Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обоснование направлений повышения эффективности работы торговой организации. Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:
изучить показатели эффективности функционирования организации;
провести анализ экономической эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……
1. Сущность и основные показатели экономической эффективности функционирования организации……………..…………………………………..
1.1. Экономическая эффективность розничной торговли, ее сущность, критерии и показатели оценки……………………………………………..
1.2. Показатели оценки и методика анализа экономической эффективности торговли………………………………………………………………
1.3. Тенденции развития торговой отрасли……………………………….
2. Анализ экономической эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………………
2.1. Экономическая характеристика деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………
2.2. Анализ эффективности использования капитала и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…………………..
2.3. Оценка влияния эффективности использования ресурсов организации на результаты ее деятельности………………………………………..
3. Пути и резервы повышения экономической эффективности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………..
3.1. Пути интенсивного развития ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………………………..
3.2. Резервы повышения экономической эффективности использования ресурсов и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…...……………………….…………………...…………...…………
Заключение………………………………………………………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа_Эффективность_ЧУП Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

- обеспечить  быстрое и вежливое обслуживание  покупателей.

В ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза», как показал анализ документального оформления продажи продукции, товаров и услуг, бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами.

Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности в данной организации.

Также следует  отметить, что для предприятия  важным элементом его деятельности является прогнозирование и планирование прибыли, как способ изыскания резервов ее увеличения. Осуществление работ в данном направлении позволяет уменьшить неопределенность в деятельности предприятия и сделать его будущее более предсказуемым.

Планирование основных показателей хозяйственной деятельности в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» осуществляется на основании сложившихся тенденций прошлых лет.

Планирование показателей ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» на 2012 год осуществляется с учетом того, что повышение выручки предполагается на 38,48% к объему прошлого отчетного периода, себестоимости – на 37,04%, расходов на реализацию – на 16,24%.

В таблице 3.1 приведены данные планирования показателей ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» на 2012 год.

Таблица 3.1 - План-прогноз ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» на 2012 год, млн. руб.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Темп роста, %

План на 2012 г. (ст.3*ст.4 /100)

1

2

3

4

5

1. Выручка без налогов

7232

10015

138,48

13869

2. Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг

5351

7333

137,04

10049

3. Расходы на реализацию

1262

1467

116,24

1705

4. Прибыль (убыток) от реализации

619

1215

196,28

2114


Продолжение табл. 3.1

1

2

3

4

5

5. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

-246

115

-46,75

150

6. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

-45

-8

17,78

-

7. Прибыль (убыток) отчетного периода

328

1249

380,79

2264


 

Таким образом, в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» выручка, себестоимость и расходы на реализацию планируются исходя из сложившихся тенденций прошлых лет. Планирование показателей ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» на 2012 год осуществляется с учетом того, что выручка увеличится на 38,48%, себестоимость – на 37,04%, расходы на реализацию – на 16,24%, а прибыль от реализации и прибыль отчетного периода получаются расчетным путем исходя из запланированных вышеперечисленных показателей.

На основании проведенных  расчетов можно также сделать  вывод, что резерв роста прибыли отчетного периода в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» составляет 1015 млн. руб. (2264-1249).

 

3.2. Резервы повышения экономической эффективности

использования ресурсов и затрат ЧУП «Центральный рынок 

Гродненского  облпотребсоюза»

 

В ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» на 2012 год предполагается, что размер выручки составит 13869 млн. руб. С учетом данного увеличения можно рассчитать резерв роста прибыли за счет увеличения выручки:

 

ПВ = млн. руб.

 

где   ПВ - изменение прибыли за счет изменения объема выручки;

Впл - выручка планового периода;

Вотч - выручка отчетного года;

Ротч - прибыль от реализации отчетного года, % к выручке.

Таким образом, резерв роста  прибыли за счет увеличения выручки составит 467,49 млн. руб.

Следует отметить, что  в течение отчетного периода могут быть выявлены резервы роста прибыли краткосрочного действия. Они связаны с устранением отрицательного влияния факторов формирования прибыли в какой-то период. Мобилизация этих резервов осуществляется путем разработки системы оперативных мероприятий.

Так как в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» существенное отрицательное влияние на размер прибыли отчетного периода оказывает большой размер расходов на реализацию, то в качестве оперативных мероприятий по снижению расходов на реализацию можно предложить усиление контроля за ними и проведение их детального анализа.

Предложения по дальнейшему  развитию выручки ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» могут быть следующими:

- совершенствовать товароснабжение  организации и повышать эффективность использования товарных ресурсов;

С этой целью коммерческой службе организация производить  закупки товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий и др.), значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, большее внимания уделять заключению договоров с поставщиками.

- добиться роста эффективности  труда работников;

С этой целью привлекать на работу лиц на не полный рабочий  день, осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам.

- улучшить пользование  материально-технической базы организации;

- экономической службе  организации разрабатывать прогнозы  развития товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;

- совершенствовать систему  материального стимулирования труда работников организации (введение премий за увеличение количества реализованной продукции, услуг и товаров и т.д.);

- осуществить компьютеризацию  бухгалтерского учета на всех  структурных подразделениях организации, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.

Рассмотрим возможности  снижения расходов на реализацию, как  одного из важнейших источников увеличения прибыли в торговле.

К основным резервам экономии расходов на реализацию в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» следует отнести:

1) рост товарооборота,  равномерное и ритмичное обеспечение  продажи товаров в плановом  периоде;

2) эффективное использование  материально-технической базы;

3) внедрение прогрессивных  форм обслуживания;

4) повышение производительности труда;

5) своевременный ввод  в действие новых, дополнительных  рабочих мест;

6) соблюдение сроков  ремонтов, инвентаризации;

7) сокращение звенности  товародвижения, простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ;

8) прогрессивную доставку товаров (тара-оборудование и т. п.);

9) сокращение и ликвидацию  потерь продукции и потерь  по таре;

10) ускорение оборачиваемости  товаров;

11) усиление контроля  за расходами в разрезе отдельных  статей с целью выявления затрат, не работающих на отдачу;

12)  разукрупнение статей;

13)  введение сплошного  или выборочного учета расходов  на реализацию;

14) нормирование затрат  с учетом потоварной издержкоемкости,  услугоемкости и др.

В ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» на 2012 год предполагается, что размер выручки составит 13869 млн. руб., а размер расходов на реализацию – 1705 млн. руб. Следовательно, уровень расходов на реализацию составит  12,29% (1705/13869).

С учетом данного изменения  можно рассчитать резерв роста прибыли  за счет снижения расходов на реализацию:

 

ПР = млн. руб.

 

где   ПР — изменение прибыли за счет расходов на реализацию;

Впл - выручка планового периода;

УРпл. - фактический уровень расходов на реализацию планового периода, % к выручке;

УРотч - фактический уровень расходов на реализацию отчетного периода, % к выручке.

Следовательно, резерв роста прибыли за счет изменения расходов составит 327,31 млн. руб.

Таким образом, резервами  роста прибыли в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, совершенствование организации торговли, увеличение объема выручки, снижение себестоимости и расходов на реализацию, повышение прибыли от реализации товаров, уменьшение внереализационных и операционных расходов.

 

 

 

 

Заключение

 

На основании исследований, проведенных в курсовой работе, можно сделать следующие выводы.

1. Основными показателями, характеризующими эффективность, доходность и финансовые результаты хозяйственной деятельности организации, являются прибыль и рентабельность.

2. Прибыль определяется как экономическая категория, основной (обобщающий) показатель хозяйственной деятельности организаций. Это и показатель эффективности деятельности, и цель предпринимателя, и условие развития организации, прогресса производительных сил.

3. В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов хозяйствования.

4. Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

5. Как показал анализ, в 2011 году выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» составила 11520 млн. руб., что на 3100 млн. руб. или на 36,82% больше, чем в 2010 году. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг в 2011 году составила 7333 млн. руб. и по отношению к 2010 году увеличилась на 1982 млн. руб. или на 37,04%, а расходы на реализацию - на 205 млн. руб. или 16,24%.

6. За 2011 г. получена прибыль отчетного периода 1249 млн. руб. и убыток от внереализационных доходов и расходов, который составил 8 млн. руб. Прибыль от операционных доходов и расходов составила 115 млн. руб., а прибыль от реализации – 1215 млн. руб. Были произведены отчисления налога на прибыль и иных обязательных платежей в сумме 532 млн. руб. Чистая прибыль составила 717 млн. руб. В 2011 г. прибыль отчетного периода увеличилась по сравнению с 2010 годом на 921 млн. руб. Увеличение прибыли отчетного периода произошло в основном за счет увеличения прибыли от реализации на 596 млн. руб. или на 96,28%.

7. Фондоотдача составила  0,37 руб., т.е. на 1 рубль затраченных основных средств приходится 0,37 рубля выручки. Фондоемкость же составила 2,72 руб., т.е. для получения 1 рубля выручки должно быть затрачено 2,72 руб. основных средств. Фондорентабельность основных фондов составила 0,039 руб., что означает, что на рубль затраченных основных средств приходится 0,039 рубля прибыли. Таким образом, на основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что в ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» основные фонды используются не достаточно эффективно, о чем свидетельствует низкая фондорентабельность, фондоотдача и высокая фондоемкость.

8. В ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» количество оборотов, проходимых оборотными средствами в течение года уменьшилось в динамике на 2,5 оборота (7,12-9,62), а продолжительность одного оборота увеличилась на 13,14 дн. (50,56-37,42). За счет замедления оборачиваемости на 13,14 дня произошло дополнительное вовлечение в хозяйственный оборот 420,48 млн. руб. (13,14*(11520/360).

9. На основании значений коэффициентов платежеспособности можно сделать вывод о неудовлетворительной структуре баланса ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза» и неплатежеспособности предприятия, так как все значения коэффициентов ликвидности не соответствуют нормативным значениям в 2011 году, и следует также отметить тенденцию к дальнейшему ухудшению финансового состояния предприятия, о чем свидетельствует снижение промежуточного коэффициента покрытия и коэффициента текущей ликвидности.

Информация о работе Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации