Анализ и управление трудовыми ресурсами предприятия(на примере АО Локомотив)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в разработке стратегии предпринимательской кадровой политики на примере Новосибирского электровозоремонтного завода.
Основными задачами работы являются:
изучение основных теоретических аспектов кадровых взаимоотношений;
анализ кадровой политики на Новосибирском электровозоремонтном заводе;
разработка стратегии предпринимательской кадровой политики на примере Новосибирского электровозоремонтного завода и оценка ее эффективности.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ управления диплом.docx

— 342.57 Кб (Скачать файл)
 
Направления кадровой политики
Тип кадровой политики
Предпринимательская Стабилизирующая Сокращающая
Отбор и  расстановка кадров Ориентированы на поиск людей, способных пойти на риск и довести дело до конца Чрезвычайно жесткие  нормы набора персонала Отсутствуют
Оплата труда  и вознаграждение Строятся на конкурсной основе, исходя из возможностей удовлетворения запросов и потребностей работника Построены на внутрифирменной  системе стимулирования, на представлениях о справедливости Без дополнительных стимулов, с учетом прошлых заслуг работников
Оценка труда  и его результативности Основывается на конкретном вкладе работника, но не должна быть слишком  жесткой Осуществляется менеджерами  по персоналу, на основе четко оговоренных  критериях Формальная, но строгая
Развитие  личности Носит неформальный характер и ориентировано на наставничество ведущими работниками Акцент делается на качественный рост уровня и расширение области деятельности Реализуется в ограниченных масштабах
Продвижение Все кадровые перемещения  осуществляются исключительно с  учетом интересов работников Перемещение производится с учетом реальных потребностей в  них, с использованием разнообразных  методов Не осуществляется
Вид стратегии Предпринимательская, кругооборота Динамического роста, прибыльности Ликвидационная

Таким образом, для  тех предприятий, которые находятся  в условиях финансово-экономического кризиса, которым требуется обретение  стабильности и которые действуют  в условиях ограниченности ресурсов необходима предпринимательская кадровая политика. 
В условиях, когда предприятие уже обрело устойчивость необходимо применение стабилизирующей кадровой политики. Если предприятие преследует цель – уйти с рынка с наименьшими потерями, когда предприятие находится на грани банкротства и спасти его уже невозможно, применяется сокращающая кадровая политика. 
Результативность кадровой политики предприятия закладывается в период установления целей, принципов и основных направлений с учетом особенностей ее реализации в отечественных условиях. Рассмотрим предпринимательскую кадровую политику. 
Совокупность целей предпринимательской кадровой политики предприятия в условиях рыночных отношений направлена на развитие предприятия  в сфере кадрового менеджмента, а также на повышение эффективности антикризисного правления. 
Выделяют следующие цели предпринимательской кадровой политики предприятия (рис.5). 
Рис.5. Цели предпринимательской кадровой политики

 
В зависимости от стадии формирования кадровой политики предприятия выделяют различные ее принципы и вытекающие из них требования. На стадии разработки кадровой политики основными принципами являются:

  1. принцип индивидуальности – формируется под потребности конкретного предприятия и, отражая общие методологические подходы, прежде всего учитывает его индивидуальную и отраслевую специфику;
  2. принцип комплексности – разрабатывается с учетом взаимозависимости и взаимосвязи базовых направлений кадровой политики;
  3. принцип приоритетности – обеспечивает преимущественные условия развития наиболее значимых элементов;
  4. принцип перспективности – отражает не только текущие, но и перспективные цели, определенные в предварительно разработанной стратегической концепции развития предприятия;
  5. принцип адаптируемости – предполагает возможность оперативной самоадаптации системы управления персоналом к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

На стадии реализации кадровой политики:

    • принцип ориентированности – подразумевает ориентацию используемых методов управления на конкретные категории персонала;
    • принцип многофакторности – предполагает обеспечение многофакторного воздействия на объект управления в лице конкретного работника или трудового коллектива;
    • принцип мотивированности – предусматривает создание необходимой заинтересованности от эффективного выполнения персоналом установленных функций;
    • принцип ответственности – подразумевает обеспечение прямой индивидуальной и коллективной ответственности за неэффективное исполнение установленных функций.
Рассмотрим  основные направления и особенности  предпринимательской кадровой политики. 
Стратегическая цель предпринимательской кадровой политики – сохранение наиболее квалифицированной и адаптируемой к условиям рынка части персонала. Для ее достижения необходимо решить ряд задач производственно-технического, экономического, социально-психологического характера. 
Задачами предпринимательской кадровой политики производственно-технического характера являются:
  • проведение комплексной реорганизации структуры персонала предприятия (в целом по категориям работников и внутри каждой из них) в соответствии с изменениями внешних условий деятельности;
  • осуществление профессиональной переориентации и переподготовки части производственного и  управленческого персонала исходя из предварительно определенных изменений в производственно-технической деятельности предприятия (перепрофилирование, освоение новой продукции и т.п.);
  • обеспечение потребностей предприятия в новых для него специальностях правленческого персонала;
  • разработка и внедрение подсистемы контроля за производительностью и качеством труда персонала.

Задачами предпринимательской  кадровой политики экономического характера  являются:

  • рациональная минимизация затрат на содержание персонала исходя из реальных финансовых возможностей предприятия;
  • внедрение механизма оплаты и социальной поддержки персонала, частично выводящего предприятия из-под налогового пресса;
  • обеспечение реальной экономической заинтересованности всех категорий персонала в наиболее эффективном исполнении надлежащих функций.

Задачами предпринимательской  кадровой политики социально-психологического характера являются:

  • обеспечение ускоренной психологической адаптации трудового коллектива к новым условиям деятельности;
  • ослабление уровня социальной напряженности в трудовых коллективах всех структурных подразделений и предприятия в целом;
  • создание условий постепенного перехода от идеологии «коллективного самоуправления» к идеологии «социального партнерства».

Итак, кадровая политика – это целенаправленный процесс  формирования персонала и управления им, ориентированный на оперативное  и эффективное удовлетворение потребностей предприятия по соответствующему направлению  ресурсного обеспечения. 
Предпринимательская кадровая политика – это кадровая политика, направленная на развитие предприятия в сфере кадрового менеджмента, а также на повышение эффективности антикризисного управления предприятия в целом, стратегической целью которой является сохранение наиболее квалифицированного и адаптируемого к условиям рынка персонала. 
Разработке стратегии данной кадровой политики и посвящена практическая часть настоящей работы.

2. Кадровая политика  на примере Новосибирского  электровозоремонтного завода  
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика Новосибирского электровозоремонтного завода. Анализ кадрового потенциала  
История Новосибирского электровозоремонтного завода начинается со строительства паровозоремонтных мастерских в 1941 году, а выпуск продукции начали в 1942 – 1943 годах. 
В 1964 году началось освоение ремонта электровозов и в октябре 1964 года отремонтирован первый электровоз серии ВЛ-23 №442, а в ноябре 1965 года выпущен из ремонта первый электровоз серии ВЛ-8 №091. В 1965 году приказом МПС № 7-7450 завод переименован в Новосибирский электровозоремонтный завод.  
В 1966 – 1970 годах завод приступил к ремонту электровозов серии ЧС-2 и ЧС-3. 
В 1971 – 1975 годы полностью закончена реконструкция завода. В этот период отремонтировано электровозов 985 единиц, электровозных якорей, тяговых двигателей, вспомогательных машин 5296 единиц, колёсных пар 4057 единиц, отлито серого чугуна 1207 т., цветного литья 2197 т., изготовлено поковок и штамповок 9545 т. 
По 1992 год завод ремонтировал только электровозы серии ВЛ-60. В тяжелейших условиях рынка, чтобы сохранить коллектив завода, необходимо было дополнительно набирать заказы на ремонтную продукцию. В 1993 году завод освоил ремонт тягового агрегата угольной промышленности серии    ОПЭ-1. В 1994 году в ремонт вернулись электровозы серии ВЛ-10 И ЧС-2. В 1995 году был освоен ремонт электровоза переменного тока серии ЧС-4Т. 
По итогам работы за 2000 год Новосибирскому ЭРЗ присуждено 1-ое место в соревновании среди предприятий МПС.  
В номинации БИЗНЕС-ОЛИМП «За успешное развитие партнерства и решение социальных задач» завод объявлен лауреатом по итогам 2000 года. 
За период с 1964 года до настоящего времени заводом освоены и выпущены из ремонта электровозы производства Новочеркасского электровозостроительного завода  серий: ВЛ-8; ВЛ-10; ВЛ-23;  ВЛ-60 и производства завода «Шкода» г. Пльзень Чехословакия серий:  ЧС-2; ЧС-3;  ЧС-4; ЧС-2т; ЧС-4т. 
Основными целями деятельности Завода являются удовлетворение потребностей  железных дорог, отраслей народного хозяйства, предприятий и организаций в ремонте электровозов, колесных пар и тяговых двигателей, механизмов, узлов и запасных частей при высоком качестве, надежности, снижения себестоимости и получение прибыли. 
Для достижения указанных целей Завод осуществляет следующие виды деятельности:

  • производство капитального ремонта электровозов;
  • производство капитального ремонта тяговых двигателей и  вспомогательных машин;
  • производство капитального ремонта локомотивных колесных пар;
  • изготовление деталей контактной сети;
  • производство запасных частей для подвижного состава;
  • выпуск чугунного литья, поковок, штамповок;
  • разработка конструкторской документации на ремонт электровозов, узлов и деталей;
  • производство товаров народного потребления;
  • выполнение работ по договорам с заказчиками;
  • осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности в производстве работ, составляющих основу деятельности завода.

Имущество Завода, находящееся  на его балансе, закрепляется за ним  на праве хозяйственного ведения  и состоит из основных фондов и  оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отражается в его самостоятельном балансе. 
Завод владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. 
Источниками формирования имущества Завода являются:

  • имущество, закрепленное за Заводом МПС РФ;
  • денежные и иные средства, полученные от оказанных услуг, производства работ и реализации продукции;
  • средства, выделенные в установленном порядке из федерального и местного бюджетов, фондов МПС РФ;
  • кредиты банков и другие средства кредиторов;
  • доходы от ценных бумаг;
  • иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Современное состояние  рынка ремонтных услуг 
Недостаточное количество поставок новых пассажирских локомотивов, длительные сроки эксплуатации основных пассажирских локомотивов серии ЧС, требуют скорейшего обновления и наращивания парка пассажирских локомотивов. В настоящее время в парке пассажирских локомотивов срок службы истек у 51% электровозов постоянного тока и 31% электровозов переменного тока. 
Состояние парка пассажирских локомотивов и планируемый прирост пассажирских перевозок требуют проведения капитальных ремонтов с продлением срока службы и строительство подвижного состава пассажирских локомотивов нового поколения. Проведение капитальных ремонтов с продлением срока службы на 15 лет позволит повысить надежность пассажирских электровозов, увеличить межремонтные сроки, сократить эксплуатационные расходы. 
До 1994 года завод являлся единственным заводом России, производящим ремонт электровозов серии ВЛ-60  для  всех  железных дорог  бывшего Союза Советских Социалистических Республик, где эксплуатировался электровоз данной серии. Новосибирский электровозоремонтный завод является одним из 6 предприятий отрасли, осуществляющим ремонт подвижного состава и производство запасных частей для нужд сети железных дорог России. Сейчас, кроме ЭРЗ в г. Новосибирске ремонт электровозов осуществляется в Свердловске, Челябинске, Москве, Ростове, Улан-Удэ. 
С 1994 года в связи с сокращением грузовых перевозок сократилась потребность в ремонте электровозов серии ВЛ-60 и возросла потребность в ремонте электровозов для пассажирских перевозок и, главным образом, чешского производства – серии ЧС: единственный завод в Запорожье, производящий ремонт вышеназванных электровозов оказался за пределами России. 
В настоящее время завод специализируется на ремонте электровозов чешского производства ЧС-2; ЧС-2Т; ЧС-4Т, в том числе в соответствии с указанием МПС РФ осуществляется освоение капитально-восстановительного ремонта (КРП) электровозов ЧС-2 с продлением срока службы на 10-15 лет, восстановлением и улучшением их эксплуатационных характеристик, усилением несущих базовых элементов конструкции, заменой оборудования на новое, соответствующее современному техническому уровню.

 
Кроме того, для избежания резкого падения объемов выпуска товарной продукции, после проведения необходимых маркетинговых исследований, заводом освоен ремонт промышленного агрегата ОПЭ-1 для угольных отраслей России и Казахстана. Из-за низкой платежеспособности железных дорог России, незначительного уровня оплаты денежными средствами и, как следствие, отсутствием их у завода, последним ежегодно осваивается более 100  наименований деталей, запасных частей, комплектующих изделий, ранее поставляемых из-за рубежа. 
Освоение новых видов ремонта подвижного состава и производства запасных частей к нему позволило расширить рынок на Московскую, Октябрьскую, Куйбышевскую, Свердловскую, Юго-Восточную, Дальневосточную, Западно-Сибирскую железные дороги. 
На рынке названных дорог завод имеет устойчивые связи. В силу того, что ремонтные предприятия МПС специализировались на определенные серии локомотивов, есть основания считать, что на ближайшие несколько лет завод по всем видам ремонта электровозов серий ЧС-2, ЧС-2Т, ЧС-4Т будет иметь стабильный рынок в России. 
Общая площадь завода составляет 24,7 Га, из них 9,8 Га (т.е. около 40%) – производственные застройки (цеха, здания, сооружения), производственные площади завода превышают 76,5 тыс. кв. м., на территории проложено 6,98 км железнодорожных путей.  
Местонахождение завода характеризуется выгодным положением, т.к. он располагается на разветвлении дороги по направлениям на Кузбасс, на Запад, на Юг и на Московское направление, вблизи Транссибирской магистрали, располагается в центре РФ и, соответственно, равноудалён от Заказчиков. 
Завод осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами исполнительных органов власти, МПС России и Уставом, утвержденным заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации от 22.09.1992 г.  
Краткая характеристика производственных цехов  
Основная деятельность завода состоит из 5-ти производств: электровозоремонтного, электромашинного, колёсного, литейно-кузнечного и  вспомогательного. 
1. Электровозоремонтное производство осуществляет различные виды ремонта подвижного состава – электровозов серии ВЛ-60, ЧС-2, ЧС-2Т, ЧС-4Т, промышленных агрегатов ОПЭ-1, ремонт колесных пар, изготавливает узлы, запасные части для подвижного состава. Данное производство включает в себя электровозосборочный, аппаратный, колесный, тележечный цеха. 
2. Электромашинное производство осуществляет ремонт тяговых двигателей – НБ-412, НБ-412п, ТЛ-2К, ЧС-2, ЧС-4Т, ремонт вспомогательных электрических машин, узлов и запасных частей к ним. Этот вид производства составляют электромашинный и секционный цеха. 
З.  Колёсное производство занимается ремонтом и изготовление колёсных пар для электровозов ЧС-2, ЧС-4, ЧС-4Т, ВЛ-10, ВЛ-60, ВЛ-80, тягового агрегата ОПЭ-1, а также ремонтом буксового узла. 
4. Литейно-кузнечное производство: литейный цех изготавливает колодки тормозные вагонные, колодки фосфористые, детали из цветного металла, маслоты для поршневых колец, детали из серого чугуна для ремонта подвижного состава, производит переплавку лома из цветных металлов (меди, алюминия, бронзы, латуни), кузнечно-механический цех осуществляет ремонт и изготовление узлов и деталей подвижного состава, детали стрелочных переводов и контактной сети, поковки весом до 350 кг из обычных и легированных сталей. 
5. Вспомогательное производство обеспечивает цеха основного производства энергоресурсами, водой, инструментом, оснасткой, нестандартным оборудованием, производит гальваническую обработку деталей, транспортировку грузов, капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений и оборудования. 
Численность рабочих Новосибирского электровозоремонтного завода в период с 1990 года колебалась как в сторону увеличения (максимальное значение – 2332 человека зафиксировано в 1990 году), так и в сторону уменьшения (минимум рабочих – 1860 человек было на заводе в 1998 году). Контингент изменялся в зависимости от плановых и фактических  объёмов ремонта, задания руководства на сокращение численности по указанию МПС.  
По состоянию на 20 марта 2002 года общая численность работников НЭРЗ составляет 2333 человека, что на 1 человека больше максимального значения за прошедшие 12 лет. Среднесписочная численность производственно-промышленного персонала (ППП)  и непромышленной группы представлена на рисунке 6. 
Рис.6. Динамика численности рабочих НЭРЗ в 1997-2003гг, чел.

 
Что касается возрастного состава, то наибольшую группу здесь представляют рабочие в возрасте 41-50 лет (31,4%). Вторая по величине группа рабочих: среди мужчин- 21-30 лет – 358 человек (15%), среди женщин – 31-40 лет - 153 человека (6,5%). Также на заводе числятся 4 рабочих в возрасте до 18 лет и 193 работника  в возрасте свыше 60 лет (136 из которых  - мужчины). 
Таблица 4 
Численность персонала завода по отделам

Отдел Численность
чел. %
Заводоуправление 9 0,39
Отдел главного технолога 29 1,24
Отдел главного конструктора 13 0,56
Экономический отдел 17 0,73
Финансовый  отдел 5 0,21
Главная бухгалтерия 19 0,81
Юридическое бюро 2 0,09
Отдел кадров 10 0,43
Отдел главного механика 5 0,21
Отдел главного метролога 11 0,47
Отдел главного энергетика 7 0,30
Отдел маркетинга 12 0,51
Прочие отделы 314 13,44
Электровозосборочный цех 259 11,08
Электромашинный цех 222 9,50
Аппаратный  цех 181 7,74
Колёсный  цех 88 3,77
Ремонтно-комплектовочный  цех 64 2,74
Секционный  цех 152 6,50
Тележечный  цех 117 5,01
Инструментальный  цех 67 2,87
Литейный  цех 129 5,52
Кузнечный цех 61 2,61
Ремонтно-механический цех 73 3,12
Энергоцех цех 103 4,41
Теплосиловой  цех 1 0,04
Строительный  цех 71 3,04
Котельный цех 95 4,07
Центральная заводская лаборатория 20 0,86
Автотранспортный  и ж/д участки 109 4,66
ЖКХ 72 3,08
ИТОГО: 2337 100

 

Из таблицы видим, что основная часть персонала  сосредоточена в производственных цехах (электровозосборочном, электромашинном, аппаратном, секционном, литейном, автотранспортном). 
Необходимо отметить значительное превышение численности мужчин над численностью женщин в таких подразделениях и отделах, как: заводоуправление, отдел главного конструктора, электровозосборочный цех, электромашинный цех, аппаратный цех, колесный цех, тележечный цех, автотранспортный цех.  
Численность женщин превышает численность мужчин в жилищно-коммунальном хозяйстве, секционном цехе, отделе главного энергетика, главного технолога, отделе кадров, финансовом, экономическом отделах, бухгалтерии. 
В вопросе образованности работников положение таково – более 60% рабочих Новосибирского электровозоремонтного завода не имеют даже среднего профессионального образования.  Лишь 15%, т.е. 350 человек имеют высшее образование, а остальная группа рабочих – 488 человек заканчивали техникумы, колледжи, училища.

 

Таким образом, персонал завода имеет невысокий образовательный  потенциал, основную долю которого занимают работники старшего возраста. Поэтому  важными задачами кадровой службы является разработка программ переподготовки и  повышения квалификации работников, а также формирование кадрового  резерва на замещение работников, выходящих на пенсию.

2.3. Основные направления  кадровой политики  завода и их  характеристика  
В процессе управления персоналом выделяют базовые направления кадровой политики:

  • планирование трудовых ресурсов (оценка состояния наличных трудовых ресурсов, оценка будущих потребностей, разработка программы развития);
  • определение механизма оплаты труда (определение общей концепции в целом, общей номенклатуры выплат, уточнение возможностей предприятии, определение конкретных моделей оплаты труда и социальных льгот);
  • набор персонала;
  • профориентация, адаптация, обучение;
  • оценка степени эффективности трудовой деятельности работника.

Планирование трудовых ресурсов 
Планирование труда должно обеспечивать неуклонный рост производительности труда, рациональные соотношения между заработной платой и численностью различных категорий работников, наиболее полное использование трудовых ресурсов, их экономию и высвобождение, повышение квалификации работников.  
План по труду является важнейшим разделом техпромфинплана завода. Он тесно связан со всеми разделами техпромфинплана. Определяющим показателем для плана по труду является объем товарной продукции. Выполнение производственной программы зависит от численности работников и уровня производительности труда. Рассчитываемый в плане по труду фонд заработной платы используется при исчислении плановой себестоимости продукции. При этом себестоимость продукции прежде всего зависит от соотношения между ростом производительности труда и повышением заработной платы рабочих: чем больше производительность труда опережает рост заработной платы, тем больше создаются возможности для снижения себестоимости продукции.  
При разработке плана по труду на заводе основными задачами являются: неуклонное повышение производительности труда, опережающее темпы роста заработной платы; наиболее экономное и производительное использование рабочей силы, повышение ее квалификации, а также подготовка новых кадров; правильная организация и рациональное расходование заработной платы. 
Основные показатели плана по труду. План по труду состоит из трех основных разделов:

  • плана по производительности труда;
  • плана по численности работающих, подготовке и повышению кадров;
  • плана по средней заработной плате и фондам заработной платы по всем категориям работников.

План по труду завода составляется раздельно для подразделений  промышленно-производственной деятельности и непромышленного типа. 
В промышленно-производственной деятельности завода план по труду включает следующие разделы: 
а) объем товарной продукции, тыс. р.; 
б) среднюю выработку на одного среднесписочного рабочего, тыс. р.; 
в) численность рабочих, специалистов и служащих; 
г) среднюю заработную плату; 
д) фонд заработной платы. 
В непромышленных подразделениях  план по труду предусматривает следующие показатели: численность работников по категориям, их фонд заработной платы и среднюю заработную плату. 
Цеховой план по труду. План по труду разрабатывается не только по заводу в целом, но и по цехам. 
В цеховом плане по труду устанавливаются следующие основные показатели: средняя плановая трудоемкость изделий, работ; средняя выработка на одного работающего в ценностном выражении, а также  в нормо-часах; плановый процент выполнения норм времени (выработки); численность рабочих (с подразделением их на основных и вспомогательных), руководителей, специалистов и служащих; средняя заработная плата по всем категориям работников; фонд оплаты труда с подразделением по категориям работников. 
Совокупность всех цеховых планов по труду должна соответствовать заводскому плану. 
Структура кадров завода.  Работники завода делятся на две категории:

  • промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;
  • непромышленный персонал. Это работники столовой, КЭУ, санатория-профилактория.

Согласно классификатору профессий и должностей все работники  подразделяются на категории: рабочие, руководители, специалисты, служащие. 
Рабочие – лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, а также ремонтом, перемещением грузов и т.д. (занятые управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов и автоматических линий; изготовлением материальных ценностей вручную; уходом за машинами, оборудованием; обслуживанием производственных и непроизводственных помещений и др.). 
Руководители – работники, занимающие должности руководителей предприятия и структурных подразделений (директор, начальник, заведующий, мастер, главный бухгалтер и др.). 
Специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами (бухгалтеры, инженеры, экономисты, механики и др.). 
Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (агент, делопроизводитель, кассир, секретарь  и др.). 
По характеру участия в производственном процессе рабочие подразделяются на основных и вспомогательных. 
Основными являются рабочие, непосредственно выполняющие технологические операции изготовления продукции. К вспомогательным относятся те рабочие, которые заняты обслуживанием основного производства всем необходимым (инструментом, ремонтом, транспортом и т.д.). 
При планировании и учете численности рабочих определяют списочный и явочный их состав. 
В списочный состав работников завода  включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную, а также временную работу на срок один день и более (со дня зачисления их на работу). В списочном составе работников за каждый календарный день учтены как фактические работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. 
В отчетности по труду численность работников списочного состава приводится не только на определенную дату, но и в среднем за  отчетный период (месяц, квартал, год). Численность на дату – это показатель численности работников списочного состава завода на определенное число отчетного периода, например на первое или последнее число месяца, включая принятых и исключая выбывших на этот день работников. 
Для определения численности работников за отчетный период (месяц, квартал, год) исчисляется среднесписочная численность, которая указывает изменение списочного состава в отчетном периоде в результате приема, увольнения и  т.п. работников. 
Среднесписочная численность работников за отчетный месяц исчисляется путем суммирования работников списочного состава на каждый календарный день отчетного месяца, т.е. с 1-го по 31-е число, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней в отчетном месяце. Численность работников списочного состава на выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников на предшествующий рабочий день. 
Для определения среднесписочной численности работников ведется ежедневный учет численности работников списочного состава (табель рабочего времени), где отражаются изменения на основании приказов (распоряжений) о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.  
От списочного состава работников следует отличать явочный состав, который представляет собой число работников, которые ежедневно должны быть на работе, чтобы обеспечить нормальный ход производственного процесса. Списочный и явочный составы работников практически не совпадают, поэтому для обеспечения ежедневной явки на работу необходимой численности работников их среднесписочное число должно быть больше явочного. Соотношение списочного и явочного числа работников определяется с помощью коэффициента, представляющего собой отношение количества дней работы предприятия и количества дней работы одного среднесписочного работника. 
Номинальное время работы одного работника в 2004году 250 дней, а фактически используемое время 214,25 дней , то К = 250 : 214,5  = 1,17, это означает, что среднесписочная численность должна быть на 17% больше явочной.

Фактически работающие – это не только явившиеся, но и фактически приступившие к работе.  
Учет численности работников позволяет выявить их распределение на разных участках предприятия, а также изменение расстановки персонала. 
Плановые расчеты ведутся отдельно по каждой категории работников с применением различных методов определения необходимой численности. 
Для примера, ниже представлен расчёт численности рабочих и служащих колёсного цеха.  
Численность рабочих-сдельщиков (Чрс) определяется с учётом плановой трудоёмкости для объёмов производственной программы по установленной форме  
Чрс= (Q*T)/(Ф*k); 
где Q- плановый объём ремонтов (к/п); Т- трудоёмкость на единицу изделия (нормо-часы); Ф- баланс рабочего времени ( 2001 нормо-часа); k- коэффициент, учитывающий нормы выработки (%).   
Кроме того в колёсном цехе есть рабочие–повременщики - слесари-дефектировщики, численность которых определяется  по аналогии с рабочими-сдельщиками по формуле определения Чрс – получаем 3 слесарей. 
Численность вспомогательных рабочих определяется следующим образом: исходя из норм трудоёмкости на обслуживание станков, общестроительным типовым нормам, нормативам численности и нормативам времени обслуживания для вспомогательных рабочих цехов основного и вспомогательного производства, межотраслевым нормативным материалам для нормирования труда на работы по уборке территорий и помещений.  
Численность слесарей-ремонтников (Чсл), занимающихся средним, текущим ремонтом станков, а также межремонтным обслуживанием рассчитываются по формуле: 
Чсл=   Rс*n/(k*Ф), 
где Rс - трудоёмкость ремонта в планируемый период; n - количество оборудования, подлежащих ремонту, k - коэффициент выполнения плановых норм выработки, Ф - годовой фонд рабочего времени. 
Чсл= 68,6*6+445,5*6+444,4*10+404*7+179,6*14/(2001*1,35)=4,76 чел. 
Чс=Чсл*к;  
где к- коэффициент, учитывающий прогулы или невыходы рабочих. 
Чс=4,76*1,12=5,33 чел.  
Принимаем 5 человек, в т.ч. 1 чел. – слесарь-сантехник. 
Аналогично рассчитывается численность электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Принимаем 2 чел. 
Расчёт списочной численности машинистов кранов (Чсп) производится при использовании нормативов численности машинистов кранов, управляемых из кабины (Нч) [5, стр. 140], коэффициентов невыходов крановщиков (kн) и фактического наличия кранов в цехе (Nкр) по формуле: 
Чсп=Нч*Nкр*kн;                                            (9) 
Чсп=1*7*1,16=8,12 человек. 
Принимаем 8 человек. 
На основании нормативов численности стропальщиков, которые установлены с учётом стропления и транспортировки грузов на крюковых кранах, управляемых из кабины и коэффициента невыхода стропальщиков, а также при условии, что все слесари в цехе имеют корочки стропальщиков, так как вручную развернуть или переставить колёсную пару невозможно и поэтому приходится при смене положения к/п прибегать к помощи кранов численность стропальщиков по уборке мусора, готовых изделий и выполнения подсобных работ в цехе, принимаем в количестве 1 человека. 
Численность  уборщиков производственных и служебных помещений рассчитывается исходя из  межотраслевых нормативных материалов [22, стр.41-46] по картам в зависимости от площади покрытия для мытья (пол, панели, облицованные кафелем и т.д.), массы отходов с учётом типа уборки (с предварительным увлажнением или без него).  Суммированием нормативной численности, полученной по картам 1-6 и умножением этого числа на коэффициент неявки рабочих, равный 1,13 получим 4 человека.   
По  указаниям «Сборник нормативов численности ИТР и служащих заводов ЦТВР» от 1983 года определяем наличие и численность начальника цеха, его заместителя, мастеров, технологов, инженеров по нормированию и экономистов по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности.  
По функции «Общее линейное руководство», к которой относятся начальники цехов, их заместители, начальники участков, мастера, расчёт численности следует производить  в соответствии с приказом МПС № 785, согласно которому должность:

Информация о работе Анализ и управление трудовыми ресурсами предприятия(на примере АО Локомотив)