Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 04:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и организационно-методических положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые обеспечивают решение важных задач, имеющих существенное значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой организации.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- теоретическое изучение анализа дебиторской и кредиторской задолженностью; определение цели и задач анализа дебиторской и кредиторской задолженности, изучение информационных и организационных основ дебиторской и кредиторской задолженности;
- применение методики анализа дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
- выработать на основании практической работы выводы и рекомендации по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности конкретного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………..
1.1 Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа. Цель и задачи анализа…………………………………..
1.2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности предприятия…………………………………………………………..………….
1.3 Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности предприятия на основные характеристики финансовой деятельности………
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МУРОМ», Г.МУРОМ)……….
2.1 Краткая характеристика объекта исследования……………………………..
2.2 Анализ динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования……………………………………………………………………..
2.3 Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью ЗАО «Муром»………………………………………………………………….……
2. 4 Анализ эффективности кредиторской задолженности ЗАО «Муром»...
ГЛАВА 3 ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАО «МУРОМ»………………………….…….………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ФМ анализ дебиторской и кредиторской задолженности-1.docx

— 115.76 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из приведенных в таблице 5 данных, общая сумма краткосрочных обязательств за 2012 г. снизилась и составила 138150 тыс. руб., уменьшение составило 70509 тыс. руб. На данное уменьшение повлияла, прежде всего, статья займы и кредиты: предприятие полностью погасило краткосрочные кредиты. А также поставщики и подрядчики, которая является основной статьей кредиторской задолженности, ее удельный вес в структуре краткосрочных обязательств составляет 90,9% за 2011 г. и 41,7 % за 2012 г. В целях снижения данной задолженности перед поставщиками и подрядчиками можно предложить такие мероприятия как реструктуризация кредиторской задолженности, в частности по поставщикам и подрядчикам, так как они занимают большую долю в общей задолженности, а также проведение взаимозачетов.

Статья займы и кредиты имеют тенденцию к уменьшению, что говорит о погашении предприятием этой статьи.

В 2012 г. наиболее весомой статьей является задолженность персоналом, которая в абсолютном значении увеличилась на 1891 т.руб., а ее удельный вес увеличился на 6,5 % и составил 3,9 % в 2012 г.

Статьи кредиторской задолженности имеют тенденцию к уменьшению, что говорит об уменьшении зависимости ЗАО «Муром» от заемных источников.

Для определения эффективности использования кредиторской задолженности произведем следующие вычисления:

                                            (5)

                                                                     (6)

где Крн и Крк – величина кредиторской задолженности на начало и конец года. Расчет показателей оборачиваемости кредиторской задолженности приведем в таблице 6.

Таблица 6

Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности предприятия

Показатели

Условные обозначения

2011 г.

2012 г.

Отклонение (+,-)

Выручка от продажи

В

656534

1000594

344060

Средняя величина кредиторской задолженности

Скз

73333

140996

67663

Продолжительность оборота кредиторской задолженности

Покз

40

51

11

К оборачиваемости кредиторской задолженности

К п.кр

9

7

-2


 

Кредиторская задолженность на анализируемом предприятии за 2012 года полностью оплачивается за 51 день, и как видно из расчета данный показатель имеет тенденции к увеличению. Причиной этого явился рост прибыли.

Снижение оборачиваемости кредиторской задолженности может означать:

- проблемы с оплатой  счетов по поставщикам и подрядчикам;

- организацию взаимоотношений  с поставщиками, обеспечивающую  более выгодный, отложенный график  платежей и использующую кредиторскую  задолженность как источник получения  финансовых ресурсов.

Хотя есть тенденция к улучшению на основании таблицы 6 можно сделать вывод, что организация имеет определенные финансовые затруднения, связанные с дефицитом денежных средств. Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы для улучшения финансового положения предприятия:

1) необходимо следить  за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности. Значительное  превышение кредиторской задолженности  создает угрозу финансовой устойчивости  предприятия и делает необходимым  привлечение дополнительных источников  финансирования;

2) по возможности ориентироваться  на увеличение количества заказчиков  с целью уменьшения риска неуплаты  монопольным заказчиком;

3) контролировать состояние  расчетов по просроченным задолженностям;

4) своевременно выявлять  недопустимые виды кредиторской задолженности: кредиторская задолженность по претензиям, задолженность по статье «прочие кредиторы»;

В анализе большое значение имеет показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, то есть отвлеченного из оборота денежного капитала и привлеченного капитала в качестве источника финансирования текущих платежей. Между ними чаще всего прослеживается прямая зависимость. Неплатежи поставщикам зачастую связаны с отвлечением денежного капитала из оборота. Если соотношение равно 1, то это считается нормальным состоянием расчетов.

Коэффициент текущей задолженности рассчитывается по следующей формуле:

К =                              (7)

Рассчитаем коэффициент текущей задолженности на основе данных ЗАО «Муром»

К тек. з. (2011)=52047 / 73333 = 0,71 К тек. з. (2012)= 135659 / 208659 = 0,65

Рассчитанные коэффициенты говорят о практически равном соотношении дебиторской кредиторской задолженности и свидетельствует о сбалансированности имеющихся денежных средств на предприятии.

Коэффициент текущей задолженности за анализируемый период имеет тенденцию к сокращению, что свидетельствует о превышении дебиторской задолженности над кредиторской. Таким образом, можно сделать вывод, что принимаемые на ЗАО «Муром» меры по возврату дебиторской задолженности недостаточно эффективны.

 

ГЛАВА 3 ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАО «МУРОМ»

 

Дебиторская задолженность – права, принадлежащие продавцу как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг.

Она подразделяется на текущую, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

И увеличение размера дебиторской задолженности, и резкое ее снижение оказывает на предприятие негативное воздействие. С одной стороны, рост дебиторской задолженности снижает объем оборотных средств предприятия и, как следствие, увеличивает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения собственных обязательств. Однако, резкое снижение дебиторской задолженности может указывать на возможное снижение объема реализации данной продукции в результате потери части покупателей, приобретавших эту продукцию в кредит. Следовательно, можно говорить о необходимости управления дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее величины. При этом руководителям и финансовым менеджерам хозяйствующих субъектов приходится решать следующие задачи: [7]

  • выбирать условия продаж, обеспечивающие гарантированное и своевременное поступление денежных средств;
  • определять конкретные размеры скидок или надбавок для разных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
  • оценивать упущенную выгоду от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности, и устанавливать приемлемый уровень этой задолженности;
  • уменьшение бюджетных долгов;
  • изыскивать способы ускорения востребования долгов.

Политика управления дебиторской задолженностью – часть общей политики предприятия в области управления оборотными средствами, которая заключается в оптимизации общего размера задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания. Управление дебиторской задолженностью необходимо осуществлять на всех этапах взаимодействия с клиентами от проведения преддоговорных процедур до исполнения операций в соответствии с договором. Примерный перечень и состав мероприятий по контролю за дебиторской задолженностью приведен в таблице 7.

 

Таблица 7

Перечень мероприятий по контролю за дебиторской задолженностью.

Этап 1.

 

Преддоговорные процедуры

Анализ информации о потенциальном клиенте, оценка его деловой репутации и конъюнктуры рынка, на котором он работает

Анализ осуществляется на основании: - информации, получаемой от самого потенциального клиента;

  • собственной базы данных (если сделки с клиентом уже осуществлялись, используется информация об объеме хозяйственных операций с ним и их стабильности);
  • информации из внешних источников (публикации в СМИ, информация, содержащаяся в коммерческих справочниках, данные государственной статотчетности, базы данных компаний, специализирующихся на сборе и анализе информации о юридических лицах, информация, полученная от банка, обслуживающего потенциального клиента, и других партнеров по сделкам).

Анализ финансового состояния каждого из потенциальных клиентов и их группирование по уровню платежеспособности.

Анализируются платежеспособность, показатели собственного капитала и ликвидность клиента, результативность его хозяйственной деятельности и финансовая устойчивость, а также объем и состав его чистых активов, которые могут выступать в качестве обеспечения кредита при возникновении неплатежеспособности.  

Определение возможных сумм и сроков кредитования для каждого клиента.

Размер сумм и сроки кредитования определяются на основании положений кредитной политики предприятия с учетом проведенного анализа финансового состояния клиентов. При этом размер общей суммы кредитов, предоставляемой клиентам, может исчисляться, например, как процент от балансовой прибыли или объема собственных средств, скорректированный на коэффициент ликвидности. Кредитная политика предприятия также должна задавать стандарты кредитоспособности клиентов, политику сбора платежей и предоставления скидок в случае досрочной оплаты продукции. 

 

Этап 2. Заключение договора

Фиксация всех важнейших моментов договорных отношений.

В договорах должно быть тщательно проработано разрешение всех возможных конфликтных ситуаций.

Этап 3.

 

Исполнение договорных обязательств

Осуществление контроля за своевременностью составления счетов.

Необходимо составить реестр старения дебиторской задолженности, определить структуру и динамику изменения каждой статьи дебиторской задолженности, а также срок оборачиваемости задолженности.

Ежедневный оперативный анализ прихода средств по выстав. счетам.

Высокая частота анализа обеспечивает высокую оперативность принятия соответствующих управленческих решений.

Составление контроля безнадежных долгов.

Должен быть образован резерв для покрытия возможного ущерба от долгов, возврат которых является сомнительным (сумма резерва может быть определена, например, как процент от общей суммы дебиторской задолженности).


Помимо этого, на всех этапах ведения хозяйственной деятельности необходимо осуществлять следующие действия:

  • постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, (значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия);
  • уделять повышенное внимание возможному появлению недопустимых дебиторских задолженностей (неоплата в срок отгруженных товаров, неоплата ввиду наличия претензий со стороны покупателей, наличие задолженностей по расчетам в связи с возмещением материального ущерба и по статье «прочие дебиторы»);
  • прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации. Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
  • оценивать реальную стоимость дебиторской задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью: [8]

    1. исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
    2. периодический пересмотр предельной суммы кредита;
    3. использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
    4. формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
    5. выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
    6. определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
    7. формирование условий обеспечения взыскания задолженности и системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
    8. использование современных форм рефинансирования задолженности;
    9. диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности