Эффективность системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе мною рассмотрено, что представляет в целом система налогообложения в Беларуси, куда необходимо двигаться и, наконец, каковы место и влияние налогов в общеэкономическом механизме.
Попытаюсь на этот вопрос взглянуть не конъюнктурно, а объективно.
Основной целью работы является раскрыть сущность:
введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

Содержание

Введение……………..……………………………………………………………4
1 СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………6
1.1 Сущность налоговой системы и принципы её построения……...…………6
1.2 Основные функции и структура налоговой системы……………………...10
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЁ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………18
1.1 Основное понятие налогов и их виды……………...………………………18
1.2 Регулирующая роль налогов в национальной экономике………………...21
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРО-
ВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ…………………………26
1.1 Основные проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………26
1.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая налоги НАСТЕ.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Для кардинального изменения  сложившейся ситуации необходимо снижение налоговой нагрузки на средства, предназначенные  на оплату труда. Вместе с тем это  возможно только при условии расширения базы налогообложения и полной легализации сумм заработной платы, то есть при условии роста доходов населения. Достичь этого можно, в частности,  путём установления минимальной почасовой ставки оплаты труда, принятия других мер, способствующих легализации реальных доходов населения, а также создания благоприятных условий для развития малого бизнеса.

Одним из недостатков  существующей налоговой системы  является присутствие принципа двойного налогообложения при формировании цены. Это особенно характерно для тех налогов, которые исчисляются от суммы реализации продукции. Получается так, что налоги накладываются на налог, а это ведёт к увеличению издержек, себестоимости и в конечном итоге – цен на продукцию.

В настоящее время  практически подавляющее большинство  различных налогов в бюджет и обязательные платежи во внебюджетные фонды уплачивают промежуточные предприятия всех отраслей. Из-за этого каждое промежуточное предприятие, поставляющее ту или иную продукцию для производства конечного продукта, давит на своего партнёра по технологической цепочке, вынуждая его к дальнейшему роста затрат и выплате своих налогов в бюджет, порождая тем самым инфляционную спираль. Промежуточный продукт, проходя через различные этапы и звенья своего движения, сваливается большим грузом на конечный продукт, приводя к значительному росту цен на него [15, с.56].

Для устранения этого  недостатка, на взгляд автора, необходимо сократить подавляющее число  налогов для предприятий, работающих на промежуточных этапах движения продукта.

Не совсем правильной является также ситуация, когда устанавливаются высокие ставки налогов для тех предприятий и отраслей в целом, которые получают дотации от государства. С одной стороны, государство даёт дотации, а с другой, - забирает через налоги. Поэтому будет целесообразным снизить налоговые ставки для предприятий, производящих продукцию (товары, услуги), на которую осуществляется государственное дотирование.

Посредством налоговых  льгот государство может также  стимулировать наиболее важные виды деятельности, как в экономическом, так и в социальном аспекте, инновационный бизнес, что послужит в дальнейшем снижению цен.

Понятно, что эффективность  любой налоговой системы во многом определяется административными затратами  на её обслуживание. Наиболее эффективной  будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. В связи с этим в ходе совершенствования налоговой системы необходимо освободить её от платежей, которые при незначительной доле в доходах бюджета при наименьших затратах по их сбору. В связи с этим в ходе совершенствования налоговой системы необходимо освободить её от платежей, которые при незначительной доле доходах бюджета требуют достаточно больших затрат на администрирование. Иными словами, речь идёт о малоэффективных налогах и сборах. В частности, это касается налога на недвижимость, плательщиками которых являются владельцы дачных строений. Этот налог в доходной части бюджета составляет сотые доли процента, вместе с тем его сбор сопряжён со значительными организационными и финансовыми затратами. Компенсировать незначительные потери бюджета в случае отмены указанного налога можно, к примеру, за счёт увеличения ставки налога на землю, на которой расположена эта недвижимость, и выработки рационального механизма его исчисления и уплаты.

Исходя из опыта России и других стран с переходной экономикой можно выделить в качестве необходимых  некоторые преобразования налогов  на доходы и прибыль:

1) чёткое определение  субъектов, попадающих в сферу  действия этих налогов. Они должны отвечать двум обязательным условиям: во-первых, осуществление любых видов коммерческой (т.е. направленной на извлечение прибыли) деятельности; во-вторых, наличие юридического лица, основанного на принципе ограниченной ответственности, т.е. выступающего либо в форме акционерного общества, либо в форме унитарного государственного предприятия. Кроме того, налогоплательщики должны разделяться на резидентов и нерезидентов с чётким закреплением правил налоговой юрисдикции государства;

2) расширение налоговой базы, в т.ч. за счёт сокращения вычетов из облагаемого дохода и уточнения состава издержек по осуществлению коммерческой деятельности. Для налогоплательщиков-резидентов в облагаемые доходы (прибыль) должны входить все их доходы из источников в Республике Беларусь, а также доходы от инвестиционной деятельности и финансовых операций из всех источников (т.е. как в Беларуси, так и в других странах). Налогоплательщики, не являющиеся резидентами, платят налог только на доходы от источников в Республике Беларусь;

3) сохранение единых  унифицированных для всех видов  деятельности и налогоплательщиков (резидентов и нерезидентов) порядка  взимания и ставок налога на  прибыль. В частности, действующие повышенные ставки налога на прибыль (доходы) банков и страховых организаций следует уравнять с применяемыми для всех остальных видов деятельности. Пониженная ставка может быть сохранена только для предприятий малого бизнеса.

Одним из направлений  совершенствования налоговой системы  Республики можно назвать налог  на добавленную стоимость. НДС в Беларуси является в настоящее время  бюджетообразующим налогом. Существование его оправдано и целесообразно, учитывая, что при всех издержках и искажениях, возникающих при введении НДС в постсоциалистических условиях, это единственный путь создания всеохватывающей системы налогообложения потребления.

 Однако белорусская  модель НДС имеет некоторые  особенности, которые значительно  снижают эффективность данного  налога. В частности они ограничивают  потребление в обществе, снижают  покупательную способность населения и потребительский спрос и, следовательно, не стимулирую производство, ведут к удорожанию отечественных товаров.

Многие отечественные  и зарубежные экономисты предлагают повысить налог на землю и сделать  его одним из основных в налоговой системе, мотивируя это тем, что земля является неэластичным с точки зрения предложения фактором производства, предложение земли постоянно, и при введении налога общий спрос на землю не изменится. Налог на землю в условиях рыночной экономики не искажает экономическую эффективность, так как налог на чистую экономическую ренту (которым он является) не повлияет на экономическую ситуацию.

В качестве одного из направлений  совершенствования налоговой системы  может быть введение нового налога на недвижимость по её рыночной стоимости. Таким образом создаются условия для повышения собираемости налогов, так как недвижимость трудно скрыть от налогообложения. При этом оптимальные ставки налога на недвижимость должны стимулировать эффективное использование, оптимизацию размеров недвижимости каждого собственника, рациональное использование земли и вместе с тем не создавать дискриминационный режим по отношению к фондоёмким отраслям.

Таким образом, очевиден тот факт, что государством уже сегодня проведена значительная работа по созданию условий для формирования благоприятного налогового климата, совершенствованию системы налогообложения Республики Беларусь в условиях финансового кризиса. И эта работа в дальнейшем будет продолжена. Также не следует забывать и о социальной направленности бюджета белорусского государства. Высокая концентрация финансовых ресурсов в бюджет нашей страны обусловлена широкомасштабным комплексом социальных гарантий: бесплатным образованием, здравоохранением, развитой системой пенсионного обеспечения и социального обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В курсовой работе я постаралась  обобщить и раскрыть все стороны  налоговой системы на примере  нашей республики.

Иногда складывается впечатление, что наше налоговое  законодательство, система администрирования налогов настолько экзотичны и самобытны, что невольно задаёшься вопросом: как же мы ещё с кем-то торгуем, умудряемся что-то экспортировать, привлекать инвестиции, существовать, как говорили в советские времена, в международной системе разделения труда?

По моему убеждению, структура налогов в Беларуси имеет совершенно адаптированный к  общеевропейской характер.

Как сказал начальник  главного управления методологии налогообложения  организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Е.Ф. Герштейн на пресс-конференции СМИ: «Не надо посыпать себе голову пеплом – откажемся от последнего оборотного платежа, наведём порядок в системе взимания местных налогов и сборов, реформируем налог на недвижимость – чем уж тогда наша система налогообложения будет принципиально отлична от систем налогообложения других стран?»

Я считаю, нужно поработать, в целом, над улучшением налогового администрирования, приданием этому  процессу ясности и прозрачности. Например, платить налоги должно быть удобно, а если ошибка непреднамеренная, то и жестоко наказывать за неё нельзя.

Стоит задуматься над  тезисом: налоговое законодательство должно быть простым. Продолжим ряд: такими же простыми должны быть  гражданское, банковское, таможенное, трудовое законодательство, а также физика, химия и т.д. Так не бывает! Налогообложение – это такая же наука, как статистика, бухгалтерский учёт, финансы, если брать лишь экономический блок.

В конце своей работы хочется подытожить всё сказанное ранее:

налоговое законодательство, система налогообложения, иначе, налоговая система – это часть экономики. Поэтому эту систему нужно приблизить к реальной структуре бизнеса и сделать её адекватной его развитию;

налоги – это элемент  экономического механизма, где всё  взаимосогласовано и, в идеале, взаимообусловлено;

стремиться надо к  тому, чтобы налоговая система была справедливой, удобной для плательщиков, но одновременно эффективной и управляемой со стороны государства;

создавать условия для  развития бизнеса в малых и  средних городских поселениях, сельских населённых пунктах;

упростить порядок осуществления  внешнеэкономической деятельности, создавать благоприятные условия  для реализации инвестпроектов;

совершенствование порядка  деятельности свободных экономических  зон и порядка имущественных отношений;

и наконец, налоговое  законодательство должно быть максимально  понятно профессионалу, но быть столь  же понятным человеку, который сталкивается с экономикой.  

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19.12.2002 №1633-З (с изм. и доп., принят Палатой представителей 15.11.2002  и одобрен Советом Республики 02.12.2002).  // Бизнес-инфо. (Электрон.ресурс) / Аналитическая правовая система.  – Минск, 2011.

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29.12.2009г. №71-З // Бизнес-инфо. (Электрон.ресурс) / Аналитическая правовая система.- Минск, 2011.

3. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010г. №176-3 // Бизнес-инфо (Электрон. ресурс) / Аналитическая правовая система. – Минск, 2011.

4. О внесении изменений  и дополнений в некотрые законы  Респ.Беларусь по вопросам налогообложения:  Закон Респ.Беларусь от 13 нояб.2008 г. № 449-З // Бизнес-инфо (Электрон. ресурс) / Аналитическая правовая система. – Минск, 2011.

5. Об отдельных вопросах  уплаты налогов, сборов и арендной  платы и представления налоговых  деклараций (расчётов): Указ Президента  Республики Беларусь, 06 марта 2008г., №145 // Бизнес-инфо (Электрон. ресурс) / Аналитическая правовая система. – Минск, 2011.

6. Об упрощённой системе  налогообложения: Указ Президента  Республики Беларусь, 09 марта 2007г., №119 // Бизнес-инфо (Электрон. ресурс) / Аналитическая  правовая система. – Минск, 2011.

7. Об отдельных вопросах применения упрощённой системы налогообложения: Указ Президента Республики Беларусь, 15 окт. 2007г., №497 // Бизнес-инфо (Электрон. ресурс) / Аналитическая правовая система. – Минск, 2011.

8. О некоторых мерах  по регулированию предпринимательской  деятельности: Указ Президента Республики  Беларусь, 18 июня 2005г., №285 // Бизнес-инфо (Электрон. ресурс) / Аналитическая правовая  система. – Минск, 2011.

9. О Парке высоких  технологий: Декрет Президента Республики Беларусь, 22 сент. 2005г., №12 // Бизнес-инфо (Электрон. ресурс) / Аналитическая правовая система. – Минск, 2009.

 

 

10. Аронов, А.В., Каши, В.А. Налоги и налогообложение:, Учебн.пособие. Минск: Экономист, 2007. – 560 с.

11. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц (и др.); под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.Е. Бондарь. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 302 с.

12. Евстигнеев, Е.Н. Налги и налогообложение: Учеб. Минск: Экономист, 2001. – 256 с.

13. Макроэкономика: учеб.пособие / под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск, 2004. – 190 с.

14. Михайлов, А.А. Итоги работы налоговой службы за 2008 год / А.А.Михайлов // Вестник МНС РБ. – 2009 - №6. – С.4-6.

15. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич и др.; под ред. В.А. Гюрджан. – Минск, 2002. – 256 с.

16. Налоговая политика, как фактор, влияющий на создание условий для формирования благоприятного инвестиционного и налогового климата в Республике Беларусь / Пресс-центр Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (Электрон.ресурс). – 2010. – Режим доступа:

http://www.nalog.by. – Дата доступа: 14.09.2011.

17. О проведении выездного совещания по вопросам упрощения налоговой системы Республики Беларусь / Пресс-центр Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (Электрон.ресурс). – 2010. – Режим доступа:

http://www.nalog.by. – Дата доступа: 09.10.2011.

18. О налоговой службе Республики Беларусь. Модели социально ориентировочной рыночной экономики / Пресс-центр Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (Электрон.ресурс). – 2011. – Режим доступа:

http://www.nalog.by. – Дата доступа: 09.10.2011.

19. Трудно ли платить налоги в Республике Беларусь? / Пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (Электрон.ресурс). – 2011. – Режим доступа:

http://www.nalog.by. – Дата доступа: 08.10.2011.

Информация о работе Эффективность системы налогообложения