Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Вышеизложенное определяет актуальность темы работы. Целью данной работы является разработка путей повышения конкурентоспособности компании Хейнекен в современных условиях пивного рынка в России.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
определить составляющие конкурентоспособности товара,
изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара:

Содержание

Введение
1.Теоритические основы совершенствования конкурентоспособности предприятия
1.1 Сущность конкурентоспособности
1.2 Сравнительная характеристика методик оценки конкурентоспособности предприятия
1.3 Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия
2. Анализ ключевых факторов конкурентоспособности.
3. Технико-экономический анализ деятельности предприятия
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МДКП.docx

— 111.19 Кб (Скачать файл)

     При оценке  конкурентоспособности должна приниматься  во внимание и возможная несостоятельность (банкротство) организации. В российском  законодательстве о банкротстве  произошли изменения, связанные  с установлением критерия несостоятельности. Если с 1992 г. по 1998 г. таким критерием являлась неоплатность, определяемая по соотношению стоимости имущества и суммы задолженности (на основе оценки ликвидности), то по закону "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции 1998 и 2002 годов "…юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены", и критерием несостоятельности является платежеспособность. Соответственно, в методических положениях по оценке финансового состояния предприятий, утверждаемых исполнительными органами, акцент сместился с оценки ликвидности к расчету платежеспособности на основе сопоставления обязательств и среднем 6 месячной выручки. Поэтому при комплексной оценке конкурентоспособности предприятий в состав анализируемых параметров нами включена платежеспособность.

                Таким образом, для оценки конкурентоспособности  предприятий кондитерской промышленности  нами предложена и обоснована  система из шести параметров, количественное измерение которых  осуществляется с помощью 31 показателя. Для удобства исходные данные  представляются в виде матрицы, в которой по сторонам записаны показатели, а по столбцам – предприятия.

              На втором этапе рассчитанные  значения показателей, имеющие различную  размерность и единицы измерения, необходимо привести в сопоставимый  вид. Для этого по каждому показателю  проводится сравнение с условным  эталонным предприятием, имеющим  наилучшие результаты по данному  показателю. Эталоном сравнения  является самый удачливый конкурент, достигший в данном аспекте  деятельности наилучших результатов  в процессе реально сложившейся  рыночной конкуренции; это соответствует  практике рыночной конкуренции, где предприятия стремятся по  всем показателям выглядеть лучше  своих конкурентов.

            В данном случае мы имеем  дело с определенными наблюдаемыми  свойствами изучаемых и измеряемых  объектов. Для установления объективных  сопоставимых числовых значений  различных характеристик в подобных  случаях применяется метрическая  шкала отношений. По каждому показателю  положительной направленности в  матрице находится максимальное  значение и принимается за эталонное. Исходные показатели стандартизируются путем деления на эталонное значение.

 

где i – номера показателей (i = 1, 2, 3, …, m),

m – количество показателей,

j – номера предприятий (i = 1, 2, 3, …, n),

n – количество предприятий,

aij – значение i-того показателя j-того предприятия,

ij x – стандартизированный i-ый показатель (коэффициент) конкурентоспособности.

          Таким образом стандартизируются выбранные нами показатели прибыльности, эффективности управления, деловой активности, ликвидности, рыночной устойчивости, размера и концентрации, имеющие положительную направленность, то есть, чем выше значение показателя, тем лучше оценивается соответствующий параметр.

             Для стандартизации показателей платежеспособности, имеющих отрицательную направленность (то есть, чем выше значение показателя, тем ниже платежеспособность, так как она по методике ФСФО выражается в месяцах, требуемых для покрытия текущих обязательств среднемесячной выручкой), нами предложена и проведена стандартизация показателей платежеспособности по их обратным значениям.

           При этом рассчитаны обратные значения показателей платежеспособности, а их стандартизация проведена по вышеизложенной схеме, то есть

 

Приводимые некоторыми авторами утверждения о возможности нормирования матрицы путем деления каждого показателя на лучшее значение, которое может быть как максимальным, так и минимальным в зависимости от содержания показателя, нам представляется, по меньшей мере, спорными, так как стандартизированные коэффициенты могут принимать значения >1. Дальнейшее оперирование с ними для получения рейтингового числа может давать искаженные результаты.

Нормирование по схеме 

 

приводит к тому, что сравнение проводится не с достижениями конкурентов, а с аутсайдерами конкурентной борьбы. При использовании же предлагаемого нами способа в матрице стандартизированных показателей все коэффициенты отражают уровень соответствующего предприятия по сравнению с самым удачливым конкурентом в данном аспекте деятельности, позволяют применять различные методы свертывания критериев в единый функционал, преобразовывать группу локальных критериев (показателей и параметров) в интегральный критерий, свести многокритериальную задачу к однокритериальной.

              На третьем этапе для получения интегрального критерия и расчета рейтингового числа обычно используются следующие специальные методы:

- метод выделения главного  критерия;

- мультипликативный метод  свертки критериев;

- аддитивный метод свертки  критериев;

- метод вычисления расстояний.

       Недостаток метода выделения главного критерия заключается в том, что сравнение проводится только по одному критерию, а значения других не учитываются.

           Мультипликативный метод свертки критериев предполагает построение интегрального критерия в виде простого или взвешенного по важности произведения локальных критериев, если они удовлетворяют некоторым условиям мультипликативности. К недостаткам данного метода относят существование неоднозначных компенсаций значений критериев.

             Аддитивный метод свертки критериев предполагает построение интегрального критерия в виде простой или взвешенной суммы локальныхкритериев:

где Ki – весовой коэффициент важности критерия, определяемый экспертным путем,

R j – рейтинговое число (интегральный критерий) j-го предприятия.

        Метод вычисления расстояний базируется на векторно-матричной алгебре, при этом вводится специального вида метрика, характеризующая расстояние между анализируемыми объектами. Такая метрика используется в виде обобщенного критерия, так как описывает обобщенное расстояние между текущим объектом и объектом, с которым производится сравнение. Обычно рассматриваются расстояния между некоторым фактическим объектом и его идеальным представлением.

             Если за идеальное принять фактически достигнутое в конкурентной борьбе значение показателя у наиболее удачливого конкурента, то значение интегрального критерия можно рассчитать по формуле:

            

где R j – рейтинговое число (значение интегрального критерия) j-го предприятия,

Xij – стандартизированный i-ый показатель j-го предприятия.

             Поскольку значение каждого показателя по условному эталонному предприятию принято за 1, то все его координаты равны 1, а Rj характеризует расстояние (удаление) анализируемого предприятия от условного в многомерном пространстве.

             Рейтинговое число, определяемое в виде квадратного корня из суммы квадратов разностей, может быть модифицировано путем применения экспертных весовых коэффициентов показателей:

а также расчета удаленности не от эталонного предприятия, а от начала координат:

 

          Нами проводились расчеты рейтинговых чисел по аддитивному методу свертки критериев и методу вычисления расстояний.

             На четвертом этапе на основе рассчитанных значений рейтинговой оценки проводится ранжирование предприятий по уровню конкурентоспособности. В зависимости от выбранного способа расчета рейтинговой оценки предприятия упорядочиваются либо по убыванию показателя Rj,либо по его возрастанию. Если предполагается порядок следования предприятий от имеющего наивысший рейтинг к имеющему низший рейтинг (более удачливым конкурентом считается предприятие с большим рейтинговым числом), то предприятия ранжируются по убыванию интегрального критерия, например, при аддитивной свертке критериев и методу определения расстояний от начала координат. В противоположном случае, если по смыслу расчета рейтингового числа более конкурентоспособным является предприятие с меньшим значением рейтингового числа, ранжирование проводится по возрастанию рейтингового числа, то есть наиболее конкурентоспособным является предприятие с наименьшим рейтинговым числом.

                Мы полагаем, что расчет рейтинговых чисел и ранжирование предприятий следует проводить не только по всей совокупности параметров  показателей, но и по каждой группе показателей того или иного параметра: по показателям прибыльности, эффективности управления, деловой активности, ликвидности и рыночной устойчивости, размеру и концентрации, платежеспособности. Такой предлагаемый подход рейтинговой оценки по всем параметрам позволит выявить резервы повышения конкурентоспособности и нацеливать управленческие решения на улучшение параметров,  по которым конкуренты имеют преимущества.

2. Анализ ключевых факторов  конкурентоспособности.

ООО «Хейнекен Коммерческий Сервис» реализует разные марки пива: Хейнекен, Амстел, Золотой фазан, Бочкарев, Доктор дизель, Шихан, Седой Урал и т.д.

Для оценки конкурентоспособности выбран товар - пиво. Пиво – слабоалкогольный освежающий напиток с хмелевым ароматом и приятным горьковатым вкусом. Основным сырьем для производства пива служат ячмень, хмель и вода. Производство пива – сложный и длительный процесс, состоящий из нескольких технологических циклов: производство солода, получение пивного сусла, сбраживание сусла пивными дрожжами, дображивание (созревание), фильтрация пива, розлив.

Для приготовления пива используют ячмень специальных пивоваренных сортов, который очищается, сортируется, дезинфицируется, и замачивается на несколько дней до влажности 43-46%. Помещенные в особые условия зерна прорастают, в них накапливается крахмал, необходимые ферменты, белки, витамины переходят в растворимое состояние.

Проросшие зерна сушатся, очищаются от ростков – получается солод, который должен не менее месяца отлежаться. В это время протекают сложные биохимические процессы. Приготавливают солод и из других злаков.

Вода для производства пива должна быть мягкой. В Петербурге мягкая вода. Мягкая вода также в Прибалтике, на Украине. В Туле жесткая вода, требующая специальной дополнительной обработки.

Солод варится в течение двух часов с хмелем. Хмель придает пиву специфический вкус и аромат, повышает стойкость пива при хранении. Из полученного сусла удаляют хмель и охлаждают сусло до 60, а затем до 5-6 градусов. Сусло сбраживают пивными дрожжами в течение 7-9 дней, затем снова охлаждают. Дображивание пива может иметь различный срок и определяется маркой пива. До 3-4 или даже 6 месяцев. Напиток фильтруется и разливается в тару. Розлив производится при избыточном давлении, чтобы избежать пенообразования.

В настоящее время часто применяют ускоренные циклы производства пива. Так, Жигулевское пиво может выдерживаться 11 суток вместо 21.

Таким образом, технология производства пива определяет характер пивного рынка. Рынок является олигополистическим, т.е. производство пива поделено между несколькими крупными производителями.

Марки пива подразделяются на две группы: светлые и темные сорта. Светлое пиво производится из светлого или средней цветности солода. В солод могут добавлять другие материалы (пшеницу, овес, рожь, рис, кукурузу, муку картофельную, банановую, сорго, маниоку, а также сахар).

Темные сорта производятся из темного карамельного солода, который получается при поджаривании солода, и сахар в нем карамелизуется. Для этих сортов используют меньше хмеля.

Пиво бывает верхового и низового брожения. В первом случае дрожжи находятся на поверхности, и солод, хмель берутся более грубо обработанные. Сбраживают такое пиво при 14-20 градусах.

Низовое брожение происходит при 5-10 градусах. Раньше пили пиво преимущественно верхового брожения, но с усовершенствованием технологического процесса стали чаще применять низовое брожение, которое еще называют главным. В нашей стране применяется низовое брожение.

Специалисты-дегустаторы оценивают пиво по следующим параметрам:

    • прозрачность – 3;
    • цвет – 3;
    • вкус – 5;
    • хмелевая горечь –5;
    • аромат –4;
    • пенообразование –5.

Прозрачность пива с блеском оценивают 3 баллами, прозрачность пива без блеска с единичными мелким взвесями- 2, пиво, слабо опалесцирующее – 1 баллом, а сильно опалесцирующее снимается с дегустации.

Если цвет соответствует типу пива и находится на минимально установленном уровне для данного пива, то его оценивают 3 баллами, на среднем – 2 баллами, на максимально допустимом – 1 баллом, а пиво с цветом, не соответствующим его типу, считают неудовлетворительным.

Отличный аромат пива, чистый, свежий, выраженный оценивают 4 баллами, хороший –3 баллами, с посторонними оттенками – 2 баллами, с выраженными посторонними тонами – 1 баллом.

Вкус отличный, полный, чистый, гармоничный получает 5 баллов, хороший, чистый, но не очень гармоничный – 4 балла. Не очень чистый, слабо выраженный – 3 балла, пустой вкус и посторонние привкусы –2 балла.

Хмелевая горечь мягкая, слаженная получает 5 баллов, не очень слаженная, грубоватая – 4 балла, грубая, отстающая или слабая – 3 балла, нехмелевая, грубая – 2 балла.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия