Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:06, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью обеспечить устойчивое поступательное развития предприятия для достижения поставленной задачи ускоренного развития нашей страны. Преодолеть сложившуюся зависимость экономического положения страны от экспорта сырьевых ресурсов и импорта готовых высокотехнологичных изделий промышленного назначения и потребительских товаров можно только научившись выпускать отечественную высококачественную конкурентоспособную продукцию при неуклонном снижении затрат на её изготовление, т.е. постоянно повышая эффективность хозяйственной деятельности.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………...…..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВ-ЛИ…………..…6
1.1. Коммерческая деятельность: понятие, цели, задачи. Понятие эф-фективно-сти……………………………………….……………………………...6
1.2. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях торгов-ли………………………………………………………………………………….10
1.3. Методы оценки эффективности коммерческой деятельно-сти…...17
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ ООО «ВЯТСКИЙ ТРЕСТ»………………………………………………..33
2.1. Краткая характеристика предпри-ятия………………………...…….33
2.2. Оценка эффективности экономической деятельности торгового предпри-ятия……………………………………………………………………...36
2.3. Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Вятский трест» …………………………………………………………………………….44
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМ-МЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВЯТСКИЙ ТРЕСТ»………………66
3.1. Меры по снижению дебиторской задолженно-сти…………………66
3.2. Меры по повышению эффективности использования основных средств……………………………………………………………………………70
3.3. Меры по повышению квалификации торговых аген-тов………......71
Заключение………………………………………………………………..76
Библиографический список ……………………………………………..79

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом весь.doc

— 842.00 Кб (Скачать файл)

 

Рентабельность является одним из главных показателей эффективности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Данные о динамике показателей рентабельности приведены в таблице 2.18

 

Таблица 2.18

Показатели рентабельности деятельности ООО «Вятский трест»

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+,-) 2011г. к 2009г.

1

2

3

4

5

1.Товарооборот, тыс. руб.

36896

62686

83899

47003

2.Чистая прибыль отчетного периода, тыс. руб.

4077

3474

3876

-201

3.Общая рентабельность капитала, %

48,7

31,1

30,3

-18,4

4.Рентабельность собственного капитала, %

90,0

61,5

66,9

-23,1

5.Рентабельность перманентного капитала, %

90,0

61,5

66,9

-23,1

6.Рентабельность текущих активов, %

48,3

39,6

26,2

-22,1

7.Рентабельность продаж, %

11,0

5,5

4,6

-6,4

8.Рентабельность затрат, %

217,5

51,8

32,9

-184,6


 

Данные таблицы 2.18 позволяют сделать следующие выводы.

Динамика снижения показателя рентабельности капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.

Показатель рентабельности продаж определяет, сколько прибыли приходится на каждый рубль реализованной продукции. Снижение этого показателя до 4,6% в 2011 году обусловлено ростом издержек производства при сохранении прежних цен.

Общая рентабельность капитала показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля, вложенного в активы.

Данный показатель достигал своего максимального значения в 2009 году и составлял 90%, но к 2011 году данный показатель сократился до 66,9%.

Важным направлением анализа рентабельности является факторный анализ. Для расчета влияния факторов на показатель рентабельности текущих активов используют двухфакторную модель:

 

                                           (2.1)

Где, Ra – рентабельность активов;

Rоб – рентабельность оборота;

Kоб – оборачиваемость активов.

Исходные данные для факторного анализа рентабельности текущих активов представлены в таблице 2.19.

 

Таблица 2.19

Данные для факторного анализа рентабельности текущих активов

Показатель

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+,-) 2011 г. от 2010 г.

1.Товарооборот, тыс. руб.( )

62686

83899

21213

2.Средняя величина оборотных активов, тыс. руб. ( )

7003

10364

3361

3.Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, ( )

7,2

5,7

-1,5

4.Чистая прибыль, тыс. руб. ( )

3474

3876

402

5.Рентабельность продаж, % ( )

5,5

4,6

-0,9

6.Рентабельность оборотных активов, % ( )

39,6

26,2

-13,4


 

Проведем факторный анализ рентабельности текущих активов, применяя способ абсолютных разниц (2.2):

 

                          (2.2)

 

Изменение рентабельности текущих активов, всего:

в том числе за счет:

а) изменения рентабельности оборота:

б) изменения оборачиваемости текущих активов:

Проверка:

Проведенный анализ рентабельности текущих оборотных активов свидетельствует о снижении данного показателя по сравнению с 2010 годом на 13,4%. Основными причинами стали снижение рентабельности оборота и снижение оборачиваемости оборотных активов.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о невысокой эффективности коммерческой деятельности исследуемой торговой организации. Хотя в динамике за три года наблюдается рост прибыли, он связан только с ростом товарооборота. На протяжении исследуемого периода наблюдается снижение рентабельности деятельности предприятия. Таким образом, организации следует эффективнее наращивать обороты. 

В основе товарной политики предприятия лежит определение оптимального ассортимента товаров. Это означает включение в товарную номенклатуру тех товаров, сбыт которых, с одной стороны, ориентированы на потребности рынка, а с другой — положительно влияют на обеспечение экономической эффективности деятельности предприятия в целом, приносят ему прибыль и способствуют достижению других целей.

В результате анализа эффективности коммерческой деятельности предприятия, можно сделать следующие выводы.

В настоящий момент времени ООО «Вятский трест» специализируется на оптовой и мелкооптовой торговле и доставке алкогольной продукции.

Проведенный анализ основных технико-экономических показателей за исследуемый период свидетельствует о повышении эффективности использования ресурсного потенциала предприятия.

Классификация ассортимента товаров по группам показала, что в целом, несмотря на то, что некоторые товарные группы имеют низкий удельный вес в структуре товарооборота, ассортимент продукции ООО «Вятский трест» следует признать оптимальным, так как предприятие стремится удовлетворить потребности всех своих клиентов.

Большое внимание в организации уделяется мониторингу как поставщиков, так и клиентской базы. Наряду с этим ведется мониторинг рынка алкогольной продукции по Кировской области. В отношении поставщиков анализируются вновь появившиеся зарубежные и российские компании-производители на предмет возможности сотрудничества с ними. В последние годы в работе с клиентской базой с ее расширения приоритет сместился на удержание и выстраивание долговременных отношений с существующими клиентами.

Предприятие имеет сайт, благодаря которому клиенты могут ознакомиться с ассортиментом продукции и ценами на нее.

В целом коммерческую деятельность ООО «Вятский трест» следует признать достаточно эффективной, но тем не менее были выявлены некоторые недостатки, которые снижают эффективность коммерческой деятельности предприятия: недостаточная эффективность  использования основных средств и полученные значения коэффициента абсолютной ликвидности указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов с поставщиками.

В нашем случае для повышения эффективности коммерческого деятельности предприятия предлагается проводить анализ условий расчёта за продукцию. Именно он позволяет принять обоснованные решения относительно времени отсрочки платежа, объёма кредита, который может быть предоставлен отдельным покупателям с учётом их финансовой устойчивости, целесообразности предоставления скидок за ускорение расчётов.

Увеличение наличия основных фондов ООО «Вятский трест» недостаточно для увеличения финансовых показателей деятельности общества. Поэтому необходимо разрабатывать мероприятия по совершенствованию управления основными фондами.

 

3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ

КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВЯТСКИЙ ТРЕСТ»

 

3.1 Меры по  снижению дебиторской задолженности

 

Высокая доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных средств – одна из причин плохого финансового состояния многих предприятий. Так, например, на исследуемом предприятии доля дебиторской задолженности в структуре активов занимает более 50%, что требует значительного отвлечения денежных средств из оборота и формирования дополнительных объемов либо заемных, либо привлеченных средств. Дебиторская задолженность – особенный вид оборотных средств. Это долги данному предприятию других предприятий (организаций) – потребителей его услуг, т.е. деньги, которые предприятию еще только предстоит получить. Согласно требованиям ООО «Вятский трест» предприятия-покупатели должны рассчитываться с компанией в течение 1 месяца. Однако многие предприятия нарушают эти сроки. Не получив вовремя оплату от покупателей, предприятие не имеет необходимых средств для приобретения сырья, материалов, топлива, для внесения в бюджет налогов, т.е. находится в тяжелом финансовом состоянии. К тому же часть дебиторской задолженности составляют так называемые сомнительные долги. Это долги разорившихся, ликвидированных предприятий.

Немаловажным при повышении эффективности использования оборотных средств предприятия является управление дебиторской задолженностью, тем более что в нашем случае она занимает значительную долю в общей сумме оборотных активов ООО «Вятский трест».

На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:

- оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;

- анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.

В основе управления дебиторской задолженностью – два подхода:

- сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

- сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов – один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Оценка реального состояния дебиторской задолженности

ООО «Вятский трест» (прогноз на 2013 г.), тыс. руб.

Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности

Сумма дебиторской задолженности

Удельный вес в общей сумме, %

Вероятность безнадежных долгов

Сумма безнадежных долгов

Реальная величина задолженности

0-30 дней

3417,5

43,82

2

68,4

3349,2

30-60

2050,4

26,29

4

82,0

1968,3

60-90

1708,8

21,91

7

119,6

1589,1

90-120

341,6

4,38

15

51,2

290,4

120-150

170,8

2,19

25

42,7

128,1

150-180

68,6

0,88

50

34,3

34,3

180-360

34,3

0,44

75

25,7

8,6

Свыше 360

7,0

0,09

95

6,7

0,4

Итого:

7799

100

5,52

430,5

7368,5

Информация о работе Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности на предприятии