Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обоснование направлений повышения эффективности работы торговой организации. Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:
изучить показатели эффективности функционирования организации;
провести анализ экономической эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……
1. Сущность и основные показатели экономической эффективности функционирования организации……………..…………………………………..
1.1. Экономическая эффективность розничной торговли, ее сущность, критерии и показатели оценки……………………………………………..
1.2. Показатели оценки и методика анализа экономической эффективности торговли………………………………………………………………
1.3. Тенденции развития торговой отрасли……………………………….
2. Анализ экономической эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………………
2.1. Экономическая характеристика деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………
2.2. Анализ эффективности использования капитала и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…………………..
2.3. Оценка влияния эффективности использования ресурсов организации на результаты ее деятельности………………………………………..
3. Пути и резервы повышения экономической эффективности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………..
3.1. Пути интенсивного развития ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………………………..
3.2. Резервы повышения экономической эффективности использования ресурсов и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…...……………………….…………………...…………...…………
Заключение………………………………………………………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа_Эффективность_ЧУП Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

Налогооблагаемая прибыль  представляет собой разность между  прибылью отчетного периода и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом по специальным ставкам, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль, в соответствии с действующим законодательством.

Чистой называют прибыль, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов [7, c.209].

Источниками информации служат: ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках", обороты по счетам 46,47,48,80,81 Главной книги, плановые данные [3, с.100].

Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов  деятельности организации представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Непосредственно по данным формы № 2  могут быть рассчитаны следующие показатели финансовых результатов: прибыль от видов деятельности, прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов; прибыль (убыток) от внереализационной деятельности; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия  после уплаты обязательных платежей. В форме № 2 по всем перечисленным показателям приводятся также сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года.

Показатели прибыли  характеризуют эффективность хозяйствования организации по всем направлениям ее деятельности. Они составляют основу экономического развития организации и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Рост прибыли создает  финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства. Прибыль является также основным источником погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами.

Таким  образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе  оценки результативности и деловых  качеств организации, степени ее надежности и финансового благополучия как партнера [13, c.387].

Значение прибыли для  организации заключается в следующем:

- прибыль — источник  финансовых ресурсов;

- источник образования  фондов организации (накопления, потребления, развития и др.) и  является фондообразующим показателем, так как от ее величины зависит размер фондов организации;

- источник материального  стимулирования трудового коллектива;

- источник образования  имущества, капитала;

- источник трудовых  и социальных льгот для работников  организации;

- соотношение прибыли  с другими показателями (издержками, основными и оборотными фондами, объемом продаж, выручкой от реализации продукции и услуг и др.) позволяет определить эффективность использования ресурсов организации;

- прибыль синтезирует  в себе все стороны деятельности организации и характеризирует достижение эффекта в результате производственно-эксплу-атационной деятельности.

В условиях становления  и развития рыночной экономики прибыль  является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов хозяйствования.

То есть в условиях рыночной экономики прибыль является:

одним из важнейших источников пополнения и накопления доходов  государственного и местных бюджетов;

источником самофинансирования и развития предприятий;

основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятий;

источником удовлетворения материальных интересов членов трудового  коллектива и собственников предприятий.

Следует иметь в виду, что в условиях рынка прибыль  не только накапливается в денежной форме, а также может направляться на инвестиции и инновации.

Таким образом, прибыль характеризуют эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности. Она составляет основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Смысл любой предпринимательской  деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного – рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью представляют собой актуальную проблему теории и практики предпринимательской деятельности.

Как уже отмечалось ранее, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто весьма приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности.

Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности. Данное качество придает  рентабельности, с одной стороны, форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования  факторов капитала, а с другой – характер объекта и инструмента финансового менеджмента.

Рентабельность – это показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [18, c.165].

Рентабельным считается  предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [22, с.215].

Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение прибыли отчетного периода (или общей прибыли) к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции [16, с.312].

Каждое предприятие  самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение  дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной организацией при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим  эффективность деятельности организации.

При его помощи можно оценить  эффективность управления организацией, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления [3, c.121].

Таким образом, роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем:

- данный показатель  является одним из основных  критериев оценки эффективности работы организации;

- повышение рентабельности характеризует  цель организации в рыночной экономике;

- рентабельность — результативный, качественный показатель деятельности организации;

- рост рентабельности способствует  повышению финансовой устойчивости организации;

- увеличение рентабельности обеспечивает  победу организации в конкурентной борьбе и способствует выживанию организации в рыночной экономике;

- рентабельность имеет важное  значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при ее увеличении возрастает интерес к данной организации, растет цена акции;

- уровень рентабельности  интересует кредиторов и заемщиков денежных средств с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности организации;

- динамика рентабельности  организации изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;

- показатель рентабельности  характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере для предпринимателей [21, c.257].

Таким образом, можно  сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности организации. Они измеряют доходность организации с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Таким образом, для оценки эффективности функционирования организации необходимо проводить анализ таких показателей, как прибыль и рентабельность.

При выборе критериев  и показателей оценки экономической эффективности деятельности организации следует учесть, что показатели могут быть измеримыми и неизмеримыми.

Измеримые показатели имеют  количественную меру. К ним относятся, например, производительность труда, показатели рентабельности и т.д.

Неизмеримые показатели, как правило, не имеют численных значений и выражаются лишь в качественных описаниях. К ним относятся некоторые характеристики качества обслуживания, удовлетворения спроса, организационно-управленческой деятельности.

Далее необходимо определить приемы и методы, на основе которых производится оценка экономической эффективности деятельности организации. Измеримые показатели внутри каждой группы обычно рассчитывают с применением традиционных методов: сравнения, средних величин, относительных величин и т.д.

Следует особо выделить коэффициентный анализ, который в настоящее время широко применяется для анализа финансовых результатов, но может быть использован для всех направлений. Его преимущество в возможности устранения искажающего влияния стоимостных факторов, что особенно важно в условиях инфляции [2, c.32].

При проведении оценки экономической эффективности деятельности организации проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе прибыли и рентабельности.

 

 

1.3. Тенденции  развития торговой отрасли

 

За январь-сентябрь 2012 г. объем розничного товарооборота  торговли и общественного питания, учитывая все каналы реализации, составил 143173,5 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 11,7% (январь-сентябрь 2011 г. – на 11,0%).

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации за январь-сентябрь 2012 г. составил 135898,2 млрд. руб. и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. в сопоставимых ценах на 11,8%.

Розничный товарооборот торговых организаций за январь-сентябрь  
2012 г. в сопоставимых ценах увеличился на 13,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 109740,3 млрд. руб.

Розничный товарооборот торговли на торговых местах и в  торговых объектах на рынках, в торговых центрах составил 26157,9 млрд. руб. и вырос на 7,1% по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. Его удельный вес составил 19,2% в розничном товарообороте торговли через все каналы реализации.

В текущем периоде  отмечается общее увеличение объемов продаж по торговой сети отдельных министерств и ведомств (114,6%), удельный вес которых составляет 17,9% в розничном товарообороте торговли и общественного питания.

Доля розничного товарооборота  торговли и общественного питания  организаций государственной формы собственности составила 14,2%, что на 0,4 процентных пункта ниже уровня прошлого года, объем товарооборота этих организаций увеличился на 12,2%. Темп роста розничного товарооборота организаций частной формы собственности, включая иностранную (без потребительской кооперации) составил 115,0%, доля товарооборота – 74,0%, что выше уровня прошлого года на 1,3 процентных пункта.

Темп роста розничного товарооборота торговли и общественного  питания организаций потребительской  кооперации – 101,1% (доля товарооборота предприятий потребкооперации – 11,8%).

По организациям общественного  питания наблюдается рост объема товарооборота к уровню предыдущего года на 8,9%.

В январе-сентябре 2012 г. населению  увеличилась продажа пищевых  продуктов, напитков и табачных изделий на 7,1%, непродовольственных товаров – на 16,3%. В розничном товарообороте торговли через все каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в январе-сентябре 2012 г. составил 49,4% (в январе-сентябре 2011 г. – 51,5%), непродовольственных товаров – 50,6% (в январе- сентябре 2011 г. – 48,5%).

Информация о работе Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации