Эффективность системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе мною рассмотрено, что представляет в целом система налогообложения в Беларуси, куда необходимо двигаться и, наконец, каковы место и влияние налогов в общеэкономическом механизме.
Попытаюсь на этот вопрос взглянуть не конъюнктурно, а объективно.
Основной целью работы является раскрыть сущность:
введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

Содержание

Введение……………..……………………………………………………………4
1 СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………6
1.1 Сущность налоговой системы и принципы её построения……...…………6
1.2 Основные функции и структура налоговой системы……………………...10
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЁ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………18
1.1 Основное понятие налогов и их виды……………...………………………18
1.2 Регулирующая роль налогов в национальной экономике………………...21
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРО-
ВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ…………………………26
1.1 Основные проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………26
1.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая налоги НАСТЕ.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с  Кодексом и таможенным законодательством. 

Таким образом, принцип  стабильности налоговой системы  характеризуется не только длительным постоянством налогов, условий сбора, но и закреплением за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы.

Поэтому одним из важнейших принципов построения налоговой системы является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

- налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

- налоговая структура  должна содействовать проведению  политики стабилизации и развития  экономики страны;

- налоговая система  не должна допускать произвольного  толкования, должна быть понятной  налогоплательщикам и принята большей частью общества;

- административные расходы  по управлению налогами и соблюдению  налогового законодательства должны  быть минимальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные  функции и структура налоговой системы

 

Сущность любой экономической категории раскрывается посредством её функций. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов[2,с.16].

Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

Фискальная функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

Фискальная функция  налогов отражает форму принудительного  лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Сформированные преимущественно  налоговым методом бюджетные  ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения  потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс.

Отсюда следует, что  налоговые отношения включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Существуют следующие  виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определённых элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и преференций. Никакая другая функция налогов непосредственно стимулирующими свойствами не обладает.

Из сущности налогов  вытекает и распределительная, а точнее, перераспределительная, функция. Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Формирование доходов  государственного бюджета на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает государство  в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов  носит объективный характер, как  и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуются средства для выполнения своих функций.

Распределительная функция  налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция налогов носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства, развитием экономики в стране у этой функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через  налоговый механизм.

Сегодня регулирующие возможности налогов настолько велики, что их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьёзноё влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и, одновременно, ответственности за результаты производства.

Регулирующая функция  неотделима от других функций налогов. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства.

Как видим, каждая функция  налогов отражает определённую сторону финансовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда.

По данным Министерства по налогам и сборам Беларуси, в  настоящее время в состав налоговой  системы республики входит 24 основных платежа, имеющих налоговый характер. При этом большинство плательщиков регулярно исчисляют и уплачивают только 7 из них – налог на добавленную стоимость, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельные налоги, местный налог (на инфраструктуру города).

Действующая структура  налоговой системы Республики Беларусь включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость и другие), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки и другие), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и другие) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные сборы и пошлины, оффшорный сбор и другие). Наиболее ёмкой является группа прямых и косвенных налогов, которые составляют более 70% всех налоговых доходов, или 25,8% ВВП (9,3% и 16,5% соответственно).

Охарактеризуем более  подробно действующую структуру  налоговой системы Республики Беларусь.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Прямые налоги делятся  на реальные и личные.

Реальные налоги построены  без учёта личности плательщика  и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения.

Личные налоги – это  налоги, взимаемые с доходов и  имущества налогоплательщиков.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Смешанные налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но при этом имеют разные объекты налогообложения.

 В группу прочие налоги налоговых доходов, сборов, пошлин включаются доходы от внешнеэкономической деятельности, таможенные сборы и пошлины и т.д. Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по четырём признакам: по происхождению (внутренние, транзитные, экспортные и импортные); по целям взимания (фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические); по характеру взимания, т.е. по ставкам (специфические, адвалорные и кумулятивные) ; по характеру отношений (конвенционные и автономные).

Рассмотрим структуру налоговой системы Республики Беларусь на конкретном примере: сравним уровень налоговой нагрузки за 1 квартал 2011г. по сравнению с 1 кварталом 2010г.  

В январе-марте 2011 года величина налоговй нагрузки на экономику составила 30% к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократилась на один процентный пункт (см. таблицу 1).

Таблица 1.  Величина  и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в первом квартале 2010-2011 гг.                                                              

             Показатели

1 кв.2007г.

1 кв.2008г.

Отклонение, п.п., (+/-)

 в % к ВВП

Налоговая нагрузка

в том числе:

31,0

30,0

-1,0

косвенные налоги

14,0

11,7

-2,3

прямые налоги

7,5

10,2

2,7

смешанные налоги

2,9

2,6

-0,3

прочие налоговые доходы, сборы, пошлины

6,6

5,5

-1,1


Снижение уровня налоговой  нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением  объектов налогообложения и исключением  отдельных субъектов из состава  плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 107,2 %) по отношению к росту ВВП (темп роста – 110,9%).

В структуре налоговой  нагрузки наибольший удельный вес в  ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с  первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 1,1 процентного пункта.

Одновременно удельный вес прямых налогов и сборов в  ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в первом квартале текущего года, кроме уплаченного налога за четвёртый квартал (декабрь) 2010 года, также поступили текущие платежи в размере ¼ годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 года (в 2010 году уплата налога за первый квартал производилась по сроку 22 апреля).

Объём поступлений в  бюджет косвенных налогов и сборов, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 процента, а их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7 процента.

Например, в общей сумме платежей этого вида 74 процента приходится на налог на добавленную стоимость. Структура косвенных налогов и сборов приведена на рисунке 1.

Структура косвенных налогов и сборов

 

 Рисунок 1

Темп роста поступлений  НДС составил 95,2 процента, удельный вес в ВВП снизился с 10,1.до 8,7 процента. Отрицательная динамика поступлений  обусловлена опережающей динамикой  налоговых вычетов (темп роста 129,4 процента) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста 126,1 процента) в основном за счёт роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 процентов, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм НДС.

Кроме того, в 2011 году отменена обязанность  плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы  налога за месяц 40 тысяч евро, а также  всем плательщикам независимо от размера  выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога. В первом квартале 35,5 тысяч субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога, тогда как в аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тысяч плательщиков.

Удельный вес прямых налогов и сборов, объектами обложения которыми являются доходы и собственность, составил 10,2 процента в ВВП, темп роста поступлений – 150,4 процента. Структура прямых налогов и сборов приведена на рисунке 2.

 

Структура прямых налогов и сборов

 

Рисунок 2.

в разрезе прямых налогов  и сборов наибольший удельный вес  – более 54 процентов – занимает налог на прибыль. Поступления его  возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП  – с 3,4 до 5,5 процента. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена  изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.

Не менее значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который  занимает 41 процент в группе прямых налогов. Темп роста поступлений  составил 137,2 процента, удельный вес  увеличился с 3,1 до 4,2 процента в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 19,2 процента фонда заработной платы в целом по республике.

Отрицательная динамика поступлений сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 5,7 процента. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога.

Информация о работе Эффективность системы налогообложения