Анализ деятельности торгового предприятия на примере ОАО «Магазин «Продукты»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Главные цели данной работы - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия, выявление основные проблем деятельности и разработка рекомендаций по улучшению, как финансового состояния, так и использования всех ресурсов предприятия.

Содержание

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
1. Правовой статус, состав и организационная структура предприятия
1.2 Основные виды деятельности предприятия
1.3 Экономическая среда функционирования
1.4 Ресурсы предприятия
1.4.1 Основные фонды
1.4.2 Оборотные средства
1.4.3 Характеристика трудового персонала
1.5 Организация и оплата труда
1.6 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии
1.7 Выводы по 1 главе
2. Экономический анализ деятельности ОАО «Магазин Продукты»
2.1 Анализ динамики экономических показателей
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ прибыльности и рентабельности
2.4 Предложения по улучшению работы на предприятии и их обоснование
3. Автоматизированные системы обработки информации
3.1 Цели создания АСОИ на ОАО «Магазин Продукты»
3.2 Определение комплексов подсистем в АСОИ
3.3 Подсистема «Управление поставками и запасами»
3.4 Анализ информационных потоков
3.5 Экономическая эффективность от внедрения АСОИ
3.6 Организационно-экономическая сущность задачи
3.7 Информационная база задачи
3.8 Алгоритм решения
3.9 Заключение по 3 главе
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

493291.docx

— 252.91 Кб (Скачать файл)

 

ИСОС СР 2007 = (10829+ 13644) / 2 = 12236,5

К15 2007 = 118915 / 12236,5 = 9,718

ИСОС СР 2008 = (13644 + 19918) / 2 = 16781

К15 2008 = 144358 / 16781 = 8,602

Полученные результаты сведены в таблицу 15.

 

Таблица 15 Сводная таблица финансовых коэффициентов

Показатели

Условное обозначение

Значение на 31.12.

2006

Значение на 31.12.

2006

Значение на 31.12.

2008

Критическое значение

Коэффициент текущей ликвидности

К1

0,494

0,822

0,952

К1<2

Коэффициент критической ликвидности

К2

0,164

0,632

0,728

К2<0,8

Коэффициент абсолютной ликвидности

К3

0,009

0,04

0,046

К3<0,2

Излишек/недостаток собственных средств предприятия

К4

- 28519

- 21742

- 15299

Недостаток

Излишек/недостаток собственных и приравненных к ним долгосрочных заёмных средств

К5

- 28519

- 21742

- 15299

Недостаток

Излишек/недостаток всех источников финансирования запасов и затрат

К6

1026

28723

29109

Излишек

Обеспеченность запасов и затрат собственными средствами

К7

- 1,103

- 0,702

- 0,162

К7<0,6

Обеспеченность запасов и затрат собственными и приравненными к ним заёмными средствами

К8

- 1,103

- 0,702

- 0,162

К8 1

Индекс постоянного актива

К9

2,344

1,657

1,102

К9 1

Коэффициент автономии

К10

0,268

0,213

0,31

К10<0,5

Коэффициент

соотношения собственных и заёмных средств

К11

2,728

3,699

2,23

К11>1,0

Коэффициент маневренности

К12

- 1,344

- 0,657

- 0,102

К12<0,33

Отдача всех активов предприятия

К13

-

2,276

2,248

К13 1

Оборачиваемость оборотных средств

К14

-

4,241

3,447

К14<3

Отдача собственного капитала

К15

-

9,718

8,602

К15 1


Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что предприятие не является ликвидным, то есть предприятие не способно выполнить краткосрочные (текущие) обязательства за счет текущих активов. Об этом свидетельствуют все рассчитанные коэффициенты ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности ниже критического значения, это говорит о том, что даже посредством всех оборотных активов предприятия невозможно покрыть срочные обязательства предприятия. Положительным является выявленная тенденция приближения данного показателя к нормативному значению. Значения коэффициента критической (срочной) ликвидности говорит о том, что в случае вынужденной реализации производственных запасов, вырученные денежные средства будут существенно ниже тех сумм, по которым они были приобретены и числятся на балансе предприятия. Расчет наиболее жесткого критерия ликвидности - коэффициента абсолютной ликвидности позволяет говорить о том, что на конец 2008 года предприятие обладало наибольшей абсолютной ликвидностью (за рассматриваемый период), то есть могло покрыть большую часть (относительно других периодов) своих обязательств немедленно, так как денежные средства являются абсолютно ликвидными. Но этот показатель все равно имеет достаточно низкие значения.

Финансовая устойчивость - это стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования. Финансовое состояние ОАО «Магазин Продукты» характеризуется как неустойчивое, вызывающее нарушения в платежеспособности, при котором еще сохраняется возможность восстановления равновесия. Доля собственного капитала недостаточна (К7<0,6), предприятие существует за счет заемных источников финансирования, при этом оно не может обеспечить их полный и своевременный возврат. Положительным моментом является излишек общей величины основных источников формирования запасов и затрат. Об этом свидетельствует значения коэффициента К6, которые принимают положительные значения и наблюдается тенденция к их увеличению.

Финансовое состояние компании также определяется показателями рыночной устойчивости. Рассчитанный индекс постоянного актива свидетельствует о том, что все оборотные средства компании финансируются за счет заемных. Это негативно скажется на деятельности компании в случае возникновения проблем получения кредитов и займов. Подобная ситуация может приостановить деятельность компании. Тот факт, что у компании возможны финансовые затруднения подтверждает и низкий уровень коэффициента автономии. Лишь небольшая доля обязательств (около 30%) компании как в 2006 году, так и в 2007 и 2008 годах может быть покрыта за счет собственных средств. Заемные средства в несколько раз превышают собственные (в 2,7, 3,7 и 2,2 раза соответственно). Коэффициент маневренности также принимает кризисные значения, что говорит, что собственные средства предприятия не находятся в мобильной форме.

Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается также в немалой степени его деловой активностью. Главными качественными и количественными критериями деловой активности предприятия являются: широта рынков сбыта продукции, репутация предприятия, степень плана основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, уровень эффективности использования ресурсов (капитала), устойчивость экономического роста. Анализ деловой активности строится на расчете ряда показателей. Отдача всех активов предприятия превышает нормативное значение, что говорит об эффективности использования активов. Оборачиваемость оборотных средств также имеет высокое значение. Но негативным является то, что оба коэффициента в отчетном году по сравнению с базисным сократились. Поскольку компания обладает недостаточным объемом собственных средств коэффициент отдачи собственного капитала компании принимает достаточно большие значения.

По итогам проведенного анализа структура баланса признана неудовлетворительной, так как большинство рассчитанных коэффициентов, а именно К1, К2, К3 , К4, К5, К7, К8, К10, К11 и К12 имеют кризисные значения [11]. При этом нельзя проследить общую динамику изменений, потому что изменения по разным показателям происходят в противоположных направлениях. Поэтому необходимо ежегодно проводить анализ деятельности предприятия и разрабатывать мероприятия, направленные на повышение эффективности использования располагаемых компанией средств, а, следовательно, и в целом деятельности компании. 

 

2.3 Анализ прибыльности и рентабельности деятельности

 

Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными расходами.

Из «Отчета о прибылях и убытках» следует, что в течение рассматриваемого периода организация получила прибыль от продаж в размере 6820 тыс. руб., что составило 5 % от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль от продаж выросла на 16792 тыс. руб., или на 68,4 % (Таблица 16).

 

Таблица 16 Данные «Отчета о прибылях и убытках» за 2008 год

Показатель

2007 год

тыс. руб.

2008 год

тыс. руб.

Абсолютное изменение

тыс. руб.

Темп роста, %

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

118915

144358

25443

121,4

Себестоимость проданных товаров, 
продукции, работ, услуг

- 97065

- 111411

14346

114,78

Валовая прибыль

21850

32947

11097

150,8

Коммерческие расходы

- 31822

- 26127

- 5695

82,1

Прибыль (убыток) от продаж

- 9972

6820

16792

168,4

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

-2632

- 34

2598

98,7

Прочие доходы

43222

3551

-39671

8,2

Прочие расходы

- 27242

- 3008

24234

89,0

Прибыль (убыток) до 
налогообложения

3376

7329

3953

217,1

Текущий налог на прибыль

- 262

- 755

- 493

288,2

Чистая прибыль (убыток) отчетного 
периода

3114

6574

3460

211,1


 

Данные приведенной таблицы позволяют рассчитать коэффициент прибыльности. Коэффициент прибыльности - это отношение прибыли от продаж (П) к выручке / доходу (Д).

 

 (2.20)

 

Кп 2007 = (-9972 / 118915) *100 = - 8,4 %

Кп 2008 = (6820 / 144358) * 100= 4,7%

В 2007 году предприятие было убыточным, этому свидетельствует отрицательное значение коэффициента прибыльности. В 2008 году положение улучшилось, предприятие стало прибыльным: на каждый рубль реализации стало приходиться 4,7 копеек дохода. Но это значение является еще достаточно низким.

 Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании [12].

Расчет показателей рентабельности приведен в таблице 17.

 

Таблица 17 Расчет показателей рентабельности деятельности

Показатель

Расчетная формула

Расчет

2007 г., %

2008 г., %

Рентабельность продаж

Рентабельность продукции

Рентабельность активов (имущества)

Рентабельность оборотных активов

Рентабельность инвестиций

Рентабельность собственного капитала


 

 Доходность продукции характеризуется показателем рентабельности продаж. Он показывает, что предприятие имеет 2,62 % в 2007 году и 4,55 % в 2008 году прибыли с каждого рубля продаж. Значение показателя остается достаточно низким, но положительным является тенденция роста.Показатель рентабельности продукции говорит о том, что на каждый рубль затрат приходится ежегодно большая прибыль от продаж. В 2007 году предприятие вообще работало себе в убыток, здесь рентабельность продукции имеет отрицательное значение. В 2008 году этот показатель стал положительным и составляет почти 5 копеек прибыли от продаж на рубль затрат. Но, как и рентабельность продаж, показатель рентабельности продукции остается критически низким.

Коэффициент рентабельности активов показывает, что с каждого рубля, вложенного в активы компания получает 5,96 % прибыли в 2007 году и 10,24 % в 2008 году. При этом эффективность использования оборотных активов выше данных показателей и составляет 11,02 % и 15,67 % в 2007 и 2008 гг. соответственно. За рассматриваемый период данные коэффициенты значительно увеличились: на 71,8% и 42,2%.

Характеристику инвестиционной политики предприятия характеризует коэффициент рентабельности инвестиций. В 2008 году показатель был равен 36,8 %. Вложенные средства в «Ижторге» используются лишь на 36,8 %. Наилучшей оценкой эффективности хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Рентабельность собственного капитала в 2007 году составляла 22,8 %, в 2008 г. – 33 %. Такое рост вызван ростом чистой прибыли более чем в 2 раза при росте собственного капитала на 46 %.

Но общая характеристика предприятия с позиции рентабельности характеризуется как низкорентабельная [13]. При этом деятельности предприятия характеризуется также и низкой прибыльностью.

По этим причинам уместным является проведение диагностики вероятности банкротства по методике разработанной Э.Альтманом. Анализ основан на пятифакторной модели прогнозирования банкротства. Z-счет Альтмана рассчитывается по следующей формуле:

 

Z-счет = 1,2К1 + 1,4К2 + 3,3К3 + 0,6К4 + К5

 

Предполагаемая вероятность банкротства в зависимости от значения Z-счета Альтмана составляет:

1,8 и менее - очень высокая;

от 1,81 до 2,7 - высокая;

от 2,71 до 2,9 - существует возможность;

от 3,0 и выше - очень низкая.

 

Таблица 18 Расчет значений Z-счета Э.Альтмана

Коэффициент

Расчет

Значение

Множи

тель

Произведение значения на множитель

2007

2008

2007

2008

К1

Отношение оборотного капитала к величине всех активов

41505/

64108 =

0,647

42386/

64327=

0,659

1,2

0,776

0,791

К2

Отношение нераспределенной прибыли к величине всех активов

2267 / 64108 =

0,035

8213 / 64327 = 0,128

1,4

0,049

0,179

К3

Отношение прибыли до налогообложения к величине всех активов

3376 / 64108 = 0,053

7329 / 64327 = 0,114

3,3

0,175

0,475

К4

Отношение собственного капитала к краткосрочным обязательствам

13644 / 50465 =

0,27

19918/ 44408 = 0,448

0,6

0,162

0,269

К5

Отношение выручки от продаж к величине всех активов

118915 / 64108 = 1,855

144358 / 64327 = 2,244

1

1,855

2,244

Z-счет Альтмана:

3,017

3,958

Информация о работе Анализ деятельности торгового предприятия на примере ОАО «Магазин «Продукты»