Нормы экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое право – одна из отраслей российского права.
Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это размышление, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы регистрируют то, что должно быть. Согласно теории государства и права норма права – это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.

Содержание

Нормы экологического права 3
Понятие норм экологического права 4
Виды норм экологического права 5
Практическое задание. Задача 29 9
Список использованной литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОТЛНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Нормы экологического права 3

Понятие норм экологического права 4

Виды норм экологического права 5  

Практическое задание. Задача 29 9

Список  использованной литературы  10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормы экологического права

 

Экологическое право – одна из отраслей российского права.

Нормы права относятся  к разряду социальных норм. Норма  права – это размышление, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы регистрируют то, что должно быть. Согласно теории государства и права норма права – это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.

 

 

Понятие норм экологического права

 

Нормой экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.

Нормы экологического права  делятся на три группы:

  • отраслевые – охрана и использование отдельных природных объектов – земли, недр, вод, лесов и т.д.;
  • комплексные – охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;
  • экологизированные, предусмотренные другими отраслями права – административного, уголовного, хозяйственного и др., требующие соблюдения правил охраны окружающей среды.

Классификация норм права  может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

  • по предмету правового регулирования в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли;
  • по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании:
  • регулятивные (управомочивающие, обязывающие и запрещающие);
  • охранительные – предусматривающие меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав;
  • специализированные (нормы специального действия) – нормы о нормах (дефинитивные – содержащие легальные определения терминов, коллизионные – рассчитанные на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю, оперативные – отменяют действие других норм, продлевают их действие или распространяют действие на более широкий круг субъектов или отношений).

По характеру обязательности нормы подразделяются на:

  • императивные – носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено;
  • диспозитивные – предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.

По содержанию выделяются технико-юридические нормы, нормы технического содержания.

По форме это юридические  нормы, по содержанию – технические правила (СанПиНы, СНиПы и т.п.).

 

Виды норм экологического права

 

Исходя из  содержания юридического предписания эколого-правовые нормы подразделяются на:

  • нормы-принципы – закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды:
  • окружающей среды: предотвращение вреда окружающей среде;
  • охрана жизни и здоровья человека;
  • обеспечение рационального использования природных ресурсов;
  • устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие;
  • свободный доступ к экологической информации;
  • разрешительный порядок воздействия на окружающую среду;
  • платность природопользования;
  • принцип загрязнитель платит;
  • ответственность должностных лиц, предприятий, общественных организаций и граждан за нарушение требований экологического законодательства;
  • соответствие российского и международного экологического законодательства.
  • нормы-приоритеты – устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Различают нормы –  приоритеты отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровней. Отраслевые приоритеты содержатся в природоресурсных кодексах: земельном, лесном, водном и т.д.

Нормы-правила предусматривают экологические требования – императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются на

  • предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществлению неправомерного действия, которое может повлечь вредные последствия. Предупредительные и запретительные императивы – это основной комплекс эколого-правовых норм;
  • запретительные, нацелены на недопустимость совершения действий причиняющих вред окружающей природной среде.
  • восстановительные или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации расходов на возмещение ущерба и затраты на проведение природоохранных мероприятий;
  • карательные императивы, имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление;
  • поощрительные, эколого-правовые нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей среды. Такие нормы предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
  • разрешительные и обязывающие и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. Разрешительные – по решению специально-уполномоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Обязывающие – природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования.

 

 

Практическое задание 

Задача 29

 

Гражданин Р. предъявил в городской суд г. Санкт-Петебурга иск к мэру Санкт-Петебурга о признании его действий, выразившихся в непринятии мер по обеспечению права граждан на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей природной среды, неправомерными и о предоставлении экологической информации.

Суды отказали истцу  в приеме заявления и рассмотрели  дела по существу. Их доводы сводились к тому, что данный спор неподведомствен суду, что право, за защитой которого обратился гражданин, в законодательстве  закреплено не чётко, а формы его обеспечения не конкретны?

Правомерен ли отказ  судов?

Что Вы посоветовали бы предпринять  в данной или аналогичной ситуации?

 

Иск гражданина Р. может быть принят городским (районным) судом к рассмотрению по существу, т.к. в данном случае ущемлены его права.

Право на предоставление экологической информации  декларировано  в ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Статья 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей  5 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания.

Согласно ст. 11 Закона РФ об охране окружающей природной среды, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Возможно, органы местного самоуправления  города  Санкт-Петебурга приняли не все меры по предотвращению неблагоприятных воздействий окружающей природной среды. Недостаточное знание дел, требующие специальных знаний в данной области и находящиеся в ведомстве исполнительной власти также не освобождает от ответственности. В судебном заседании мэру города  Санкт-Петебурга необходимо предъявить доказательства принятых экологических мер по данному делу.

Гражданин Р. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления своевременной, полной и достоверной экологической информации. Конституция России ч. 2 ст. 24 предусматривает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

 В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане вправе обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, получать своевременные и обоснованные ответы.

Посредством заявления гражданин Р. может обратиться к конкретному должностному лицу о содействии в реализации принадлежащего ему конституционного права на благоприятную окружающую среду, основные элементы которого конкретизированы в законах РФ и субъектов РФ.

Подать жалобу должностным лицам, в подчинении которых находится принявший обжалуемое решение или иски в суд о защите прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о возмещении вреда окружающей среде, а также их жизни, здоровью и имуществу.

 

Список использованной литературы и нормативных источников

 

Нормативные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), «Российская газета» от 25.01.1993 г.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г.), «Российская газета», № 67 от 05.04.1995 г.
  3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, Собрание законодательства РФ, № 14 за 1999 г.
  4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, «Российская газета», N 6 от 12.01.2002 г.
  5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», «Российская газета» N 6 от 12.01.2002 г.

Специальная литература

 

  1. Веденин Н.Н. Экологическое право: учеб.- 2изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 г.
  2. Кузнецова Н.В.  Экологическое право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000 г.
  3. Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник, М., 1993 г.
  4. Сборник нормативных актов по экологическому праву РФ, М., 1995 г.

 

 

 

06.02.2012 г.


Информация о работе Нормы экологического права