Эффективность системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе мною рассмотрено, что представляет в целом система налогообложения в Беларуси, куда необходимо двигаться и, наконец, каковы место и влияние налогов в общеэкономическом механизме.
Попытаюсь на этот вопрос взглянуть не конъюнктурно, а объективно.
Основной целью работы является раскрыть сущность:
введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

Содержание

Введение……………..……………………………………………………………4
1 СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………6
1.1 Сущность налоговой системы и принципы её построения……...…………6
1.2 Основные функции и структура налоговой системы……………………...10
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЁ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………18
1.1 Основное понятие налогов и их виды……………...………………………18
1.2 Регулирующая роль налогов в национальной экономике………………...21
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРО-
ВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ…………………………26
1.1 Основные проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………26
1.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая налоги НАСТЕ.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)


Учреждение образования  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет              ИЭ  

Кафедра                 ЭТиМК

Специальность     1-25 01 07

Специализация    1-25 01 07  17 Экономика и управления на предприятии                 

                                       лесного комплекса

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине Макроэкономика

 

Тема   Эффективность системы налогообложения (на примере РБ)

 

Исполнитель 

студентка 2 курса группы 3    ____________             А.А. Радкевич

 

Руководитель

        профессор, д.э.н.              ____________       С.И. Барановский

 

Курсовая работа защищена с оценкой    ________

Руководитель     _________                                   С.И. Барановский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

РЕФЕРАТ

 

 

Пояснительная записка 37 с., 4 рис., 1 табл., 20 наим.лит.

 

НАЛОГ, СБОРЫ, ПОШЛИНЫ, НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА, НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Целью курсовой работы является  налоговая система, принципы её построения, функции и структура,  а также анализ налоговой системы Республики Беларусь.

В процессе работы проведены  следующие исследования: рассмотрены принципы построения, функции и структура налоговой системы, дано понятие налогов, а также рассмотрены виды налогов и их роль в национальной экономике, проанализирована налоговая нагрузка на территории Республики Беларусь и предложены пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. А также на основе обширных статистических данных произведён анализ изменения величины и структуры налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в первом квартале 2010-2011 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………..……………………………………………………………4

 

1 СОДЕРЖАНИЕ  И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………6

    1. Сущность налоговой системы и принципы её построения……...…………6
    2. Основные функции и структура налоговой системы……………………...10

2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЁ РОЛЬ  В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………18

1.1 Основное понятие налогов и их виды……………...………………………18

1.2 Регулирующая роль налогов  в национальной экономике………………...21

3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРО-

ВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ…………………………26

    1. Основные проблемы функционирования налоговой системы  Республики Беларусь………………………………………………………………………26
    2. Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выбранная мною тема курсовой работы: «Эффективность системы налогообложения (на примере РБ)» - актуальная, интересная, весьма популярная и часто обсуждаемая.

В курсовой работе мною рассмотрено, что представляет в целом система налогообложения в Беларуси, куда необходимо двигаться и, наконец, каковы место и влияние налогов в общеэкономическом механизме.

Попытаюсь на этот вопрос взглянуть не конъюнктурно, а объективно.

Основной целью работы является раскрыть сущность:

введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой  практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

 совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счёт отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;

существенной модернизации методов расчёта, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;

выравнивания условий  налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь за счёт поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;

установления оптимального соотношения республиканских и  местных налогов и сборов, а  также обеспечения – эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

В настоящее время  на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных  налогов. Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы: упрощённая система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, налогообложение в рамках свободных экономических зон, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

По-моему мнению, количество налогов не является критерием для  оценки эффективности налоговой  системы. Данный тезис вытекает из теории налогообложения и мировой налоговой  практики. Оптимальной же признаётся такая налоговая система, которая способна гармонизировать экономические интересы государства и плательщика. Это выражается в обеспечении своевременного поступления налогов в бюджет сообразно бюджетным потребностям без существенного влияния на финансовое положение организаций и граждан.

Речь идёт о так  называемом принципе нейтральности  налоговой системы, который заложен  в фундамент построения всех современных  систем налогообложения. И сама история  развития человеческого общества доказала, что есть только одна возможность соответствовать этому принципу – обеспечить взимание налогов с множества различных налоговых баз по относительно невысоким ставкам. Как говорится, по нитке, но со всего мира. Подобная «распылённость» налогов между различными объектами налогообложения, организациями и гражданами делает их что называется «менее заметными», а потому необременительными и вполне приемлимыми для общества.

Таким образом, налоги и, в целом, налоговая система, является важным и нужным звеном в политической, экономической и социальной жизни общества и государства.

«Налоги – это цена, которую мы платим за возможность  жить в цивилизованном обществе» - Оливер Уэнделл Холмс – старший.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СОДЕРЖАНИЕ  И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Сущность налоговой системы и принципы её построения

 

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [10, с.16].

Налоговая система государства  должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей  распределительных отношений, их влияния  на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет  организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей.

Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:

- подсистема, построенная  на основе классических, или   межнациональных, принципов, если  налоговая система строится на  основе их использования, то  её можно считать оптимальной;

- подсистема, построенная  на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.

С развитием национальных экономик меняются и системы их налогообложения, всё больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы.

Первая группа включает всеобщие, или функциональные принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах мира.

Первый принцип –  принцип равномерности – требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жёстким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищённых слоёв населения.

Второй принцип –  принцип определённости – требует, чтобы сумма, способ и время платежа  были совершенно точно заранее известны плательщику.

Третий принцип –  принцип удобства – предполагает, что налог должен взиматься в  такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т.е. государство  должно устранить формальности и  упростить акт уплаты налога, а  также приурочить налоговый платёж ко времени получения дохода.

Четвёртый принцип –  принцип экономности – предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:

принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;

принцип однократности  обложения одного и того же объекта  за определённый период;

принцип стабильности налоговой системы в течение длительного времени;

принцип оптимальности  налоговых изъятий, т.е. обеспечение  государства налоговыми доходами при  относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести  обложения юридических и физических лиц.

Вторая группа принципов  налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы  в конкретных условиях общественно-политического  и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определённый период времени. Эта система демонстрирует какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.

В Республике Беларусь основой  единой налоговой системы является Налоговый кодекс республики Беларусь, принятый 19 декабря 2002 года. На сегодняшний день на основании Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2009г. №72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения»  вступили в силу и действуют как общая, так и особенная части кодекса, которые устанавливают систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых  в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в республике, регулируют властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливают права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений. 

В Республики Беларусь имеются особенности налогообложения, характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие своё развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь заключаются в следующем [1, с.9]:

каждое лицо обязано  уплачивать законно установленные  налоги, сборы (пошлины), по которым  это лицо признаётся плательщиком;

ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом Республики Беларусь либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь;

налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании  всеобщности и равенства;

не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, её территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещённой законодательными актами;

Информация о работе Эффективность системы налогообложения