Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обоснование направлений повышения эффективности работы торговой организации. Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:
изучить показатели эффективности функционирования организации;
провести анализ экономической эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……
1. Сущность и основные показатели экономической эффективности функционирования организации……………..…………………………………..
1.1. Экономическая эффективность розничной торговли, ее сущность, критерии и показатели оценки……………………………………………..
1.2. Показатели оценки и методика анализа экономической эффективности торговли………………………………………………………………
1.3. Тенденции развития торговой отрасли……………………………….
2. Анализ экономической эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………………
2.1. Экономическая характеристика деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………
2.2. Анализ эффективности использования капитала и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…………………..
2.3. Оценка влияния эффективности использования ресурсов организации на результаты ее деятельности………………………………………..
3. Пути и резервы повышения экономической эффективности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………..
3.1. Пути интенсивного развития ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………………………..
3.2. Резервы повышения экономической эффективности использования ресурсов и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…...……………………….…………………...…………...…………
Заключение………………………………………………………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа_Эффективность_ЧУП Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

Минимальное критическое значение этого показателя составляет 1,0. Если значение показателя меньше 1,0, структура баланса признается неудовлетворительной, а организация неплатежеспособной. Значительное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами (более 1,0) также нежелательно, так как свидетельствует о неэффективном использовании организацией своего имущества.

В ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» этот показатель составил в 2010 году 0,40 (875/2177), а в 2011 году 0,32 (1618/5078).

Рассчитаем вышеперечисленные  коэффициенты для ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» за 2010-2011 гг. (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Оценка ликвидности за 2010-2011 гг.

Показатели

2010 год

2011 год

Отклонение

Норм. коэф.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,015

0,023

0,008

0,2-0,25

Промежуточный коэффициент  покрытия

0,09

0,08

-0,01

0,7-0,8

Коэффициент текущей  ликвидности

0,40

0,32

-0,08

1


 

 

Рисунок 2.1 - Оценка ликвидности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» за 2010-2011 гг.

По данным таблицы 2.3 и рисунка 2.1 можно сделать выводы, что промежуточный коэффициент покрытия был в 2010 году ниже нормативного и в динамике незначительно повышался. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2010 году был ниже нормативного и в динамике снижался. Коэффициент текущей ликвидности в 2010 году был ниже нормативного, а в динамике снижался.

Общая обеспеченность предприятия  собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств характеризуется коэффициентом текущей ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности в 2010 году составил 0,40, в 2011 году – 0,32.

Таким образом, на основании  вышеперечисленных значений коэффициентов можно сделать вывод о неудовлетворительной структуре баланса ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» и неплатежеспособности предприятия, так как все значения коэффициентов ликвидности не соответствуют нормативным значениям в 2011 году, и следует также отметить тенденцию к дальнейшему ухудшению финансового состояния предприятия, о чем свидетельствует снижение промежуточного коэффициента покрытия и коэффициента текущей ликвидности.

Далее на основании данных отчетности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» составим таблицу 2.4, характеризующую объем выручки, сумму расходов на реализацию и уровень расходов на реализацию по отношению к выручке ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза».

Таблица 2.4 - Анализ расходов на реализацию ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

1. Выручка без налогов

7232

10015

2783

138,48

2. Расходы на реализацию

1262

1467

205

116,24

3. Уровень расходов  на реализацию, %

17,45

14,65

-2,80

-


 

Таким образом, на основании  данных таблицы 2.4 можно сделать следующие выводы. Выручка в динамике увеличилась на 2783 млн. руб. или на 38,48%. Расходы на реализацию по сумме в динамике повысились на 205 млн. руб. или на 16,24%. А уровень расходов на реализацию снизился на 2,8%. Темп снижения уровня расходов на реализацию составил 16,05% (2,8 / 17,45 х 100).

На практике по размеру  снижения (повышения) уровня расходов на реализацию определяют сумму их относительной экономии или перерасхода и дают оценку соблюдения сметы расходов. Сумма относительной экономии (перерасхода) исчисляется умножением фактической выручки на размер снижения (повышения) уровня расходов на реализацию и делением полученного итога на 100. По ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» сумма относительной экономии расходов на реализацию за год составила 280,42 млн. руб. [10015 х (-2,80) : 100].

Вышеперечисленные факты свидетельствуют о достаточно стабильной работе, относительной экономии и улучшении основных показателей в динамике, поскольку выручка растет более быстрыми темпами, чем расходы на реализацию.

 

2.3. Оценка влияния  эффективности использования ресурсов

организации на результаты ее деятельности

 

Для оценки эффективности использования ресурсов ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» рассчитаем показатели рентабельности за 2010-2011 гг. на основе прибыли отчетного периода.

В таблице 2.5 приведем исходные данные для расчета показателей рентабельности.

Таблица 2.5 - Исходные данные для расчета показателей рентабельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» за 2010-2011 гг., млн. руб.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+/-)

1. Прибыль (убыток) от  реализации

619

1215

596

2. Прибыль отчетного  периода

328

1249

921

3. Затраты (себестоимость+расходы на реализацию)

6613

8800

2187

4. Выручка без налогов

7232

10015

2783

5. Собственный капитал

9537

24198

14661

6. Заемный капитал

7338

10276

2938

7. Основной капитал

15565

31368

15803

8. Оборотный капитал

875

1618

743


На основании данных таблицы 2.5 можно сделать следующие выводы.

В динамике за 2010-2011 гг. произошло увеличение выручки – на 3100 млн. руб., затрат – на 2187 млн. руб., прибыли от реализации  - на 596 млн. руб., прибыли отчетного периода – на 921 млн. руб., суммы собственного капитала на 14661 млн. руб., суммы заемного капитала – на 2938 млн. руб., суммы основного капитала – на 15803 млн. руб. и суммы оборотного капитала – на 743 млн. руб.

Далее рассчитаем показатели рентабельности для ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» за 2010-2011 гг. на основании исходных данных, приведенных в таблице 2.5.

1. Рентабельность основной  деятельности (окупаемость затрат):

- 2010 г.:

R=ПРП/З=619/6613*100=9,36%

- 2011 г.:

R=ПРП/З=1215/8800*100= 13,81%

где  ПРП – прибыль от реализации;

З – затраты.

2. Рентабельность продаж (оборота):

- 2010 г.:

R=ПРП/В=619/7232*100=8,56%

- 2011 г.:

R=ПРП/В=1215/10015*100= 12,13%

где  В – выручка.

3. Рентабельность (доходность) собственного капитала:

- 2010 г.:

R=П/СК=328/9537*100= 3,44%

- 2011 г.:

R=П/СК=1249/24198*100= 5,16%

где  П – прибыль отчетного периода;

СК - собственный капитал.

4. Рентабельность (доходность) заемного капитала:

- 2010 г.:

R=П/ЗК=328/7338*100=4,47%

- 2011 г.:

R=П/ЗК=1249/10276*100=12,16%

где  ЗК – заемный капитал.

5. Рентабельность (доходность) основного капитала:

- 2010 г.:

R=П/ОК=328/15565*100= 2,11%

- 2011 г.:

R=П/ОК=1249/31368*100= 3,98%

где  ОК – основной капитал.

6. Рентабельность (доходность) оборотного капитала:

- 2010 г.:

R=П/ОбК=328/875*100=37,49%

- 2011 г.:

R=П/ОбК=1249/1618*100=77,19%

где  ОбК – оборотный капитал.

На основании произведенных  расчетов составим таблицу и проанализируем изменения рентабельности в динамике в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» за 2010-2011 гг. (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Анализ рентабельности в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» за 2010-2011 гг.

Показатель

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+/-)

1. Рентабельность  основной деятельности (окупаемость  затрат)

9,36

13,81

4,45

2. Рентабельность продаж (оборота)

8,56

12,13

3,57

3. Рентабельность (доходность) собственного капитала

3,44

5,16

1,72

4. Рентабельность (доходность) заемного капитала

4,47

12,16

7,69

5. Рентабельность (доходность) основного капитала

2,11

3,98

1,87

6. Рентабельность (доходность) оборотного капитала

37,49

77,19

39,7


 

Рисунок 2.2 - Рентабельность в ЧУП «Центральный рынок Гродненского

облпотребсоюза» за 2010-2011 гг.

 

В ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» показатели рентабельности в основном являются не высокими, но в динамике наблюдается тенденция к существенному повышению рентабельности основной деятельности (окупаемости затрат) - на 4,45%, рентабельности продаж (оборота) – на 3,57%, рентабельности (доходности) собственного капитала - на 1,72%, рентабельности (доходности) заемного капитала - на 7,69%, рентабельности (доходности) основного капитала – на 1,87% и рентабельности (доходности) оборотного капитала на 39,7%.

В целом следует  отметить, что более эффективно ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» работал в 2011 году, так как была получена большая по сравнению с 2010 годом прибыль от реализации и прибыль отчетного периода и, следовательно, предприятие было в целом более прибыльным и рентабельным.

 

 

 

 

 

3. Пути и резервы повышения экономической

эффективности ЧУП «Центральный рынок

Гродненского облпотребсоюза»

 

3.1. Пути интенсивного  развития ЧУП «Центральный рынок 

Гродненского облпотребсоюза»

 

На наш взгляд основными направлениями поиска резервов по повышению эффективности и интенсивности хозяйственной деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» являются увеличение выручки, прибыли, снижение себестоимости, улучшение управления использования финансовыми ресурсами, повышение эффективности использования ценовых стратегий и совершенствования организации деятельности предприятия.

Приоритетной  задачей ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» является увеличение натурального предложения товаров и услуг, а также расширения их ассортимента.

ЧУП «Центральный рынок  Гродненского облпотребсоюза», реализуя в широком ассортименте товары и услуги, ориентируется на максимальное удовлетворение спроса покупателей различного возраста, социальной принадлежности, профессии, стиля жизни и уровня доходов.

ЧУП «Центральный рынок  Гродненского облпотребсоюза» ориентируется на выполнение следующих задач:

- достижение  максимально возможного объема  реализации.

- достижение  максимального удовлетворения спроса  покупателей на товары и услуги.

- предоставление широкого выбора товаров и услуг.

- повышение  качества жизни, представляющее  собой качество, количество,  ассортимент, доступность и стоимость товаров и услуг.

Для выполнения поставленных задач планируется  провести мероприятия:

- формировать  цены на товары и услуги с учетом наценки;

- обеспечить  проведение выставок-продаж, выездов  непосредственно к потребителю  на предприятия города и городские  рынки, участие во всех городских ярмарках;

- увеличить  затраты на рекламные мероприятия  в размере 0,2% от чистой прибыли, что в 2,5 раза выше по отношению к 2011 году, а также на использование витрин, ярких стендов, плакатов, светового оформления;

Информация о работе Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации