Анализ и управление трудовыми ресурсами предприятия(на примере АО Локомотив)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в разработке стратегии предпринимательской кадровой политики на примере Новосибирского электровозоремонтного завода.
Основными задачами работы являются:
изучение основных теоретических аспектов кадровых взаимоотношений;
анализ кадровой политики на Новосибирском электровозоремонтном заводе;
разработка стратегии предпринимательской кадровой политики на примере Новосибирского электровозоремонтного завода и оценка ее эффективности.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ управления диплом.docx

— 342.57 Кб (Скачать файл)
  1. рассчитывается тарифный заработок каждого рабочего бригады;
  2. устанавливается КТУ каждому рабочему;
  3. определяется расчетная величина для каждого рабочего;
  4. определяется суммарная величина премии и приработка в ФОТ бригады;
  5. рассчитывается коэффициент премии и приработка;
  6. исчисляется абсолютный размер премии и приработка для каждого рабочего;
  7. определяется заработная плата каждого рабочего.

Примеры коэффициентов  трудового участия представлены в табл.16. 
Таблица 16 
Шкала коэффициентов трудового участия (КТУ)

№ п/п Критерии оценки трудового  участия КТУ
1. Базовый коэффициент 1
2. Критерии оценки, увеличивающие КТУ  
2.1 Высокое качество работ 1,2-1,4
2.2. Сокращение сроков выполнения задания за счет рационального  использования рабочего времени 1,1-1,3
2.3 Повышение производительности труда и сокращение нормы времени (за счет рациональных предложений, передовых  методов труда, рациональной организации) 1,3-1,5
2.4 Выполнение смежных  операций, совмещение профессий, помощь другим членам бригады 1,1-1,2
2.5 Выполнение более  сложных операций, работ на сложных  машинах 1,1-1,3
3. Критерии оценки, снижающие КТУ  
3.1 Невыполнение производственных заданий и нормы выработки, низкая производительность труда, отставание от общего темпа коллективного труда 0,7-0,9
3.2 Брак в работе по вине рабочего, снижение качества 0,6-0,7
3.3 Невыполнение в  срок распоряжений бригадира (мастера), вызвавшее снижение выработки бригады  или ухудшение качества выполнения работ 0,6-0,7
3.4 Нарушение правил эксплуатации машин и механизмов, вызвавшее  простои бригады или рабочего 0,6-0,8
3.5 Бесхозяйственное (небрежное) отношение к инструменту, инвентарю, приспособлениям 0,8-0,9
3.6 Нарушение правил техники  безопасности или противопожарной  безопасности 0,6
3.7 Появление на работе в нетрезвом виде, вызвавшее отстранение  от работы 0,5
3.8 Прогул 0-0,5
3.9 Опоздание на работу, нарушение трудовой дисциплины 0,5-0,7
3.10 Привлечение к административной ответственности, мерам общественного  воздействия и др. 0,8-0,9

Внедрение данной системы  оплаты труда в совокупности с  мероприятиями по укреплению трудовой дисциплины на заводе будет способствовать значительному росту производительности труда.

 
3.5. Оценка эффективности  предпринимательской  кадровой политики  
При оценке эффективности предпринимательской кадровой политики учитываются как количественные, так и качественные показатели:
  1. результативность (производительность) труда;
  2. удовлетворенность работников трудом;
  3. наличие, количество и частота прогулов;
  4. текучесть кадров;
  5. наличие трудовых конфликтов;
  6. наличие жалоб;
  7. частота рабочего травматизма.

Оценим эффект от влияния  каждой из предложенных программ предпринимательской  кадровой политики на данные показатели. 
Таблица 17 
Влияние предложенных мероприятий на эффективность кадровой политики

Показатели  эффективности Мероприятия организационного и производственно-технического характера Мероприятия социального  развития предприятия Мероприятия экономического характера
Производительность  труда Рост   Рост
Удовлетворенность работником трудом     Рост
Нарушение трудовой дисциплины Снижение Снижение  
Текучесть кадров   Снижение Снижение
Наличие трудовых конфликтов   Снижение Снижение
Наличие жалоб   Снижение  
Частота рабочего травматизма Снижение    

 

Таким образом, совершенствование  систем организации труда и его  оплаты будут способствовать росту  производительности труда. Мероприятия  экономического характера будут  повышать удовлетворенность работников трудом, снижать текучесть кадров и случаев трудовых конфликтов. Мероприятия  организационного и производственно-технического характера кроме прямого влияния  на рост производительности труда будут  способствовать снижению случаев нарушения  трудовой дисциплины и частоты рабочего травматизма за счет более строго соблюдения технологии ремонта и  техники безопасности. Мероприятия  по социальному развитию будут способствовать снижению нарушений трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, трудовых конфликтов и жалоб. Следовательно, данная кадровая политика является весьма эффективной, что является основанием для внедрения ее на Новосибирском  электровозоремонтном заводе.

Заключение  
Определяющим фактором, влияющим на экономический рост и эффективность производства, является наличие на предприятии человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные производственные задачи. Задачи проведения кадровой политики становятся во главу угла с началом реформы железнодорожного транспорта. Концепция реформы и поэтапная программа ее реализации учитывают, что решающим в осуществлении поставленных целей остается кадровый ресурс, сама возможность так организовать идущую уже работу, чтобы максимально использовать деловые качества людей, их компетенцию и квалификацию, трудовую мотивацию и социальный настрой во благо общим интересам. 
В этих условиях особо актуальна концепция предпринимательской кадровой политики на предприятии. Предпринимательская кадровая политика – это кадровая политика, направленная на развитие предприятия в сфере кадрового менеджмента, а также на повышение эффективности антикризисного управления предприятия в целом, стратегической целью которой является сохранение наиболее квалифицированного и адаптируемого к условиям рынка персонала. 
Цель настоящей работы заключалась в разработке стратегии предпринимательской кадровой политики на примере Новосибирского электровозоремонтного завода. 
В результате изучения теоретических аспектов теории кадровых взаимоотношений можно сделать следующие выводы. 
Без управления людьми не может существовать ни одна организация. Без квалифицированных кадров  организация не сможет достичь своих целей. Не оспорим тот факт, что доходы любой фирмы в первую очередь зависят от того, насколько профессионально работают в ней специалисты. Следовательно, формирование эффективной системы управления персоналом является одной из наиболее важных задач современного менеджмента. 
Система кадровых взаимоотношений является одним из главных факторов и условием реализации стратегии предприятия, повышением эффективности предпринимательской деятельности. Она основывается на организации двусторонней связи между работниками и работодателем, результатом которой выступает оптимальное сочетание интересов обоих сторон. В конечном итоге повышается удовлетворенность работников условиями труда и вознаграждением (моральным и материальным), растет производительность труда. При этом можно говорить о гармонизации и развитии неформального партнерства между наемными работниками и работодателем. Высокий уровень развития системы кадровых взаимоотношений очень важен при решении руководителей предприятия следовать предпринимательской стратегии. 
Анализ кадрового потенциала Новосибирского электровозоремонтного завода показал, что персонал завода имеет невысокий образовательный потенциал, основную долю которого занимают работники старшего возраста. Поэтому важными задачами кадровой службы является разработка программ переподготовки и повышения квалификации работников, а также формирование кадрового резерва на замещение работников, выходящих на пенсию. 
Планирование кадровых ресурсов организовано удовлетворительно, однако необходимо отметить некоторые недостатки. При планировании кадров слабо учитываются общие стратегические задачи предприятия. План по труду составляется на основе плановой величины объема производства и плановой трудоемкости, а также на основе нормативных справочников. При этом не учитывается возможное изменение структуры персонала, уровень оснащенности предприятия в связи реализацией его стратегии.  
Узкая специализация завода на ремонте нескольких видов электровозов может быть очень опасной. Поэтому наиболее подходящая для завода стратегическая цель – диверсификация производства. В связи с этим с переходом страны к рыночным отношениям, завод не прекратил свое существование из-за малого числа или отсутствия заказов, а отыскал новые виды продукции, в которых нуждался заказчик и которые он был способен эффективно производить. Поэтому необходим постоянный поиск новых сфер деятельности. 
В связи с этим у завода возникают потребность в новых специалистах, рабочих, руководителях, планирование которой необходимо включать в общий план по труду. 
Система оплаты труда и социальных льгот хорошо развита. Она  в высокой  степени дифференцирована и достаточно справедлива. 
Процедуру подбора персонала на заводе можно также считать удовлетворительной. Однако система оценки персонала требует совершенствования. 
Социальная кадровая политика на предприятии хорошо развита. Она способствует высокопроизводительному труду работников и поддержанию стабильного социально-психологического климата в коллективе завода. 
Для достижения общей стратегической цели предпринимательской кадровой политики завода, заключающейся в сохранении наиболее квалифицированной и адаптируемой к условиям рынка части персонала, должны быть затронуты такие направления кадровой политики, как подготовка кадров, организация и система оплаты труда, социальное развитие предпринимательской деятельности.  
Для решения поставленных задач в указанных направлениях предпринимательской кадровой политики разработаны программы производственно-технических, экономических и социально-психологических мероприятий. 
Мероприятия организационного и производственно-технического характера позволят значительно повысить образовательный уровень персонала завода, снизить количество нарушений трудовой дисциплины, повысить производительность труда на 0,394%. 
Реализация мероприятий социального характера будет способствовать улучшению социально-психологического климата в коллективе и повышению производительности труда работников Новосибирского электровозоремонтного завода. 
Внедрение усовершенствованной системы оплаты труда на заводе в совокупности с мероприятиями по укреплению трудовой дисциплины в качестве мероприятий экономического характера также будет способствовать значительному росту производительности труда. 
Оценка влияния предложенных мероприятий на эффективность предпринимательской деятельности предприятия показала, что данная кадровая политика является весьма эффективной. Это является достаточным основанием для того, чтобы рекомендовать ее для внедрения на Новосибирском электровозоремонтном заводе.


Библиографический список

  1. Абакумова Н. Н., Подовалова Р. Я. Политика доходов и заработной платы: учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с. – (Высшее образование).
  2. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса. Руководство Р 2.2.755-99, НПК «Апрохим», М.,2000
  3. Ильин А. И. Планирование на предприятии. Учебник, Мн.: Новое знание, 2001, 634 с.
  4. Комплексная программа работы с кадрами Новосибирского электровозоремонтного завода на 2001-2005 годы, от 15.06.2001
  5. Общестроительные типовые нормативы, нормативы численности и нормативы времени обслуживания для вспомогательных рабочих цехов основного и вспомогательного производства. М., 1981
  6. Организация и планирование производства на ремонтных предприятиях. Под ред. Конкина Ю.А., Калинченко В.И., Лиспенков И.Д., Серый И.С. М.,1981
  7. Организация обучения и проверки знаний по охране труда работников НЭРЗ, СТП 87 ТРЗ 003-98
  8. Паспорт предприятия (производственного объединения) Новосибирского электровозоремонтного завода за 2001 год
  9. Пассажирский электровоз ЧС-4. Под общей редакцией Каптёлкина В.А. М., 1971
  10. Перспективные планы завода на 2001-2010 годы
  11. План финансового оздоровления  НЭРЗ, февраль 2002 год
  12. План финансового оздоровления (бизнес-план) Новосибирского электровозоремонтного завода, 27 марта 1998 года
  13. Планирование в предприятиях железнодорожного транспорта. Под ред. канд. экон. наук Петрова Ю.Д. М., 1989
  14. Подовалова Р. Я. Управление производительностью труда: учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. – 239 с.
  15. Положение «О фонде оплаты труда», от 01.04.200 года
  16. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда»
  17. Программа работы с персоналом  на Новосибирском электровозоремонтном заводе  до 2006 года, от 10.10.2001 года
  18. Проект нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных химических веществ для Новосибирского электровозоремонтного завода, ЗАО НТЦ «Лептон», ГП НЭРЗ, 1998 год
  19. Раков В.А. Пассажирский электровоз ЧС-2. 3-е издание, переработанное и дополненное. М., 1976
  20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие/ Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с. – (Экономическое образование)
  21. Салатов К.Х., Царёв Р.М., Шишков А.Д., Экономика заводов по ремонту подвижного состава. М., 1989
  22. Сборник межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда на работы по уборке территорий и помещений. М., 1989
  23. Сборник численности инженерно-технических работников и служащих заводов ЦТВР. М., 1983
  24. Система управления охраной труда на  НЭРЗ, СТП УКВ 022-098-2001
  25. Скворцов Н.Н. Справочная книга экономиста-плановика. Экономика, организация, планирование производства и научных исследований. М., 1973
  26. Социально-экономическое планирование на железнодорожном транспорте. Васюк Н.М. Ленинград, 1978
  27. Указания об утверждении Положения об оценке условий труда на рабочих местах на предприятиях и в организациях МПС России. №Г-197у. М.,1987
  28. Шишков А.Д., Дмитриев В.А., Гусаков В.И. Организация, планирование и управление производством по ремонту подвижного состава. М., 1997
  29. Экономика предприятия: учебник/ Под.ред.проф.Н. А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – 584 с.
  30. Электровоз ВЛ-10. Под общей редакцией канд. тех. наук  О.А. Кикнадзе. М., 1973.

Информация о работе Анализ и управление трудовыми ресурсами предприятия(на примере АО Локомотив)