Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Объем производства и реализации про¬дукции являются взаимозависимыми пока-зателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограни¬ченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж явля¬ется основой разработки производственной программы. Предприятие должно произво¬дить только те товары и в таком объеме, ко¬торые оно может реально реализовать.

Вложенные файлы: 1 файл

АП.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)


Объем производства и реализации про­дукции являются взаимозависимыми пока­зателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограни­ченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж явля­ется основой разработки производственной программы. Предприятие должно произво­дить только те товары и в таком объеме, ко­торые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реа­лизации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину из­держек, прибыль и рентабельность пред­приятия. Поэтому анализ данных показате­лей имеет важное значение на любом  предприятии.

         Данная тема является актуальной в наше время, так как сегодняшний уровень работы предприятий оставляет желать лучшего. Большинство продукции поставляется из - за границы, а производство нашей продукции перестало быть основным в нашей экономике.

Цели, задачи и источники информации анализа

        Цели анализа могут быть следующими:

       оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности для подведения итогов работы и обоснованного ее стимулирования;

       анализ производства и реализации продукции с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса;

       анализ выполнения производственной программы для прогнозирования возможных результатов.

         Данные анализа могут быть использованы для принятия конкретных управленческих решений:

       при формировании портфеля заказов;

       при составлении уточненного плана производства и увязки его с производственными мощностями;

       при разработке сметы затрат на производство;

       для формирования плана поставок материально-технических ресурсов и ввода в действие основных фондов и производственных мощностей;

       для оценки потребности в трудовых ресурсах. 

         Для достижения и реализации поставленных целей анализа необходимо решить целый перечень задач, основными из которых являются следующие:

       оценка выполнения плана и динамики показателей производства и реализации продукции, изменений в ее составе и качестве;

       выявление и определение влияния факторов на изменение показателей;

       определение внутрихозяйственных резервов увеличения производства и реализации продукции;

       разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов.

         Источниками информации для анализа служат:

o              бизнес-план предприятия (организации), оперативные планы производства и отгрузки продукции;

o              отчетность по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;

o              форма № 2 «Отчетность о прибылях и убытках»;

o              ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;

o              хозяйственные договоры с покупателями продукции (хозяйственные договоры содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, сроках договора,

o              санкциях за нарушения условий);

o              данные  первичного  бухгалтерского  учета,  отраженные  в  учетных  регистрах  по  счетам: «Выпуск  продукции»,

o              «Готовая продукция», «Продажи».

Показатели объемов производства и продаж, их формирование и взаимосвязь

         Основными показателями объема производства являются валовая, товарная и реализованная продукции.

         Валовая  продукция  (ВП) –  это  стоимость  всей произведенной продукции и  выполненных  работ,  включая незавершенное производство.

        Товарная продукция (ТП) отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

         Реализованная  продукция  (объем  продаж)  (РП) –  полученная  от  покупателей  выручка  за  стоимость  отгруженной продукции, на которую перешло право собственности.

         Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели:

       стоимостные: полностоимостные (оптовые цены предприятия) и элементностоимостные (нормативная заработная плата, нормативная чистая прибыль и др.);

       натуральные;

       условно-натуральные (тонны условного топлива, тонны-километры 

       и т.д.);

       трудовые (нормо-часы затрат труда). 

         Необходимым  условием  является  изучение  объемов  производства  как  в  границах min-max,  представляющих  временной ряд, так и в пределах неизменных постоянных издержек. Временный ряд составляют: минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.

         При минимально  допустимом  (безубыточном)  объеме  реализации  достигается  равенство  доходов  и  расходов  при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

         Максимальный объем обеспечивается при максимальной загрузке производственных мощностей.

         Оптимальным  объемом  продаж  считается  такой  объем,  который  обеспечивает  получение максимальной  прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне.

Анализ динамики объема готовой и реализованной продукции

         Анализ объема реализации начинается с изучения динамики объема готовой и реализованной продукции.

         Анализ динамики объема готовой и реализованной продукции проводится с помощью следующих показателей:

       базисных темпов роста (прироста) – определяются по отношению к первому году анализируемого периода;

       цепных темпов роста (прироста) – определяются по отношению к предыдущему периоду;

                  среднегодовых темпов роста (прироста) – рассчитываются по среднегеометрической.

Анализ выполнения производственной программы по ассортименту

         Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы организация выполняла план не только по объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).

         Номенклатура – это перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов.

         Ассортимент  –  перечень  наименований изделий  с  указанием  количества  по  каждому  из  них. Различают  полный, групповой  и  внутригрупповой  ассортимент. В  отличие  от  перечня  наименований  продукции (номенклатуры),  ассортимент выражается в натуральном измерении по качеству, массе или другой единице измерения.

         В условиях, когда субъект хозяйствования разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов (договоров) на поставку продукции, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить следующее:

       степень выполнения договорных обязательств;

       качество планирования;

       качество менеджмента.

         Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться несколькими способами:

         1. По способу наименьшего процента.

         Данный способ является наиболее простым, при котором фактический объем производства каждого вида продукции в натуральном или стоимостном выражении сопоставляется с плановым и определяется выполнением плана (в процентах) по каждой позиции. Наименьший показатель выполнения плана по одной из позиций принимается  за уровень выполнения плана или заказа по всему перечню. 

         2. По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции.

         3. По способу среднего процента, который рассчитывают делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции. При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная им, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

Анализ резервов роста и объема производства и продаж продукции

         Резервы роста объема производства и продаж продукции – это количественно измеримые возможности их увеличения за счет более эффективного использования ресурсов предприятия (факторов производства).

Анализ ритмичности производства

         Различают равномерный (в равные промежутки времени выпуск одинакового количества продукции) и ритмичный выпуск продукции (точное соблюдение плановых, часовых, суточных, месячных графиков производства).

         Таким образом, ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

         Ритмичная  работа  является  основным  условием  своевременного  выпуска  и  реализации (продажи)  продукции,  выполнения обязательств по поставкам продукции.

         В оценке выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

         К прямым показателям относятся:

1.  Коэффициент ритмичности

2. Коэффициент вариации

3.  Коэффициент  аритмичности

         Косвенные показатели ритмичности:

       наличие доплат за сверхурочные работы;

       потери от брака;

       уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции;

       наличие сверхплановых поставок незавершенного производства и готовой продукции на складах.

         Причины нарушения ритмичности производства можно разделить на внутренние и внешние.

         К внутренним причинам аритмичности можно отнести тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень

организации, технологии и материально-технического обеспечения производственного процесса.

         К  внешним  причинам –  несвоевременную  поставку  сырья  и  материалов  поставщиками (срыв  договоров),  низкую

платежную дисциплину и др.

Анализ качества продукции

         Качество  продукции –  один  из  основных факторов,  способствующих  росту  реализации  продукции. Это  основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия.

Различают  обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.

         К обобщающим показателям относятся:

       удельный вес новых изделий в общем объеме продукции;

       удельный вес продукции, впервые изготовленной в России, в общем объеме продукции;

       удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с международными стандартами качества, в общем ее объеме;

       удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с национальными стандартами, в общем ее объеме и др.

         Индивидуальные показатели характеризуют отдельные свойства продукции. К ним относятся показатели:

       назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции по назначению;

       надежности (безотказность, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность);

       технологичности,  характеризующие  эффективность  конструкторско-технологических  решений (материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость);

       эргономичности, отражающие удобство и комфорт потребления;

       безопасности, оценивающие степень безопасности при эксплуатации;

       эстетичности, отражающие рациональность формы и совершенство исполнения;

       экологичности и т.д.

         Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной и рекламированной продукции, потери от брака и др.

         Различают следующие виды качества:

       высокое – товар превосходит по своим характеристикам аналоги, цена на товар высокая;

       конкурентоспособное – товар соответствует качественным характеристикам аналогов, цена средняя;

       низкое – товар уступает по качественным характеристикам аналогов, цена низкая;

       неконкурентоспособное –  качество  товара  либо  устарело,  либо  не  выдерживает  стандартов,  необходимо  снять товар с производства.

         Система качества –  это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.

         Действие данной системы распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя «петлю качества».

         «Петля качества» – это модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на разных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции