Анализ конкурентоспособности продукции и разработка рыночной стратегии предприятия на примере ОАО «Архангельский молочный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности товара и его оценка.
Задачи:
•рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности продукции предприятия;
•провести анализ конкурентоспособности продукции и разработка рыночной стратегии предприятия на примере ОАО «Архангельский молочный комбинат»;
•на основе проделанной работы сделать выводы и подвести итог.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности
продукции предприятия…………………………………………………………..5
2. Анализ конкурентоспособности продукции и разработка рыночной стратегии предприятия на примере ОАО «Архангельский молочный комбинат»………………………………………………………………………...16
2.1. Характеристика исследуемого предприятия……………………………...16
2.2. Конкурентоспособность производимой продукции……………………...19
2.3. Разработка конкурентной стратегии для продукции ОАО « АМК»
на основе SWOT-анализа………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение………………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность товара и его оценка маркетинг.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты конкурентоспособности 

продукции предприятия…………………………………………………………..5

2. Анализ конкурентоспособности  продукции и разработка рыночной  стратегии предприятия на примере  ОАО «Архангельский молочный комбинат»………………………………………………………………………...16

2.1. Характеристика исследуемого  предприятия……………………………...16

2.2. Конкурентоспособность производимой продукции……………………...19

2.3. Разработка конкурентной  стратегии для продукции ОАО  « АМК» 

на основе SWOT-анализа………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Приложение………………………………………………………………………36

 

Введение

Повышение эффективности  хозяйствования предприятия - важнейшая  задача современного этапа развития экономики. В значительной степени ее решение определяется повышением конкурентоспособности продукции, что предполагает полное или частичное обновление ассортимента, техническое переоснащение производства, трансформацию организационной структуры и использование принципиально новых методов управления.

Оценка качества и  конкурентоспособности являются исходным элементом для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. При этом систематической  оценке должны подвергаться не только качество и конкурентоспособность производимой предприятием продукции, но и конкурентоспособность самого предприятия.

Важность такой оценки обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых следует назвать  необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, выбор предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции, привлечение средств инвестора для организации конкурентоспособного производства, составление маркетинговых программ для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременного принятия решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и другие.

Залогом успешного повышения конкурентоспособности продукции становится совершенствование учета затрат в качестве решающего условия обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

В условиях современного развития рыночных отношений и усиления конкуренции хозяйствующим субъектам необходимо быстро реагировать на происходящие изменения, поскольку для выработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, необходимо четкое представление о среде функционирования субъекта хозяйствования и его производственном потенциале. Этим и обусловлена актуальность данного дипломного проекта.

Стратегия представляет собой набор  правил, которыми руководствуется организация  при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегия рассматривается как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей организации.

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности товара и его оценка.

Задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности продукции предприятия;
  • провести анализ конкурентоспособности продукции и разработка рыночной стратегии предприятия на примере ОАО «Архангельский молочный комбинат»;
  • на основе проделанной работы сделать выводы и подвести итог.

 

1. Теоретические аспекты конкурентоспособности  продукции предприятия

Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и в первую очередь от конкурентоспособности продукции предприятий. Большинство экспертов полагают, что без национальной стратегии экономического роста и повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий добиться существенных сдвигов в повышении общей конкурентоспособности страны вряд ли удастся.

Как положительное влияние  можно расценивать воздействие  научно-технической революции (НТР) на повышение конкурентоспособности и выбор предприятием конкурентной стратегии. НТР стала ключевым фактором развития ведущих отраслей экономики, под ее воздействием ускоренными темпами обновляется техническая база производства и потребления, преобразуется сырье, непрерывно совершенствуется производимая продукция, пополняется ее ассортимент. Интенсифицируется процесс исследований и разработок новых видов продукции: в условиях конкуренции НТР диктует все более короткие сроки создания новых товаров, услуг, а, следовательно, и необходимость тратить на научные исследования все более значительные средства в единицу времени.

Влияние НТР на конкурентоспособность  товаров предприятий носит многоплановый  характер. Оно сказывается через  изменение характера конкуренции, повышение значимости проблемы качества и надежности, появление новых товаров, новой технологии, преобразование производственной базы, усиление воздействия на рыночный спрос, на организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности.

Материализация достижений НТР в виде постоянно нарастающего потока новых товаров с более  высокими технико-экономическими характеристиками означает постоянное изменение характера  требований к их конкурентоспособности, переоценку ее уровня. Конкурентоспособность продукции стала более подвижной величиной, ее составные элементы (качественные и количественные) стали быстрее меняться. В силу этого главные усилия производители направляют не столько на захват рынков старых товаров и вытеснение с них конкурентов, сколько на предложение покупателю новых товаров.1

Одним из решающих факторов борьбы за внутренний и мировой рынок  становится новизна товара. В качестве новых товаров на рынке выступают как принципиально новые, так и модернизированные, улучшенные варианты существующей продукции. Темпы обновления продукции постоянно нарастают Работа на все более насыщенный рынок, характеризующийся нарастающей конкуренцией между производителями, требует от последних максимальной дифференциации продукта, все более полного приспособления к желаниям потребителей. Новые предприятия располагают широким набором производственно-технических возможностей. Интеграционные процессы объединяют в единую систему процессы проектирования, подготовки производства, самого производства и контроля над ним. На смену массовому производству стандартных видов продукции приходит выпуск продукции, дифференцированной по своим потребительским характеристикам, форме, внешнему виду и качеству, техническим параметрам. Этот переход обусловлен новыми условиями конкуренции, новой, быстро меняющейся структурой общественных потребностей.

В настоящее время  на первый план мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретает качество продукции, его новизна, наукоемкость изделий. Однако по показателю качества большинство российских промышленных товаров уступает изделиям из промышленно развитых, новых индустриальных стран и отдельных развивающихся государств. Сегодня большинство стран мира обеспечивает повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. К сожалению, в настоящее время потенциал России, создаваемый на протяжении многих десятилетий, находится на грани распада.

К важным конкурентным преимуществам, влияющим на конкурентоспособность продукции предприятий, относят рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления предприятием, способность быстрого реагировали" на меняющиеся условия рынка и др.

Очевидно, что чем шире будет у предприятия набор  конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем  благоприятнее будут предпосылки для его успешной деятельности на внутреннем и мировой рынках, тем более устойчивые позиции оно может занять на отдельных сегментах этого рынка.2

В условиях рынка государство  не наделено функцией непосредственного  управления конкурентоспособностью, однако оно воздействует на нее с помощью таких мер регулирования, как законодательные и подзаконные акты, правительственные постановления, экономические и другие рычаги.

На наш взгляд, задача государства состоит в создании благоприятных условий для укрепления конкурентоспособности экономики, ее структурных подразделений, хозяйствующих субъектов. Воздействие государства на процесс повышения конкурентоспособности осуществляется по внутринациональному и внешнему направлениям. Оба эти направления тесно взаимодействуют между собой.

Тем не менее, первичным  можно считать первое направление. Внешние факторы подключаются для  решения внутренних проблем, а через  них и непосредственно на проблемы конкурентоспособности. К тому же только через внешнеэкономические связи выявляется истинный уровень международной конкурентоспособности национальной экономики.

Управление конкурентоспособностью реально осуществляется на уровне хозяйствующих  субъектов, обладающих необходимыми правами, предпринимательской инициативой, кадрами для решения проблемы конкурентоспособности, но, разумеется, а пределах конкурентного потенциала предприятия. Именно от промышленных предприятий зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и внешнюю среду, создаваемые государством возможности для повышения конкурентоспособности.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает определение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли. Данные факторы можно подразделить на: внешние факторы развития экономики страны (меры государственного экономического и административного регулирования; характеристики конкурентной среды; деятельность общественных и негосударственных институтов); внутренние факторы развития предприятия, связанные с потенциальными возможностями самого предприятия по обеспечению своей конкурентоспособности.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности  продукции предприятия, так и  в сторону ее снижения. Как правило, предприятия осуществляют свою деятельность в различных социальных и экономических условиях, в результате чего уровень использования факторов неодинаков. Неполное использование факторов конкурентоспособности не позволяет реализовать конкурентный потенциал предприятия, что делает необходимым выявление и реализацию резервов повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Под резервами предприятия понимают неиспользованные в полном объеме возможности предприятия, связанные с сокращением затрат в самом производстве и по обеспечению деятельности на конкурентном рынке с целью повышения конкурентоспособности. Специфика таких резервов и их образования заключается в том, что они выступают как результат взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия. Состав резервов не постоянен: инновации в производстве и управлении предприятием обусловливают возникновение новых видов резервов, а также необходимость их выявления и изучения. Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами во всех областях деятельности, но оно может направить свои усилия на достижение конкурентных преимуществ на том или ином рынке в долгосрочной перспективе. В этих целях необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и позволяющей наилучшим способом использовать сильные стороны деятельности предприятия.3

Реализуя комплексный  подход к конкурентоспособности, основанный на базе учета трех основных факторов: степени удовлетворения потребителя продукцией, конкурентного потенциала предприятия и эффективности стратегии для определенного сегмента рынка, резервы повышения конкурентоспособности промышленного предприятия можно разделить на три группы.4

Первая группа резервов включает мероприятия, по повышению конкурентоспособности продукции исходя из предпочтений потребителей. К ней отнесены: снижение уровня издержек на единицу продукции; диверсификация ассортимента; формирование позитивного имиджа товаров; проведение взвешенной ценовой политики, выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями и товарами-аналогами.

Ко второй группе отнесены мероприятия по повышению конкурентного потенциала предприятия по направлениям: совершенствование производственного процесса и организационной деятельности; улучшение использования финансового потенциала, совершенствование социальной политики.

Совершенствование производственного  процесса и организационной деятельности предполагает: обновление основных фондов, улучшение их использования, а также оборотных фондов и площадей; совершенствование технологии производства продукции, материально-технической базы; эффективное использование научно-технического потенциала предприятия; обеспечение сертификации; совершенствование методов управления и организации производства; оптимизацию запасов; реорганизацию производственной и организационной структуры и др.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции и разработка рыночной стратегии предприятия на примере ОАО «Архангельский молочный комбинат»