Анализ конкурентоспособности ООО «Ашан»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.
Если предложение, какого - либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как, правило, влечет за собой сокращение производства данного товара

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции
1.1 Сущность и виды конкуренции………………………………………..5
1.2 Содержание понятия и факторы конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………….7
1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия……………..……….10
2. Анализ конкурентоспособности ООО «Ашан»
2.1 Анализ технико – экономических показателей………………….....15
2.2 Анализ конкурентоспособности ООО «Ашан» …………................22
2.3 Сравнительная оценка конкурентоспособности ассортимента мясной группы товаров ООО «Ашан»…………………………….…………...31
3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности «Ашан»……38
3.1 Оценка эффективности мероприятия………………………………..43
Вывод………………………………………………………………………45
Список используемой литературы……………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

unirs.docx

— 99.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3  

1.Теоретические основы оценки конкурентоспособности  предприятия и продукции

1.1 Сущность и виды конкуренции………………………………………..5

1.2 Содержание понятия и факторы  конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………….7

1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия……………..……….10

2. Анализ конкурентоспособности ООО  «Ашан»

2.1 Анализ технико – экономических показателей………………….....15

2.2 Анализ конкурентоспособности ООО «Ашан» …………................22

2.3 Сравнительная оценка конкурентоспособности  ассортимента мясной группы товаров ООО «Ашан»…………………………….…………...31

3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности «Ашан»……38

3.1 Оценка эффективности мероприятия………………………………..43

Вывод………………………………………………………………………45

Список используемой литературы……………………………………….48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Если предложение, какого - либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как, правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели.

Актуальность выбранной темы заключается и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма.

В настоящее время в условиях либерализации торговли, все более ощутимой для России (в связи с интенсификацией переговорного процесса о присоединении страны к ВТО), сдерживание «нежелательной» импортной экспансии будет ограничено принятыми международными правилами.

Поэтому тема конкурентоспособности отечественной продукции приобретает особую актуальность.

Целью данной работы является закрепление теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков в комплексной оценке конкурентоспособности продукции и фирмы.

Задачи, поставленные в работе это раскрытие понятий сущности конкуренции, ее содержания, понятия и факторов конкурентоспособности, предприятия, теоретических аспектов оценки конкурентоспособности продукции и фирмы, провести комплексную оценку показателей конкурентоспособности на примере «Ашан» по сравнению с главным конкурентом «Лента». 

Предмет исследования - процессы, механизмы и методы оценки конкурентоспособности предприятия на примере «Ашан» и пути повышения её уровня.

Объектом исследования работы является «Ашан» и «Лента».

Основной метод, который был использован при оценке конкурентоспособности - SWOT анализ (оценка слабых и сильных сторон данных предприятий).

Теоретической и методологической основой исследования данной работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции.

Необходимо отметить, что рассмотрению проблем обеспечения конкурентоспособности предприятия посвящено достаточно большое количество исследований и литературных публикаций.

В данном исследовании будут использованы методы анализа и управления конкурентоспособностью предприятия, изложенные в источниках, указанных в качестве библиографического списка литературы.

1.Теоретические  основы оценки конкурентоспособности  предприятия и продукции 

1.1 Сущность и  виды конкуренции

Особенный вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли А.Смит, Д. Рикардо, К.Маркс – теория совершенной конкуренции, Дж.Робинсон и Э.Чемберлин – теория несовершенной конкуренции.

Термин «конкуренция»[1] происходит и означает соперничество, соревнование, состязание.

По К.Марксу, конкуренция – это антагонистическая форма экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли.

Следует отметить, что без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция, будучи главным элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может.

Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою, навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.

Конкуренция концентрирует в себе основные черты капитализма: частную собственность, свободу предпринимательства и выбора, личный интерес[2].

Характеризуется конкуренция двумя особенностями: наличием на рынке достаточно большого числа независимо действующих производителей и покупателей любого конкретного товара и свободой для производителей и покупателей вступать на рынок или покидать его.

Суть первой особенности заключается в том, что на рынке действуют тысячи покупателей и продавцов. Каждый из них производит столь ничтожную долю продукции или покупает ее, что разорение даже сотни производителей или их вступление в рынок происходит незаметно, то есть это никак не может повлиять на равновесную цену.

Вторая особенность предполагает, что никаких ограничений организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства товара данного типа[3].

В современной экономической литературе - научной и учебно-методической - конкуренция рассматривается по традиционному стереотипу. Дается формулировка конкуренции, её содержание, подчеркивается ее важность для рыночной системы, затем следует анализ конкретных форм ее осуществления: совершенная и несовершенная.

Конкуренция - необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала[4]. 

Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. 

В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д.

Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму, она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества.

Эта мысль весьма точно и емко характеризует сущность конкуренции, ее основную, фундаментальную общественную функцию.

Из вышесказанного, очевидно, что конкуренция, безусловно, прежде всего, есть состязание, соревнование, сравнение экономических условий результатов хозяйствующих субъектов и «практически принудительная форма организации объективно действующих законов рыночной экономики»[5].

В заключение данного пункта работы отметим следующее: конкуренция это необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала, конкуренция означает борьбу с равными или более сильными соперниками.

1.2 Содержание  понятия и факторы конкурентоспособности  предприятия

Термин "конкурентоспособность" применяется как по отношению к характеристике товара, так и в сравнительных характеристиках отдельных компаний, отраслей и стран на мировом рынке.

В теории и практике зарубежного бизнеса еще не сформировано единое понятие конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности производителя[14].

Разнообразие трактовок объясняется различным определением конкурентоспособности производителей на рынках различного масштаба (национальном, региональном, мировом), а также тем, какой субъект рассматривается производителем – фирма, отдельное предприятие, отрасль или экономика в целом. 

Конкурентоспособность предприятия – "его способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности"[15].

Конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию.

Белковский А.Н. определил конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам[16].

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).

Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет.

Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами.

Конкурентного преимущества фирмы добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т. е. поиском новых способов, таких как:

- новые, более прогрессивные  технологии, позволяющие выпускать  новые или более качественные  товары. Совершенствование организации  производства и труда, позволяющее  снизить затраты на производство. Совершенствование маркетинговых  исследований, способствующих лучшему  изучению спроса на продукцию, сокращению радиуса её доставки  и улучшению потребительских  свойств товара;

-   новые или изменившиеся запросы покупателей;

-   появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;

-   изменение стоимости или наличия компонентов производства, таких как сырьё, рабочая сила, транспорт, связь, энергия, оборудование, средства информации и другие;

-   изменение правительственного регулирования в области налогообложения, торговых стандартов, охраны окружающей среды.

В сумме экономическая и социальная способность предприятия, при сравнении с аналогичной способностью других предприятий, отражает уровень его конкурентоспособности.

Проанализировав вышесказанное необходимо отметить следующее: конкурентоспособность продукции определяется, прежде всего, показателями ее качества, ценой, упаковкой, товарным знаком, рекламой и т.д. А важным фактором конкурентоспособности товара, также как и фирмы в целом, является прежде всего ее маркетинговая деятельность, т.к. она предполагает решение не только относительно пассивной задачи, т.е. тщательного изучения требований покупателей и адаптации к ним выпускаемой продукции, но и активной задачи по формированию и стимулированию спроса на товары фирмы в целях повышения их конкурентоспособности и увеличения продаж.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности ООО «Ашан»