200

176

180

200

191

95,6

Овес предприятиям

--

305

--

305

152

76

200

178

58,3

Овес населению (в счет ОТ)

--

--

60

60

71

81

200

94

157,3

Горох предприятиям

200

275

104

238

200

100

50

160

67,5

Горох населению (в счет ОТ)

--

--

50

50

40

50

20

42

84,0


 

Анализируя данные таблицы 1.4.1. можно отметить, что в целом, объемы реализации зерна в качестве семенного материала растут, темп роста данного показателя во втором периоде составил 43,4%. Среди реализованного зерна в 2011 году семенной материал составляет около 50 %. Данная тенденция положительно характеризует товарную политику предприятия, так как именно реализация семян приносит предприятию наибольшую прибыль в отрасли растениеводства.

За анализируемый период наблюдается расширение каналов реализации продукции, так с 2006 года появилась реализация зерноотходов по всем культурам населению в качестве натуроплаты. С одной стороны этот канал реализации может показаться менее эффективным, так как продукция реализуется по себестоимости, однако деятельность в сельском хозяйстве несет и социальную функцию. С целью повышения уровня жизни сельского населения предприятие предоставляет своим работникам зерноотходы для ведения ЛПХ по доступным ценам, также данное направление реализации помогает руководству в условиях дефицита денежных средств на оплату труда. Отметим структуру выручки, получаемой от реализации продукции растениеводства (таблица 1.4.2., рис. 3.).

 

Таблица 1.4.2. Выручка от реализации продукции растениеводства, тыс.руб.

Культура

2006

2007

2008

в среднем

за 1 период

2009

2010

2011

в среднем

за 2 период

отношение

2 периода

к 1 , %

В качестве семян:

Зерновые 

6181

11000

13300

10160

9100

9600

11200

9967

98

Пшеница

3520

5850

7700

5690

5600

5600

7600

6267

110

Ячмень 

660

2750

2000

1803

1500

1500

2100

1700

94

Горох

2000

2400

3600

2667

2000

2500

1500

2000

75

В качестве фуража:

Зерновые 

9360

79988

3587

30978

2575

3292

4000

3289

11

Пшеница

4920

4320

2326

3855

750

2400

2200

1783

46

Ячмень 

900

1200

735

945

300

102

800

401

42

Горох

2600

963

416

1326

600

300

200

367

28

Овес

--

885

--

885

350

190

800

447

51

Населению:

Зерновые 

--

--

224

224

229

251

248

243

108

Пшеница

--

--

100

100

85

95

50

77

77

Ячмень

--

--

80

80

88

90

100

93

116

Овес 

--

--

24

24

88

41

50

60

250

Горох

--

--

20

20

20

25

10

18

90


 

Рис.3. Структура выручки от реализации продукции растениеводства в 2010 году.

 

Безусловно, наибольший объем выручки от реализации продукции растениеводства приносит продажа семенного материала таких культур как пшеница (49,3%), горох (9,7%) и ячмень (13,6%). ГУП ОПХ Зеленогорское возделывает новые районированные сорта, получает семенной материал высокого качества, на который устанавливаются достаточно высокие цены.

Данные о рыночных ценах на элитные семена за последние 2 года свидетельствуют о высоких темпах роста ценовых показателей, что благоприятно сказывается на результатах предпринимательской деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское

 

Таблица 1.4.3. Цены реализации элитных семян сельскохозяйственных культур, рублей за тонну.

Культура 

2010

2011

2011 к 2010,%

Озимая пшеница ("Безенчукская-380", "Малахит")

7000

14000

200

Ячмень "Ястреб"

5000

12000

240

Горох "Флагман-7"

7000

15000

214,3

Горох "Флагман-10"

12000

17000

141,7


 

В 2010 году реализация семян пшеницы сортов "Безенчукская-380" и "Малахит" производилась в среднем по цене 7000 рублей за тонну ячменя – 5000 рублей, гороха – 10000 рублей. Горох на семена реализовали: "Флагман 7" по 7000 рублей за тонну, "Флагман 10" – 12000 рублей за тонну.

При подработке зерна  хозяйство получает зернофураж хорошего качества, который возможно реализовывать по высоким ценам, как на сторону, так и внутри хозяйства. Средняя цена реализации зерноотходов в 2010 году составила 2838 рублей за тонну. Доля зерноотходов, реализуемых в счет оплаты труда, в структуре выручки от реализации продукции растениеводства составила всего 2% в силу низкой цены реализации 500 рублей за тонну.

Ежегодно ГУП ОПХ Зеленогорское продает семена зерновых в хозяйства Самарской области, а также в хозяйства соседних регионов. В данном случае конкурентами являются: Самарский НИИСХ им. Тулайкова, фермерское хозяйство Елисеева С.В., ООО "Сато-М" и другие хозяйства, имеющие излишний семенной фонд. Тем не менее, руководству хозяйства удается выгодно и эффективно проводить сбыт продукции, благодаря постоянному контролю качества, отлаженности сбытовой политики и системы заключения договоров на выгодных для предприятия условиях. На основании заключенных руководством хозяйства контрактов, ОПХ Зеленогорское вправе требовать от покупателя соответствия закупочных цен условиям рынка в определенный момент, в случае появления серьезных разногласий договор расторгается.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции