Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:06, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью обеспечить устойчивое поступательное развития предприятия для достижения поставленной задачи ускоренного развития нашей страны. Преодолеть сложившуюся зависимость экономического положения страны от экспорта сырьевых ресурсов и импорта готовых высокотехнологичных изделий промышленного назначения и потребительских товаров можно только научившись выпускать отечественную высококачественную конкурентоспособную продукцию при неуклонном снижении затрат на её изготовление, т.е. постоянно повышая эффективность хозяйственной деятельности.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………...…..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВ-ЛИ…………..…6
1.1. Коммерческая деятельность: понятие, цели, задачи. Понятие эф-фективно-сти……………………………………….……………………………...6
1.2. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях торгов-ли………………………………………………………………………………….10
1.3. Методы оценки эффективности коммерческой деятельно-сти…...17
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ ООО «ВЯТСКИЙ ТРЕСТ»………………………………………………..33
2.1. Краткая характеристика предпри-ятия………………………...…….33
2.2. Оценка эффективности экономической деятельности торгового предпри-ятия……………………………………………………………………...36
2.3. Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Вятский трест» …………………………………………………………………………….44
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМ-МЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВЯТСКИЙ ТРЕСТ»………………66
3.1. Меры по снижению дебиторской задолженно-сти…………………66
3.2. Меры по повышению эффективности использования основных средств……………………………………………………………………………70
3.3. Меры по повышению квалификации торговых аген-тов………......71
Заключение………………………………………………………………..76
Библиографический список ……………………………………………..79

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом весь.doc

— 842.00 Кб (Скачать файл)

Рассматриваемый показатель, однако, не позволяет судить об эффективности использования имеющихся ресурсов.

2. Рентабельности текущих издержек рассчитывается по формуле (1.11):

 

                                      (1.11)

Где, Иобр – сумма текущих издержек.

Этот показатель позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость. Он характеризует величину прибыли на 1 руб. текущих затрат. Чем она выше, тем больше эффективность деятельность предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения.

3. Коэффициент эффективности текущих  расходов рассчитывается по формуле (1.12):

 

                                        (1.12)

Где, Двал – валовой доход, руб.

Полученный показатель означает ту часть торговой надбавки, которая направлена на покрытие текущих издержек.

Недостатком двух последних показателей является неполнота отражения эффективности использования всех ресурсов.

С помощью факторного анализа можно оценить влияние изменений рентабельности за счет факторов изменения цены товаров и услуг и их себестоимости, а также на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия, инвестированный капитал, акционерный капитал.

4. Рентабельность совокупных затрат рассчитывается по формуле (1.13):

 

                              (1.13)

Где, ОФ – стоимость основных фондов;

ОС – стоимость оборотных средств;

ФОТ – стоимость содержания работников.

 

Данный показатель  показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.

Для углубления анализа рентабельности отдельно рассчитываются:

- рентабельность основных фондов,

- рентабельность оборотных средств,

- прибыль в расчете на 1м2 торговой площади складского помещения,

- прибыль в расчете на одного  торгового работника,

- прибыль к среднедневной (годовой) численности,

- прибыль в расчете на 1 руб. затрат  на содержание работников (фонд  оплаты труда + затраты на подготовку  кадров и охрану труда).

5. Рентабельность капитала:

- рентабельность всего капитала рассчитывается по формуле (1.14):

 

                                       (1.14)

Где, ССИ – среднегодовая стоимость имущества.

- рентабельность всех инвестиций рассчитывается по формуле (1.15):

 

                         (1.15)

Где, Пчист – чистая прибыль;

Пвып – выплаченные проценты по займам и кредитам;

СК – собственный капитал;

ДО – долгосрочные обязательства.

- рентабельность используемого капитала рассчитывается по формуле (1.16):

 

                                   (1.16)

Где, Преал – прибыль от реализации;

ССК – среднегодовая стоимость капитала.

- рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле (1.17):

 

                                 (1.17)

Где, СССК – среднегодовая стоимость собственного капитала.

- рентабельность акционерного капитала рассчитывается по формуле (1.18):

 

                                           (1.18)

Где, АК – акционерный капитал.

Названные показатели весьма удобны для практического применения. Они отвечают интересам различных участников. Например, администрацию предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, интересует отдача всех активов, участвующих в торгово-технологическом процессе; потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций.

В третьей группе показателей при расчете рентабельность вместо прибыли в расчет принимается чистый поток денежных средств:

- рентабельность товарооборота, которая рассчитывается по формуле (1.19)

 

                                                    (1.19)

Где, ЧП – чистый поток денежных средств.

- рентабельность капитала рассчитывается по формуле (1.20)

 

                                               (1.20)

- рентабельность собственного  капитала рассчитывается по формуле (1.21)

 

                                           (1.21)

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков, акционеров наличными денежными средствами. В развитой рыночной экономике – это приоритетная группа показателей для анализа доходности.

Используются и другие показатели рентабельности. Среди них эффективность прибыли (Эп) – показатель, позволяющий оценить долю чистой прибыли в валовом доходе, т.е. эффективность использования имеющихся ресурсов, применяемой практики, тактики и стратегии ведения бизнеса для достижения выбранной цели. Эффективность прибыли определяется по формуле (1.22):

 

                                       (1.22)

Для оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их применения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения.

Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и другими параметрами.

Система экономических показателей предприятия сферы товарного обращения основана на дедуктивном методе, который предполагает построение синтетического показателя, обобщающего результаты торгово-хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, характеризующих состояние той или иной стороны деятельности.

Систему показателей, используемых при оценке экономической эффективности торгово-хозяйственной деятельности, целесообразно построить по схеме:

 

Ресурсы                   Затраты                   Результаты


 

В соответствии с этой схемой наиболее часто используемые показатели оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, отражены в таблице 1.1

Использование предложенной методики проведения экономического анализа позволяет более глубоко и детально изучить все стороны деятельности предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, что ведет как к эффективному использованию имеющихся ресурсов, так и к выявлению неиспользованных резервов. Результаты такого анализа служат базой для принятия обоснованных управленческих решений.

 

Таблица 1.1

Показатели, характеризующие эффективность деятельности

предприятия

Группа показателей

Показатель

Эффективность использования основных фондов

Фондоотдача

Фондоемкость

Фондорентабельность

Фондовооруженность

Товарооборот на 1 м2 общей площади

Эффективность использования оборотных средств

Оборачиваемость оборотных средств

Эффективность использования трудовых ресурсов

Производительность труда

Товарооборот на 1 руб. расходов на оплату труда

Прибыль на одного работника

Прибыль на 1 руб. расходов на оплату труда

Эффективность текущих затрат

Уровень издержек обращения

Затратоотдача (товарооборот на 1 руб. текущих затрат)

Рентабельность текущих затрат

Коэффициент эффективности капитальных вложений

Срок окупаемости капитальных вложений


 

Таким образом, эффективность коммерческой деятельности является ключевым показателем. Она отражает характерные экономические, социальные, технологические, психологические и иные особенности объекта исследования. Экономическая эффективность определяется соотношением полученного результата или эффекта в стоимостном выражении с затратами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по его достижению. Для оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их применения дано в теории множественности целей, основу которой составлял системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВЯТСКИЙ ТРЕСТ»

 

2.1 Краткая характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью  «Вятский трест» основано в 1997 году.

Общество с ограниченной ответственностью «Вятский трест», его офис и склады находятся по адресу: г. Киров, ул. Северо - Садовая, д. 16а. на территории базы ОАО «Кировской коммерческой компании» (ОАО «ККК»).

Зарегистрировано предприятие регистрационно-лицензионной палатой г. Кирова 27.11.1997г. распоряжением о государственной регистрации юридического лица, утверждено решением учредителя 20.11.1997г.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственников по хозяйственному использованию своего имущества.

Общество имеет право открывать расчетные и иные счета в любых финансово-кредитных учреждениях, как в рублях, так и в иностранной валюте.

Общество обязано внести бухгалтерский учет и предоставить финансовую отчетность в порядке, установленном правовыми актами РФ.

Целью предприятия является наиболее полное удовлетворение потребностей оптовых покупателей и покупателей розничной торговли в разнообразной и качественной алкогольной продукции, как российского, так и импортного производства.

ООО «Вятский трест» занимается реализацией алкогольной продукции и деятельность организации подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции ФЗ от 21.07.2005 г. № 102-ФЗ) ООО «Вятский трест» имеет лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Летом 2011 года ООО «Вятский трест» успешно прошло перелицензирование, предприятием получена лицензия  А 647557 рег.№21623 от 7 июня 2011 года.

В настоящий момент времени компания специализируется на оптовой и мелкооптовой торговле и доставке алкогольной продукции: вина, водки, коньяков, шампанского и игристых вин, ликеров, ромов, текилы, виски и других алкогольных напитков.

Ассортимент оптового склада компании «Вятский трест» представлен разнообразной алкогольной продукцией, которая  предназначена для широкого круга потребителей. Основными клиентами организации являются розничные предприятия города Кирова и Кировской области: магазины, кафе, рестораны, а также другие оптовые предприятия города. Налажены контакты с предприятиями других регионов, в частности с фирмами Республики Коми, Костромской и Архангельской области

Цели предприятия:

- создание базы постоянного рынка сбыта;

- укрепление лидирующих позиций в сфере оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией;

- удовлетворение потребностей покупателей в продукции высокого качества;

- получение максимального годового дохода.

Организационная структура представлена на рисунке 2.1

Организационная структура предприятия основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними.

Структура управления представлена на рисунке 2.2

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Вятский трест»

 


 


 


 


 






 



 

Рисунок 2.2 – Структура управления ООО «Вятский трест»

За текущую деятельность предприятия отвечает директор и главный бухгалтер. Сфера полномочий директора определяется законодательством РФ и Уставом. Директор единолично исполняет функции исполнительного органа общества. Подготовка и обслуживание решений производится коллегиально, а принятие решений и ответственность - первым руководителем единолично.

Всей торговой сетью руководит начальник коммерческого отдела, ему же подчиняются заведующие магазинов.

Структура управления предприятием является линейно-функциональной.

Миссия ООО «Вятский трест» заключается в обеспечении населения Кировской области и других регионов качественной алкогольной продукцией по доступным ценам.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности на предприятии