Анализ зарплатного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что практика организации фонда оплаты труда на предприятиях разных форм собственности за последние годы свидетельствует о серьезном положительном и стратегическом повороте подходов в сторону усиления внимания к организации достойной и справедливой заработной платы.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты анализа и оценки использования фонда оплаты труда
1.1 Функциональная сущность и значение фонда оплаты труда
1.2 Структурные элементы фонда оплаты труда, их назначение и эффективность
1.3 Подходы к формированию фонда оплаты труда и методы его расчета
1.4 Значение анализа и оценки использования фонда оплаты труда
2 Анализ и оценка использования фонда оплаты труда в Управлении Федеральной Миграционной Службы
2.1 Анализ функционального назначения УФМС России по РК и финансово-хозяйственных результатов деятельности
2.2 Учет и анализ численности, состава и структуры работников УФМС
2.3 Анализ и оценка формирования и использования фонда оплаты труда в УФМС России по РК
2.4 Мероприятия по усовершенствованию оплаты труда в УФМС России по РК
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

лена курсовая слианализ хоздеят фонд оплаты труда.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

 

Общий рост ФОТ за три  года составил 214%. Средняя заработная плата выросла на 64%.

Наибольшее повышение  наблюдается по статьям за работу с секретными сведениями (+316%), за квалификационный разряд (476%), материальная помощь (281%) РК (282%), оклады по должностям (256%). Причины: увеличение численности на 29 чел., текущее увеличение зарплаты.

Анализируя расчетные  данные, можно выделить самые затратные  целевые статьи зарплаты в каждом году по отношению к общей сумме  расходов на заработную плату. Это - северная надбавка, РК, надбавка за сложность напряжение, должностной оклад, ежемесячное денежное поощрение, надбавка за выслугу лет.

Анализируя структуру, видно, что выросла в ФОТ доля окладов, РК, СК, надбавок по квалификационным разрядам. Снизилась доля премий, материальной помощи, единовременных выплат, единовременных денежных поощрений.

Сопоставив данные таблиц 6 и 7, видно, что ФОТ второй категории  вырос больше. Связано это с  большим разрывом в зарплатах  двух категорий, почти в два раза. При этом премиальный фонд распределяется в большей части именно среди начальствующего состава. Их уровень на 1 сотрудника у первой категории гораздо выше. Это подтверждает уже высказанные опасения о распределении премий в большей части среди руководителей.

Далее рассмотрим показатели использования ФОТ в таблице 8.

 

Таблица 8 – Показатели оценки эффективности использования средств на оплату труда

 

Показатель

Анализируемые периоды, годы

Абсолютное  отклонение,

+/-

2009 к 2007гг.

Темп роста, %

2009 к 2007гг.

2007

2008

2009

1

Доходы, тыс.руб.

34498

37415

29129

-5369

85

2

Расходы, тыс.руб.

76403

100344

144389

+67986

189

3

Расходы на оплату труда, тыс.руб.

 

47187

 

67146

 

91143

 

+ 43956

 

193

4

Среднегодовая заработная плата 1 сотрудника 

тыс. руб.

 

239,527919

 

279,775

 

379,7625

 

+ 40,234581

 

158

5

Среднесписочная численность  сотрудников, чел.

192

230

233

+41

121

6

Производительность труда, тыс.руб.

179,6

162,6

125,0

-54,6

69

7

Доля ФОТ в общих  расходах, %

61,7

66,9

63,1

+1,4

102

8

Доля премий в ФОТ, %

9,5

5,5

12,3

+2,8

129

9

Уровень расходов ФОТ по отношению к доходам, %

136

179

312

+176

229

10

Доход на 1 сотрудника, тыс.руб.

175,1

155,8

121,3

-53,8

69

11

Доход на 1 рубль расходов на оплату труда, коп.

0,45

0,37

0,20

-0,25

44


 

Доходы падают на 15%. При этом происходит рост численности и увеличение средней зарплаты и ФОТ. При этом производительность труда упала на 31%. Отрицательная тенденция. Доля ФОТ в общих расходах самая большая и имеет также тенденцию роста (с 61,7 до 63,1%).

Доля премий в ФОТ  растет +29%. Было снижение в 2008 (причины: кризис).

Уровень расходов ФОТ превышает все доходы учреждения на 36%, 79% , а в 2009г. на 212%. Отрицательная тенденция. Это подтверждает и расчет дохода на 1 рубль расходов на оплату труда. Они также снизились на 54% с 45 до 20 коп.

При всем этом нельзя забывать, что цель организации -  предоставление качественных услуг, а не получение  доходов. Увеличить доходы можно  через увеличение количества предоставленных  услуг. Необходимо повышать производительность труда.  

Оценивая эффективность оплаты труда в тесной взаимосвязи с доходностью и производительностью, можно говорить о удовлетворительном использовании кадров и ФОТ.

Данный вывод подтверждает и расчет в таблице 9.

 

Таблица 9 – Показатели использования ФОТ

Показатель

Формула для расчета

 

 

Значение

2008 к 2007гг.

Значение 2009 к 2008гг.

Отклонение, +/-

1

Индекс средней заработной платы,  (JЗП)

 

JЗП = ЗПфакт / ЗПбаз

1,16

1,35

-0,07

2

Индекс производительности труда,    (JПТ)

 

J ПТ = ПТфакт / ПТбаз

0,90

0,77

-0,13

3

Относительное изменение ФОТ из-за ПТ и ЗП, %

((1 - (Jпт / Jзп)) * 100

23

43

+20

4

Коэффициент опережения,  (Коп)

Коп = J ПТ / JЗП

0,77

0,57

-0,2

5

Сумма экономии (перерасхода) ФОТ, (Э)

+-Э = ФОТфакт * (( JЗП – J ПТ) / JЗП)

14772

39191

+24419


 

Индекс средней зарплаты растет, индекс производительности труда падает. Перерасход сумм ФОТ достаточно высокий. Темп роста зарплаты выше (+93), а темп роста производительности труда снижается (-34%), что является отрицательной тенденцией. Соотношение темпов роста зарплаты и производительности труда (коэффициент опережения) меньше единицы, при этом в динамике он еще и снижается, что указывает несоответствие в трудовых усилиях и зарплаты.

Надо разрабатывать  меры по росту производительности труда  или снижению заработной платы. Необходимо добиваться, чтобы темп роста заработной платы находился ниже, чем уровень роста производительности труда.

 

2.4 Мероприятия по усовершенствованию оплаты труда в УФМС России по РК

 

Новая система труда  позволяет очень гибко менять уровень оплаты труда при помощи дополнительных выплат. Они дают возможность каждому сотруднику самому стремиться к более высокому заработку. Законодательная база, определяющая статьи выплат, четко регулирует все меры по усовершенствованию оплаты труда. Мероприятия состоят из материальных и нематериальных стимулирующих, компенсационных выплат сотрудникам.

Положением об оплате труда в УФМС по РК утверждаются и применяются следующие материальные стимулирующие выплаты:

Материальные стимулирующие  выплаты выплачиваются по основным показателям оценки эффективности труда работников. К ним следует относить такие показатели как:

-успешное, добросовестное  и качественное исполнение профессиональных  и должностных обязанностей;

-профессионализм и  оперативность при выполнении  трудовых функций;

-применение в работе  современных форм и методов  организации труда.

Виды материальных стимулирующих выплат.

Первый вид  стимулирующих выплат:

-повышающий коэффициент  к окладу по занимаемой должности;

-персональный повышающий  коэффициент к окладу ;

-повышающий коэффициент  к окладу за квалификационную  категорию;

-повышающий коэффициент  к окладу за выслугу лет.

Решение о введение повышающих коэффициентов принимается учреждением, его руководителем персонально  в отношении каждого конкретного  работника.

Определяется путем  умножения размера оклада на коэффициент.

Выплаты устанавливаются  в пределах фонда оплаты труда  работников.

Второй вид  стимулирующих выплат:

-выплаты за интенсивность  и высокие результаты труда;

-выплаты за качество  выполняемых работ;

-выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

Третий вид  стимулирующих выплат:

-премия по итогам  работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев,  год); Может определяться как в  процентах к окладу, так и в  абсолютном размере. Максимальным  размером премия по итогам года не ограничена.

-премия за образцовое  качество выполняемых работ;

-премия за выполнение  особо важных и срочных работ.  Может определяться как в процентах  к окладу, так и в абсолютном  размере. 

-единовременная премия

Премирование осуществляется по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения по представлению руководителей структурных подразделений.

При премировании учитывается:

-успешное и добросовестное  исполнение работником своих  должностных обязанностей в соответствующем периоде;

-инициатива, творчество  и применение в работе современных  форм и методов организации  труда; качественная подготовка  и проведение мероприятий, связанных  с деятельностью учреждения; выполнение  порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса.

-участие в течение  месяца в выполнении важных  работ, мероприятий. 

Четвертый вид  стимулирующих выплат:

-материальная помощь. Решение об оказании материальной  помощи и ее конкретных размерах  принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.

Для сотрудников ОВД  материальная помощь оказывается в  размере двух окладов денежного  содержания при его уходе в  очередной ежегодный отпуск, на основании  письменного распоряжения начальника и рапорта сотрудника. В исключительных случаях на основании мотивированного рапорта сотрудника ему может быть оказана дополнительная материальная помощь.

Положением об оплате  труда в УФМС по РК устанавливаются компенсационные выплаты, которые также являются мотивами и стимулами к работе.

  Виды компенсационных  выплат сотрудникам:

-надбавка за работу  со сведениями, составляющими государственную  тайну, их засекречиванием и  рассекречиванием, а также за  работу с шифрами;

-ежемесячная надбавка  за сложность, напряженность и специальный режим службы до 120 процентов должностного оклада (для сотрудников УФМС);

-доплата за совмещение  профессий, должностей;

-доплата за расширение  зон обслуживания;

-доплата за увеличение  объема работы или исполнение  обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

- доплата за работу  в ночное время; 

-повышенная оплата  за работу в выходные и нерабочие  праздничные дни;

-повышенная оплата  сверхурочной работы;

-районный коэффициент;

-процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям,

Хочется отдельно выделить мероприятия, которые носят совместный характер, совмещая и нематериальную и материальную мотивацию к труду.

Сотрудники (все категории)  УФМС могут быть награждены

1. Поощрением Правительства РФ;

2. Поощрением Президента РФ;

3. Присвоение почетных званий РФ;

4.Награждение знаками отличий РФ;

5.Награждение орденами и медалями РФ

6.Награждение Почетной грамотой ФМС – за высокие показатели в служебной и трудовой деятельности, высокое качество труда, новаторство, безупречную службу, личную инициативу и примерность, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга и безупречную службу

2.Благодарностью директора ФМС - за отличие в служебной деятельности, личную инициативу, примерность, за добросовестное отношение к своим обязанностям.

Сотрудники, поощренные Почетной грамотой ФМС, получают единовременную выплату  в размере двух окладов  денежного содержания.

Сотрудники, поощренные благодарностью директора ФМС, получает денежное вознаграждение  в размере одного оклада денежного содержания.

О данных поощрениях производится соответствующая запись в личном деле и трудовой книжке поощренного.

3.Занесение на доску Почета ФМС (в целях дальнейшего совершенствования системы стимулирования труда)

4.Выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет

Итак, все эти мероприятия должны повысить производительность труда. Уже сегодня фактические затраты управления на стимулирующие и компенсационные выплаты составили чуть более 51% от общего объема ФОТ. Это показатель того, что доход от трудовой деятельности сотрудников в большей части зависит от усилий самих работников (знаний, квалификации, трудолюбия и т.д.). Возможность регулировать уровень заработной платы есть не только у высшего руководства, но и у самого работника.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В последние годы произошли  довольно существенные изменения в формировании ФОТ на предприятиях. Расширены права предприятия в распределении заработанных ими средств. Государство оставляет за собой только регулирование минимальной заработной платы, ее корректировку по мере инфляции и создание равных возможностей для предприятий по зарабатыванию средств на оплату труда  (установление доплат за условия труда и районных коэффициентов к заработной плате). Кроме того, предприятия при оплате труда должны честно соблюдать Трудовой и Налоговый кодексы РФ. Они определяют государственные гарантии по оплате и организации труда. Все остальные вопросы, связанные с организацией оплаты труда, переданы в компетенцию руководства организаций и предприятий.

Информация о работе Анализ зарплатного фонда