Этические нормы в экологии человека (экологическая этика). Роль экологического воспитания и образования человека в осуществлении этих нор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 19:57, реферат

Краткое описание

Задачи экологической этики: 1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек – центр и царь природы; 2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.
Экологическая этика сегодня охватывает разнообразные, не обязательно связанные области, антология ее включает:
1. Права животных.
2. Этика Земли.
3. Экофеминизм.
4. Глубокая экология.
5. Поверхностная экология.
6. Права геообъектов (скал, долин) и так далее.
7. Биоэтика.

Содержание

1. Понятие экологической этики
2. История экологической этики
3. Ценности природы
4. Права природы
5. Этические принципы и правила обращения с природой
6. Экологическое и антропоцентрическое сознание
7. Экологическое воспитание и образование в РФ
8. Пути и методы экологического образования, воспитания

Вложенные файлы: 1 файл

Этические нормы в экологии человека.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этические нормы в экологии человека (экологическая этика).

Роль экологического воспитания и образования человека в осуществлении этих норм и его экологической безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 930104-2

Шелякова О.А.

 

 

Содержание:

  1. Понятие экологической этики
  2. История экологической этики
  3. Ценности природы
  4. Права природы
  5. Этические принципы и правила обращения с природой
  6. Экологическое и антропоцентрическое сознание
  7. Экологическое воспитание и образование в РФ
  8. Пути и методы экологического образования, воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие экологической этики.

Экологическая этика – учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Экологическая этика образовалась на границе классической этики и экологии. Экологическая этика – междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшаяся на стыке естественнонаучных и общественных наук. Экологическая этика является прикладной дисциплиной, поэтому она – оценка конкретных действий, в связи с чем её предметом является моральное отношение человека как к природе в целом, так и к отдельным её представителям.

Методами экологической этики являются: диалектический метод, системный метод, экволюционный метод, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.

Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям: 1) люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой; 2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека.

Задачи экологической этики: 1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек – центр и царь природы; 2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.

Экологическая этика сегодня охватывает разнообразные, не обязательно связанные области, антология ее включает:

1. Права животных.

2. Этика Земли.

3. Экофеминизм.

4. Глубокая экология.

5. Поверхностная экология.

6. Права геообъектов (скал, долин) и  так далее.

7. Биоэтика.

2. История экологической этики.

Как научное направление Экологическая этика сформировалась в 80-х гг. 20 в. Этические мысли по отношению к живой природе высказывались основоположниками всех мировых религий. Основателями Экологической этики как науки являются О. Леопольд и А. Швейцер. В своих классических трудах они сформулировали идею о том, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным.

С 1970-х гг. экологическая этика стала преподаваться в США. Затем аналогичные курсы были введены в вузах Англии, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии, а в середине 80-х гг. – в других развитых странах.

В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы – первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.

В России впервые о гуманном отношении к животным сказано в Уставе благочиния, изданном в 1782. Одним из первых экоэтические взгляды стал выражать в сер. 19 в. Н. Щербина. Об этическом отношении к природе писали Тургенев, Достоевский, Хлебников и особенно Л. Толстой. Друг последнего В. Чертков впервые в России выступил против любительской охоты («Злая забава»). В 1899 вышла книга Фишера, впервые заявившая о правах животных. Позднее его идеи были развиты Семеновым-Тянь-Шаньским и Кожевниковым.

В советские времена этические отношения к природе практически не разрабатывались. Исключение составляет книга Д. Андреева «Роза мира». В 60-х гг. 20 в. появились статьи Леонова, Рябинина о морали любительской охоты, благодаря которым в России на длительный срок была запрещена весенняя охота, а при некоторых городских обществах охраны природы созданы секции по защите животных от жестокого обращения.

Однако существенного влияния на государственную политику это не оказало. В СССР лишь в 1988 (одновременно с Китаем и Турцией) было создано Всесоюзное общество покровительства животным.

Экологическая этика стала развиваться в России и странах СНГ уже в конце 1990-х гг. В Москве была издана книга Павловой «Биоэтика в высшей школе». С 1999 в Киеве выходит «Гуманитарный экологический журнал», а с 2001 регулярно проходят ежегодные семинары по Экологической этике. С того же времени вышло несколько учебных пособий Борейко.

  1. Ценности природы.

Ценности природы бывают внутренними и внешними. «Полезности» для других называются внешними ценностями, «полезности» для себя — внутренней ценностью или самоценностью. Например, рябина обладает внутренней самостоятельной ценностью (самоценностью) полезной только для себя, а также целой группой внешних ценностей — эстетической, экономической, хозяйственной, научной, ресурсной и т.п. — полезных для человека, которому дает свои ягоды, для снегирей, которых подкармливает зимой, для различных насекомых, которым служит домом, а также для соседнего ручья, которого знойным летом защищает от высыхания. В Новой Зеландии, в принятом в 1991 г. законе «Об управлении природными ресурсами», защита внутренней ценности экосистем впервые в мире получила законодательную основу.

Тот, кто имеет внутреннюю ценность, обладает моральным статусом, собственным благом, моральными правами, достоинством и должен считаться моральным партнером. Внутренняя ценность всех живых существ одинакова, в то время как внешние ценности могут различаться.

Внешние ценности природы подразделяются на экономические и неэкономические. Экономические ценности можно рассчитать. Это хозяйственная и рекреационная ценности. Неэкономические ценности расчетам не поддаются. К ним относятся 18 видов ценностей: историко-культурная, существования, патриотическая, религиозная, эстетическая, наследия, этическая, символическая, духовная, эталонная, научная, свободы, музейная, воспитательная, образовательная, экологическая, вдохновения, оздоровительная. Возможны и дополнительные ценности.

Могут возникать конфликты между экономическими и неэкономическими ценностями. Неэкономические ценности признаются более важными. Затруднение вызывают оценка неэкономических ценностей.

4. Права природы.

Все живое имеет моральные права в силу наличия внутренней ценности, а также ввиду факта своего существования. Права природы – это конкретизированные нормы справедливых отношений человека к природе, рассматриваемой как моральный партнер.

Уважать и защищать права природы означает защищать её интересы вне зависимости от человеческих чувств или соображений экономической выгоды. Человек, признавая права природы, одновременно обязуется их защищать.

Права природы, так же как и права человека, не являются абстрактным понятием. Их приходится нарушать, но для этого требуется серьезная моральная мотивация. Так, пропитание человека является значимым моральным аргументом, позволяющим нарушить право свиньи. Однако любительская охота не является серьезным моральным аргументом, чтобы нарушить право на жизнь животных.

Следует отметить, что в самой природе понятия прав не существует. Лиса, поедая зайца, не нарушает его права, так как права природы — это понятие экологической этики, рассматривающей моральное отношение людей к природе, а не между частями дикой природы: зайцами и лисами.

Признание прав природы имеет следующее значение:

1) позволяет сформулировать новые  весомые аргументы для создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ);

2) будет способствовать применять  практику подачи исков в суд  для защиты интересов природы;

3) способствует повышению эффективности  экологического воспитания и  образования;

4) создает особый моральный, а  затем и правовой фон охраны  природы.

За живыми существами признаются следующие права:

  1. Право на жизнь;
  2. Право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания;
  3. Право на необходимую для жизни долю земных благ;
  4. Право на защиту законом.

Природные экосистемы имеют следующие права:

  1. Право на существование;
  2. Право на свободу от человеческого контроля и управления;
  3. Право на защиту законом.
  4. Этические принципы и правила обращения с природой.

В экологической этике разработаны специальные принципы и правила , регламентирующие наши отношения с природой. Они довольно просты, удобны и могут с успехом применяться в повседневной практике.

Принципы экологической этики, в отличие от правил, имеют более общий характер и говорят, какие действия мы обязаны осуществлять или воздержаться от них.

Пять экоэтических принципов:

  1. Не навреди. Этот принцип обязывает человека не причинять вред живым существам, видам живых существ или экосистемам.
  2. Не вмешивайся. Этот принцип требует воздерживаться от ограничений свободы живых существ, видов живых существ или экосистем. Ибо для любого существа или экосистемы свобода — это отсутствие человеческого вмешательства в их дела.
  3. Будь порядочным. Этот принцип требует от человека не обманывать диких, так и не предавать домашних животных. Согласно этому принципу любительская охота, во время которой часто обманывают животных с целью нанести им вред, является аморальной.
  4. Соблюдай права природы. Этот принцип основан на признании и уважении прав природы.
  5. Компенсируй ущерб. Если человек нарушает какой-либо из вышеперечисленных принципов, он причиняет природе ущерб. Поэтому, по справедливости, он должен его компенсировать. Это может быть создание охраняемых природных территорий, защита редких видов, восстановление нарушенного качества окружающей среды, помощь животным и растениям и т.п.

Правила экологической этики имеют более узкую сферу применения. О них приходится вспоминать тогда, когда возникает конфликт между интересами человека и природы.

Пять экоэтических правил:

  1. Правило самообороны. Можно нарушить права природы, если мотивацией является необходимость обеспечения пропитанием, а также защита жизни, здоровья или имущества.
  2. Правило справедливого распределения. В случае столкновения жизненно важных интересов людей и природы обоим конфликтующим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ.
  3. Правило пропорциональности. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных интересов человека приоритет отдается природе.
  4. Правило минимального вреда. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных, но существенных интересов человека, возможно нанесения вреда природе, но этот вред должен быть минимальным.
  5. Правило справедливого возмещения. Если в случае удовлетворения интересов человека нанесен вред природе, то этот вред должен быть компенсирован.

Однако не во всех ситуациях правила и принципы экологической этики могут показать выход из сложной ситуации конфликтов интересов природы и человека. В таком случае нужно ориентироваться на особый экоэтический идеал.

Под экоэтическим идеалом понимается такое сообщество или мир, где благо живых существ и экосистем может быть достигнуто только одновременно с (частично контролируемым) удовлетворением человеческих потребностей. К этому нужно стремиться. Люди не могут жить без идеалов. Стремление к идеалам делает людей лучше, чище и справедливей.

6. Экологическое и антропоцентрическое сознание.

Современное антропоцентрическое сознание носит абсолютно прагматический характер. Для него характерны следующие особенности: 
1. Высшую ценность представляет человек. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку может быть полезно человеку. 
2. Целью взаимодействия человека с природой является ее использование. 
3. Правильно и разрешено то, что полезно человеку. 
4 .Этические  нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы . 
5. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, подчиненный развитию человека. 
6. Природа охраняется ради ее рационального использования человеком.

На смену антропоцентрическому сознанию должно прийти экоэтическое сознание, которое характеризуется такими особенностями: 
1. Одинаковую самоценность представляют все живые существа (в том числе и человек) и экосистемы. 
2. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение, как минимальных потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. 
3. Правильно и разрешено то, что полезно и природе, и человеку и не нарушает экологическое равновесие. 
4. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей между собой, так и на их взаимодействие с миром природы. 
5. Дальнейшее развитие природы и человека видится как процесс коэволюции (мирного, равноправного развития). 
6. Природа охраняется человеком в первую очередь ради нее самой.

7. Экологическое воспитание и экологическое образование в РФ.

Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования является федеральный закон «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние на окружающую среду. Статья 73 закона «Об охране окружающей среды» прямо указывает на то, что руководители организаций, ответственные за принятие решений, которые могут повлиять на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Информация о работе Этические нормы в экологии человека (экологическая этика). Роль экологического воспитания и образования человека в осуществлении этих нор