Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обоснование направлений повышения эффективности работы торговой организации. Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:
изучить показатели эффективности функционирования организации;
провести анализ экономической эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……
1. Сущность и основные показатели экономической эффективности функционирования организации……………..…………………………………..
1.1. Экономическая эффективность розничной торговли, ее сущность, критерии и показатели оценки……………………………………………..
1.2. Показатели оценки и методика анализа экономической эффективности торговли………………………………………………………………
1.3. Тенденции развития торговой отрасли……………………………….
2. Анализ экономической эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………………
2.1. Экономическая характеристика деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………
2.2. Анализ эффективности использования капитала и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…………………..
2.3. Оценка влияния эффективности использования ресурсов организации на результаты ее деятельности………………………………………..
3. Пути и резервы повышения экономической эффективности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………..
3.1. Пути интенсивного развития ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………………………..
3.2. Резервы повышения экономической эффективности использования ресурсов и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…...……………………….…………………...…………...…………
Заключение………………………………………………………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа_Эффективность_ЧУП Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

Доля продажи товаров  отечественного производства торговыми  организациями в розничном товарообороте торговли в январе-сентябре 2012 г. составила 74,9%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий – 84,5%, непродовольственных товаров – 61,7%.

На 1 октября 2012 г. объем  товарных запасов в торговых организациях уменьшился на 2 дня по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. и снизился на 20 дней по сравнению с 1 января 2012 г., обеспечивая 41 день торговли [26].

 

2. Анализ экономической эффективности

деятельности ЧУП «Центральный рынок

Гродненского облпотребсоюза»

 

2.1. Экономическая характеристика деятельности

ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»

 

ЧУП «Центральный рынок  Гродненского облпотребсоюза» свою деятельность осуществляет на основании Устава частного торгово-закупочного унитарного предприятия «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза», который принят и утвержден постановлением правления Гродненского облпотребсоюза №146 от 19 октября 1992 года, в новой редакции утвержденного постановлением правления Гродненского облпотребсоюза №372 от 23 декабря 2003 года и зарегистрирован Гродненским городским исполнительным комитетом.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №11 от 16 февраля 1999 г. «Об упорядочении государственной  регистрации и прекращении деятельности субъектов хозяйствования» Гродненский городской исполнительный комитет решением №95 от 16 февраля 2004 г. зарегистрировал частное торгово-закупочное унитарное предприятие «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» в едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за номер 500221521, выдано свидетельство о государственной некоммерческой организации серии ЮАП №009873 и собственником имущества предприятия является Гродненский облпотребсоюз.

Юридический адрес предприятия: 230019, г. Гродно, ул. Полиграфистов, 6.

ЧУП «Центральный рынок  Гродненского облпотребсоюза» является одним из ведущих торгово-закупочных предприятий г. Гродно.

Основными видами деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» являются:

- сдача в наем имущества; 

- розничная торговля;

- общественное питание; 

- заготовка с/х продукции;

- оказание платных  услуг населению.

Показатели финансово-хозяйственной  деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» за 2010-2011 гг., млн. руб.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонение, +/-

Темп роста, %

1. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

8420

11520

3100

136,82

2. Налоги

1188

1505

317

126,68

3. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг без налогов

7232

10015

2783

138,48

4. Себестоимость  реализованной продукции, товаров, работ, услуг

5351

7333

1982

137,04

5. Расходы на реализацию

1262

1467

205

116,24

6. Прибыль (убыток) от реализации

619

1215

596

196,28

7. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

-246

115

361

-46,75

8. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

-45

-8

37

17,78

9. Прибыль (убыток) отчетного периода

328

1249

921

380,79

10. Налоги и  сборы, производимые из прибыли

316

532

216

168,35

11. Чистая прибыль  (убыток)

12

717

705

5975,00


 

За 2010 год выручка от реализации ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» составила 8420 млн. руб. Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг составила 619 млн. руб., а прибыль отчетного периода - 328 млн. руб.

Были произведены  отчисления налога на прибыль и иных обязательных платежей в сумме 316 млн. руб. Чистая прибыль составила 12 млн. руб.

В 2011 году выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» составила 11520 млн. руб., что на 3100 млн. руб. или на 36,82% больше, чем в 2010 году.

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг в 2011 году составила 7333 млн. руб. и по отношению к 2010 году увеличилась на 1982 млн. руб. или на 37,04%, а расходы на реализацию - на 205 млн. руб. или 16,24%.

За 2011 г. получена прибыль отчетного периода 1249 млн. руб. и убыток от внереализационных доходов и расходов, который составил 8 млн. руб. Прибыль от операционных доходов и расходов составила 115 млн. руб., а прибыль от реализации – 1215 млн. руб. Были произведены отчисления налога на прибыль и иных обязательных платежей в сумме 532 млн. руб. Чистая прибыль составила 717 млн. руб.

В 2011 г. прибыль отчетного периода увеличилась по сравнению с 2010 годом на 921 млн. руб. Увеличение прибыли отчетного периода произошло в основном за счет увеличения прибыли от реализации на 596 млн. руб. или на 96,28%.

В целом следует  отметить, что ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» осуществляло успешную деятельность в 2010-2011 гг., так как была получена прибыль отчетного периода, а в 2011 г. произошло дальнейшее повышение эффективности деятельности предприятия, так как повышалась отчетного периода вследствие того, что выручка росла более быстрыми темпами, чем себестоимость и расходы на реализацию.

 

2.2. Анализ эффективности  использования капитала и затрат 

ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»

 

Проведем оценку эффективности использования основного и оборотного капитала.

В первую очередь проанализируем эффективность использования основных средств в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» за 2010-2011 гг. (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Анализ эффективности использования основных средств в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» за 2010-2011 гг.

Показатели

2010 год

2011 год

Отклонение (+/-)

1. Стоимость основных  фондов

15565

31368

15803

2. Выручка, млн. руб.

8420

11520

3100

3. Прибыль от реализации, млн. руб.

619

1215

596

4. Фондоотдача (стр.2 /стр.1)

0,54

0,37

-0,17

5. Фондоемкость (стр.1 /стр.2)

1,85

2,72

0,87

6. Фондорентабельность  (стр.3/стр.1)

0,040

0,039

-0,001


 

Таким образом, фондоотдача  составила 0,37 руб., т.е. на 1 рубль затраченных основных средств приходится 0,37 рубля выручки. Фондоемкость же составила 2,72 руб., т.е. для получения 1 рубля выручки должно быть затрачено 2,72 руб. основных средств. Фондорентабельность основных фондов составила 0,039 руб., что означает, что на рубль затраченных основных средств приходится 0,039 рубля прибыли.

Таким образом, на основании  проведенных расчетов можно сделать  вывод, что в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» основные фонды используются не достаточно эффективно, о чем свидетельствует низкая фондорентабельность, фондоотдача и высокая фондоемкость.

Источниками формирования основных средств в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» являются: капитальные вложения (инвестиции); денежные и материальные взносы; доходы, полученные от реализации товаров, а также от других видов хозяйственной деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; другие источники, не запрещенные законодательством.

Далее проведем анализ эффективности использования оборотного капитала ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза».

Основными показателями эффективности использования оборотного капитала являются количество совершаемых оборотов за год и продолжительность одного оборота. Они рассчитываются по следующим формулам:

 

Количество оборотов =

 

Продолжительность одного оборота =

 

Рассчитаем оборачиваемость  и продолжительность одного оборота  для ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»:

2010 год: 

Об= об.    

Пр= дн.

2011 год: 

Об= об.    

Пр= дн.

Таким образом, в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» количество оборотов, проходимых оборотными средствами в течение года уменьшилось в динамике на 2,5 оборота (7,12-9,62), а продолжительность одного оборота увеличилась на 13,14 дн. (50,56-37,42).

На основе анализа  динамики показателей общей оборачиваемости и ее слагаемых следует рассчитать влияние ускорения или замедления оборачиваемости на размер используемых ресурсов.

Таким образом, за счет замедления оборачиваемости на 13,14 дня произошло дополнительное вовлечение в хозяйственный оборот 420,48 млн. руб. (13,14*(11520/360).

Важное значение для повышения эффективности деятельности организации в целом имеет ускорение оборачиваемости оборотных средств. Основными путями повышения эффективности оборотного капитала следующие: технические, организационные, экономические.

Далее для оценки эффективности использования капитала в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» проведем оценку платежеспособности.

В настоящее время  платежеспособность предприятия определяется согласно Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.04 г. и др.

Ликвидность отождествляется  с платежеспособностью организации.

Под платежеспособностью  организации понимают ее готовность погасить краткосрочную задолженность своими средствами.

Различают три показателя платежеспособности: коэффициент абсолютной (срочной) ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия и общий коэффициент покрытия (коэффициент текущей платежеспособности).

При исчислении всех этих показателей используют общий знаменатель - краткосрочные обязательства. Исчисляются они как совокупная величина краткосрочных заемных средств, кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивов (строка 610 + 620 + 650).

В ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» краткосрочные обязательства составили в 2010 году 2177 млн. руб. (0+2177+0), а в 2011 году – 5078 млн. руб. (1369+3709+0).

Коэффициент абсолютной ликвидности исчисляют отношением денежных средств и финансовых вложений (строки 260 + 270) к краткосрочным обязательствам.

В ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» этот показатель составил в 2010 году 0,015 ((32+0)/2177), а в 2011 году 0,023 ((119+0)/ 5078). Значение коэффициента абсолютной ликвидности свидетельствует о низкой платежеспособности организации, но и о некотором повышении ее в динамике. Предельное теоретическое значение данного показателя составляет примерно 0,2 - 0,25.

Показатель абсолютной ликвидности предприятия имеет особенно важное значение для поставщиков материальных ресурсов и банка, кредитующего данное предприятие.

Промежуточный коэффициент  покрытия определяют как частное  от деления совокупной суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности (строки 240 + 260 + 270) на краткосрочные обязательства. Теоретическое значение этого показателя признается достаточным на уровне 0,7 - 0,8.

В ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» в 2010 году промежуточный коэффициент покрытия составил 0,09 ((160+32+0)/2177), а в 2011 году – 0,08 ((299+119+0)/5078). Его величина намного ниже теоретического значения показателя в 2011 году.

Общий коэффициент покрытия (коэффициент текущей ликвидности) исчисляют отношением совокупной величины оборотных активов (стр. 290) к краткосрочным обязательствам.

Информация о работе Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации