Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 09:11, лекция

Краткое описание

Задачи и информационное обеспечение анализа ПиР продукции.
Показатели, характеризующие выполнение производственной программы и реализацию продукции.
Методика анализа и оценки выполнения плана и фактической динамики производства и реализации продукции.
Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и реализации продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ производства и реализации продукции.docx

— 51.21 Кб (Скачать файл)

 

Тема: Анализ производства и реализации продукции

  1. Задачи и информационное обеспечение анализа ПиР продукции.
  2. Показатели, характеризующие выполнение производственной программы и реализацию продукции.
  3. Методика анализа и оценки выполнения плана и фактической динамики производства и реализации продукции.
  4. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и реализации продукции.

 

 

  1. Задачи и информационное обеспечение анализа ПиР продукции.

 

Одним из важнейших показателей  деловой активности является объем выпуска продукции, который оказывает влияние на все другие объемные и качественные показатели работы предприятия, в частности на выручку от реализации продукции, объем произведенных затрат, себестоимость продукции, финансовые результаты от основной деятельности, дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Объем производства и объем реализации продукции взаимозависимы. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции на производстве определяют объем продаж, и, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые может реализовать.

Динамика производства продукции оценивается на основе показателя производственной программы; она определяет необходимый объем производства продукции, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж в натуральном и стоимостном выражении.

План продаж в натуральном выражении дает возможность согласовать отпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для производства. Однако натуральные измерители не всегда позволяют точно определить общий объем и структуру производства, рассчитать издержки, доход и прибыль от реализации продукции, особенно в многопрофильных организациях.

В целях обеспечения сопоставимости различных видов продукции разрабатывается план производства в стоимостном выражении. Анализ динамики и выполнения плана производства начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Базисные темпы роста определяют отношением объема производства продукции каждого года динамического ряда к первому году этого ряда, принятому за базу сравнения.

Цепные индексы роста – это отношение показателя каждого последующего периода к предыдущему.

Оценка выполнения плана за отчетный период (месяц, квартал, год) производится путем сопоставления фактических данных с плановыми по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. Она тесно связана с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия приводит к уменьшению выручки, прибыли, выплате штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. В процессе такого анализа необходимо также оценить риск невостребованной продукции.

Основные задачи анализа производства и реализации продукции

1) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

4) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 

Основными источниками изучения показателей выпуска и реализации продукции является финансовая, статистическая и оперативная отчетность.

В бухгалтерской и налоговой отчетности  эти данные представлены в форме № 2 “Отчет о прибылях и убытках”, форме № 3 “Отчет об изменениях капитала ”, форме №4 “Отчет о движении денежных средств”, форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»., данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.

В статистической отчетности – в форме “Отчет организации  (объединения)  по производству продукции за год”, форме “Отчет по труду”, форме “Отчет готовой продукции”, форме “О затратах организации на производство и реализацию продукции”.

В управленческой отчетности в отчетах:

о выполнении производственной программы (плана производства);

справке о балансе ТМЦ за текущий период

об отгрузке покупателям готовой продукции

бюджете движения денежных средств по операционной деятельности

бюджете по балансовому листу.

Вышеописанные отчеты хранятся у Начальника производства (главного технолога), Службе Главного экономиста, финансовом отделе и бухгалтерии предприятия.

Основные объекты анализа ПиР продукции

 

 

  1. Показатели, характеризующие выполнение производственной программы и реализацию продукции.

 

  1.  Для квалифицированного  руководства  производственной деятельностью, принятия эффективных управленческих решений каждый руководитель четко должен владеть показателями и категориями, характеризующими производственную деятельность и реализацию продукции. К  основным из них относятся: валовая, товарная и реализованная продукция; выпуск изделий в натуральном  выражении;  показатели качества продукции; производственные запасы;  незавершенное производство; готовая продукция; валовая и чистая выручка от реализации продукции; деньги, полученные от покупателей.
  2.  Валовая продукция предприятия – это стоимость готовых изделий,  полуфабрикатов и услуг промышленного характера, отпущенных на сторону, стоимость изготовления и ремонта тары, если она не включена в цену затариваемой продукции. В отчетности валовая продукция имеет название “объем продукции (работ, услуг)”.
  3.  Объем валовой продукции учитывается в сопоставимых оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизного налога). В отчетности также приводится показатель валовой продукции в действующих в отчетном году оптовых ценах предприятия. Эти данные имеются в статистической отчётности «Отчёт организации (объединения) по производству продукции за год».
  4.  Показатель валовой продукции служит для определения численности персонала, производительности  труда, фондоотдачи, уровня расходов  по оплате труда, общепроизводственных расходов и расходов периода.
  5.  Товарная продукция характеризуется стоимостью изделий подготовленных к реализации. Она оценивается в действующих оптовых ценах предприятия. Для оценки выполнения плана весь объем товарной продукции пересчитывается в плановых ценах.
  6. Отклонение фактических оптовых цен на товарную продукцию от плановых может быть результатом изменения цен или количества выпущенной продукции. Показатели товарной  продукции служат для расчета уровня себестоимости, затрат на 1 руб. товарной продукции, объема реализации и установления финансовых результатов. В отчетности данные  о товарной продукции отсутствуют. Их можно определить расчетным путем.
  7. Готовая продукция – остаток  фактически произведенной продукции, по себестоимости,  прошедшая испытания и приемку, укомплектованная всеми частями, согласно условиями договора с заказчиками, и соответствующая техническим условиям и стандартам. Продукция, не отвечающая указанным требованиям и не сданные работы, считаются незаконченными и показываются в составе незавершенного производства.
  8. Данные о готовой продукции за определенный период в отчетности отсутствуют. Однако имеются данные об их остатках на начало и конец отчетного периода в форме № 1 “Бухгалтерский баланс”.  Итоговую сумму произведенной готовой продукции также можно исчислить по Главной книге, счет “Готовая продукция”.
  9. Объем реализуемой продукции представляет собой стоимость отгруженной покупателям, оплаченной ими продукции в действующих оптовых ценах предприятия или когда продавец признал её как доход.
  10. Данные о реализации товаров имеются в финансовой отчетности  ф.№ 2 “Отчет о прибылях и убытках” .
  11. Руководители предприятий, знакомясь с отчётностью, должны обратить внимание на темп изменения валовой, товарной и  реализованной продукции.
  12. Превышение объёма валовой продукции над ростом готовой продукции является результатом увеличения незавершенного производства, которое может быть за счёт недокомплекта продукции, отсутствия отдельных видов сырья и продукции.
  13. Превышение темпа роста готовой продукции над ростом суммы реализации продукции может быть результатом увеличения остатка готовой продукции из-за отсутствия спроса на эту продукцию, плохой маркетинговой работы, ухудшения качества продукции.
  14. Качество продукции – это совокупность свойств содержащихся в продукции, по удовлетворению определенных потребностей её потребителей. Продукция разных  отраслей имеет свои специфические параметры качества. В ряде  отраслей промышленности, производящих предметы  потребления, продукция делится по сортам (высший сорт, первый, второй и третий). Обобщающим показателем качества таких продуктов служит  показатель средней сортности. Качество продукции также характеризует соответствие их уровням мировых стандартов, количество предъявленных рекламаций и претензий покупателей, комплектность продукции, степень соответствия требованиям предусмотренным стандартом или техническим условиям.
  15. Производственные запасы  характеризуются стоимостью запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, возвратных отходов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий по себестоимости и предназначенных для производства продукции в данном предприятии.
  16. Каждое предприятие должно иметь  необходимое количество производственных запасов в соответствии с объёмом производства. Их  недостаток приводит к перебоям в производстве продукции, излишек – к замедлению оборачиваемости оборотных средств, увеличению уплаты налога на имущество.
  17. Сокращение сверхнормативных производственных запасов  отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия и экономики государства в целом.
  18. Руководители предприятий,   знакомясь с финансовой отчётностью должны обратить внимание на изменение остатка производственных запасов по форме № 1 “Бухгалтерский баланс”  строка 120. Увеличение или уменьшение суммы производственных запасов ещё не указывает на качественные изменения в хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо темп изменения суммы производственных запасов сравнить с темпами изменения объёма производственных затрат, готовой продукции и суммы реализации. Если производственные запасы возросли в большем объёме чем производственные затраты и объём реализованной продукции это указывает на образование сверхнормативных запасов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, перебоев в производстве и увеличению уплаты налогов в бюджет.
  19. Незавершенное производство – это произведенные фактические затраты по незавершенному производству и незавершенной работе.
  20. Данные по незавершенному производству показываются, как остатки на начало и конец года, в бухгалтерском балансе по строке 130 и является частью оборотных средств.
  21. Руководители предприятий должны иметь ввиду, что чрезмерное увеличение остатков по незавершенному производству может быть результатом недокомплекта продукции, отсутствия отдельных видов сырья и материалов. В связи с этим необходимо сравнить темп   роста  суммы незавершенного производства с ростом готовой продукции.
  22. Увеличение темпа роста незавершенной продукции по сравнению с ростом готовой продукции является ненормальным, указывающим  на недостатки в работе по комплектованию производства необходимыми материалами.
  23. Валовая выручка от реализации продукции (работ, услуг)  предприятия и организации отражает всю выручку от реализации продукции  и товаров, за работы и услуги вместе с налогами, уплачиваемыми покупателями и заказчиками в составе выручки за минусом стоимости возвращенных товаров и готовой продукции, скидок покупателя с продажных цен. Она включает в себя налог на добавленную стоимость и акцизный налог и показывается в форме № 2 “Отчёт о прибылях и убытках”.
  24. Чистая (выручка от реализации - сумма от реализации продукции, товаров, работ, услуг  получение которой  явилось целью создания данного предприятия, а также сумма реализации на сторону продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств предприятия,  сумма превышения доходов над расходами,  полученные организациями, не состоящими на хозрасчёте и получающими доходы (прибыль) от хозяйственной и иной коммерческой деятельности. Она показывается в форме № 2 «Отчёт о прибылях и убытках».
  25. Валовая выручка и чистая выручка от реализации являются доходом от основной деятельности предприятия. Они влияют на финансовое состояние предприятия.
  26. Однако, знакомясь с финансовой отчётностью, необходимо выручку от реализации сравнить с деньгами, полученными от покупателей. (Форма № 4 “Отчёт о движении денежных средств”).
  27. Чем выше сумма выручки от реализации, тем больше полученный доход. Но эта сумма дохода должна поступить на счёт  предприятия. Разница отражается на дебиторской  задолженности. Предприятие может использовать  те  денежные средства, которые поступили, а не полученный доход.
  28. Деньги,  полученные от покупателей – это сумма денежных средств поступивших за отчетный период на банковские счета предприятия или в виде векселей за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. (Более подробно об этом виде доходов изложено в разделе “Денежные потоки, методы их оценки и анализа» книги «Оборотные активы предприятия, методы их анализа»).
  29. Для планирования и учета используются также натуральные и условно-натуральные показатели. Условно-натуральные показатели применяются при производстве продукции различного объёма (размеров), когда с помощью переводного коэффициента делается перерасчет  выпущенной продукции в единый, условный измеритель. Так, в хлебопекарной промышленности измерителем выпуска продукции по видам изделий является их физическая масса, в производстве безалкогольных напитков и виноделии – ёмкость в декалитрах, в консервной промышленности – производство продукции по видам изделий измеряется в условных банках консервов.

 


Информация о работе Анализ производства и реализации продукции